Я думала, что ничего. Ничего хорошего. Собиралась даже выкинуть ее, если бы не слабая надежда спасти хоть какие-то кадры. Раньше, когда я перематывала пленку (а на зените - это ручной труд), такого никогда не случалось.
В итоге, спасла я несколько неплохих кадров. Поместив порванную пленку в непроницаемую колбочку (я думала, что она не пропускает свет), я отдала ее на проявку, не особенно надеясь на успех.
Что ж, покажу вам эти снимки (самые красивые), хоть было это месяца полтора назад. И расскажу заодно о том, как все начиналось.
1. За счет того, что колбочка все-таки пропускала свет, многие кадры не подлежали восстановлению, а некоторые получили вот такой вот интересный набор фильтров
Фотографом меня назвать сложно. Снимаю я постоянно, но не потому, что умею, а потому, что нахожусь в постоянном желании совершествовать свой навык. Зеркалка по-прежнему не всегда меня слушается: в помещении до сих пор снимаю с натягом и в сумерки выходит кое-как. Но иногда мне очень нравится, что я вижу в результате.
В пленке я вообще новичок, меньше года как достала из отцовских закромов старый Зенит (раньше если и бралась, то несерьезно, но не буду забегать вперед). Сначала получалось не очень: снимки выходили сине-зелеными, слишком светлыми, по большей части нерезкими.
Однако, странное дело, уже тогда случайные кадры (снятые в движении или в последний момент, без "пристрелки") выходили лучше тех, когда ты минуту выстраиваешь композицию и налаживаешь резкость.
2.
3.
4.
5.
У пленки удивительный эффект: ты никогда не знаешь, что у тебя получится и получится ли вообще. Ты вынужден полностью положиться на свои руки, глаз и свет. На протяжении всего процесса результат - это тайна. От момента, когда ты вставил катушку в аппарат до момента, когда ты увидишь фото, может пройти пару дней, неделя или даже две. Это, пожалуй, первое, что завораживает в аналоговой фотографии.
Второе. Это странные эффекты, которых невозможно специально добиться на цифре. Волоски, засветы, шумы. Добавить эти фильтры можно в спец.редакторах, но на пленке это получается само собой, причем тоже всегда неожиданно, каким-то волшебным образом.
6.
7.
Когда я еще под стол пешком ходила, мой отец занимался фотографией. И не развлечения ради, как я сейчас. А как все тогда - дети ложатся спать, а родители тем временем, при красной лампе в ванной комнате проявляют снимки своих детей. Тогда все снимали на Зениты, Фэды и т.п. Других камер не было ни у кого.
У отца была тумбочка, которую он всегда закрывал ото всех (читай - от меня) на ключ. Там хранились фигурные ножи для обрезки фотографий, пластиковые баки для проявки, проявители, удлинительные кольца, пачки плотной и глянцевой фотобумаги и еще много всего). Я с восторгом наблюдала, как он обрезает готовые фотографии и помещает их в альбом, такой с картонными листами и маленькими бумажными уголками.
Мое второе знакомство с аналоговой фотографией произошло спустя много лет, на первом курсе университета. Пары по фотоделу у нас вел очень колоритный пожилой мужчина с длинной седой бородой (по совместительству он преподавал у нас и на журфаке МГУ). Он был похож на старца Фура.
Первые занятия мы изучали историю фотографии, технические основы и много чего еще теоретического и довольно скучного. Но как-то раз он принес 15 зенитов, коробку пленок и отпустил всю группу на две пары гулять по окресностям города в творческих поисках. С большой теплотой вспоминаю те уроки - это были одни из самых интересных пар в университете. Не потому что гуляли во время занятий, а потому что все отснятые кадры собственоручно потом кадрировали, проявляли и печатали в подвале при красном свете. Настоящее путешествие во времени, не иначе.
У меня даже сохранилось несколько этих фотографий.
8.
9.
10.
Мы настолько увлеклись этим делом, что дружно достали свои домашние аппараты (у кого сохранились) и на досуге снимали уже для себя. Получалась откровенная фигня, но нам было так интересно! Тот самый отцовский Зенит был со мной тогда, снимаю я на него и сейчас продолжая семейную традицию.
Спустя почти пять лет я снова взялась за этот аппарат. Во многом, меня вдохновил
furiipu. Он фотографировал на Фэд и Яшика, а мне было интересно, получится ли что-то с пленкой у меня. Снова.
Мои эксперименты с наших
московских прогулок я публиковала летом в жж. И на его Яшика я снимала
балтийское море. Очень романтичные кадры получились тогда!
Были летом у меня опыты и с черно-белой пленкой. С ней вообще получилось забавно: то ли я забыла выставить под нее параметры исо и выдержки на самом аппарате, то ли еще что, но из всех 36 кадров (с путешествия в Калининград) вышло только пять-шесть тех, которые я специально досняла по возвращении, перед тем как отдать катушку в проявку. Остальные оказались засвечены. Было так обидно.
А вот и они кстати, спасенные. Не все.
11. Жуковский
12.
13.
14.
15.
Пленка - это очень интересно. Действительно, если этим болеть, можно творить настояшие чудеса с помощью оптики.
16. Вот как здесь. Для меня до сих пор загадка, как это все так получилось.
Но такая фотография требует времени, терпения и вложений. К сожалению, за неимением некоторых этих вещей, у меня с пленкой назрел очередной перерыв в отношениях. Надеюсь не навсегда.
А для вас что значит такая фотография сейчас? Советское прошлое или милое увлечение молодых хипстеров? Давно держали в руках аналоговый фотоаппарат?