Не ЧТО, а КАК!
"ЧТО" - два портрета, две женщины, находящиеся в практически одинаковом ракурсе.
И это единственное, что может быть похожим в этих произведениях. "КАК" совсем разное.
Внимательно рассматриваю.
Портрет Маргариты
Женщина в черном галстуке
«Портрет Маргариты». Того, что окружает модель, - это конкретная обстановка. Линии спинки стула, очертания двери на заднем плане создают много прямых углов. Здесь манера линеарная, во втором же портрете характер живописный.
Как распределяются цветовые пятна? В «Портрете Маргариты» они следуют за композицией: вот очерчено лицо и шея - одно цветовое пятно, область одежды - второе, дверь и стена на заднем плане - третье. Но у «Женщины в черном галстуке» - пятна неясные, неупорядоченные в соответствии с обстановкой: одежда и галстук - это только наметки реального облика, персонаж сливается с размытым фоном, особенно в нижней части это взаимопроникновение усиливается. Галстук - мы догадываемся, что это он, потому что это сходящийся на нет непринужденно скользящий мазок. Контур героини утопает в грязноватых нюансированных мазках, она и все что вокруг - единое целое, неделимое на отдельные плоскости. Напротив - «Маргарита» - мы можем рассматривать по отдельности каждую часть картины - персонажа и комнату.
Композиция. «Женщина в черном галстуке» - мягкий наклон головы и покатые плечи образуют плавный изгиб. У Маргариты тоже голова наклонена, но написана она так, что возникает иллюзия будто ее, эту хрупкую треугольную головку, насадили на твердую шею, чувствуется какая-то несуразность, диспропорциональность, и ближе эта форма не к изгибу, а к твердой вертикали. У Маргариты композиционно движение идет в двух противоположных направлениях - она повернута налево корпусом и подбородком, а глаза устремлены четко вправо. Глядя на волосы Маргариты я, кажется, медленно и тяжеловато дышу. Пряди материальны и лежат довольно собранно. Они даже прочерчены отдельными линиями в одном направлении, они будто под контролем. Что-то волевое есть в этом движении.
А прическа у второй героини производит впечатление чего-то полу-невесомого, с робкими окружностями и со свободно и безвольно распадающимися маленькими прядями.
Пропорции. В лице Маргариты глаза и зрачки огромны, нос тонкий и длинный, подбородок остренький - внимание цепляется за каждую черту. Такие пропорции дают некое волнение в теле. Пропорции лица второй героини более гармоничны, соотношение черт равномерное и правильное, практически полная симметрия в лице. Более простые, легко воспринимаемые черты.
Дальше колорит. Маргарита - бледноватый и не очень естественный цвет лица, прохладная светло-лиловая гамма одежды с примесью белого, грязноватые блеклые оттенки, несильные. У другого персонажа - в колорите тоже нет ясных пятен, тоже грязноватость, но совсем другая - она, эта грязноватость, теплая. Лицо - такая женственная декоративность - светится от теплого персиково-алого румянца, губы подчеркнуты теплым алым. Во всем - фон, одежда, лицо и макияж - налет буро-желтоватой краски. Сразу возникает чувство чего-то уютного. Эта барышня располагает к себе. Открытость некая здесь и, напротив, «Маргарита - с прохладцей, более отстраненная, закрытая.
Откликаюсь на линии «Маргариты». Линия губ справа сильно изогнута - форма деформирована. Острота, выпуклости и вогнутости чередуются, резкий угол, твердый контур. В теле появляется слегка напряжение - левый глаз сталкивается с переносицей, линия переносицы заканчивается резко и движется стремительно, скатывается. В любой линии лица Маргариты - переносица, очертания глаз, брови - угловатость, дисгармоничность. Происходит остановка дыхания, как будто тебя толкнули неожиданно, что-то в горле не позволяет расслабиться.
У героини с галстуком в линии губ нет острых углов, но есть округлость и мягкость, форма выпуклая и живая. Ты сразу расправляешься, и ровно, легко, но не глубоко, поверхностно, дышишь, с аккуратностью и скромностью. Здесь медлительность и податливость. Это расслабленность вплоть до вялости.
Фигуру Маргариты полностью очерчивает контур - пусть не цельные четкие линии, но контур. Мы зрительно схватываем воротник рубашки, очертания рукава, талию и т.д. У второй барышни - атмосфера будто ватная. "Женщина в черном галстуке" словно погружает в сон, дымка, намек, размытость, мягкая женственность. Ее портрет построен на ритме округлых линий, ритме небыстром, слегка замедляющем движение. Здесь форма, в которую вписывается лицо, - овал. Лицо Маргариты - в треугольник. В «Портрете Маргариты» будто есть и сила (распределение цветовых пятен, контуры), и слабость (уголки глаз опущены, что дает немного грустное выражение лица). Во всем облике чувствуется какая-то ломкость.