Ангел Златые власы. Современное прочтение

Feb 09, 2014 23:10

Сегодня случайно наткнулась на несколько работ наших современников, которые изобразили копию иконы "Ангел Златые власы". И сразу подумала, что в разговоре об уровне образности и искусство-неискусство сравнение таких примеров будет очень кстати.



Икона "Ангел Златые власы", 2я пол XII в.

Ниже привожу находку, которая меня "поразила".



То, что образ не имеет ничего общего с религиозным чувством, мягкостью, кротостью, не самое страшное. Самое страшное - КАК, т.е. насколько этот образ не имеет ничего общего. Он воспринимается как прямо противоположное тому идеальному запредельному пространству, когда тело воспаряет, теряя материальную основу, и едва слышно теплое дыхание, одухотворенность, - как пространство мещанской повседневности, карикатура приземленности. Лицо расплывается - вот, что значит другие пропорции и ритмы, контуры вялые и неопрятные. Колорит: кукольно-розовый цвет губ в сочетании с грязноватым тоном лица - не рождает эстетически сложного эмоционального эффекта, а еще больше уплощает этот образ.

Еще одна вариация на тему такого же уровня:


Дату создания этой иконы и ее автора мне найти не удалось. Здесь, в отличие от предыдущих двух работ, есть выразительные линии, нет их вульгарности и пошлости. Но если ставить последнюю икону рядом с оригиналом - чувствуется, что уровень эмоционального посыла здесь гораздо слабее. Образ более односоставный - опадающая мягкость и внутренняя тишина, но не та сложнейшая эмоция оригинала, где кротость соседствует с величественной мудростью и духовной силой.



Previous post Next post
Up