Осмысливая книгу Мари-Анн Поло до Болье…
Контекст: период с 11в. до середины 14в.
Вот только сейчас осознала, насколько вся жизнь была пронизана религией. Религиозное мышление определяло все стороны светской жизни.
Война, крестовые походы - в поддержку римско-католической церкви и ее распространения на Востоке.
Судебная система - церковь (епископы) выносила приговор, а уже светский суд вел процесс и приводил приговор в исполнение.
Светские события - рождение ребенка, брак, достижение возраста отрочества/юности/зрелости/старости - все контролировались церковью через каноны, церемонии, обряды причащения и пр.
Духовенство стремилось укрепить контроль над образованием, опираясь на Библию и духовные проповеди. Можно сказать, церковь организовала монополию на образование и просветительство. При этом церковники выступали враждебно к научному познанию, к научной логике, к теологии как науке, к учению Аристотеля, алхимии. Часто возникали конфликты церкви с новыми учеными, которые настаивали на примате разума и рационализме в восприятии веры. Только в 13в. стали появляться университеты, но главными факультетами были богословские. Церковь наряду со светской властью была крупным землевладельцем по аналогичной системе феодальных отношений (замки монашеских орденов).
Все виды искусства создавались в контексте божественного, под впечатлением от религии: первые стихи - жития святых, музыка для церковной службы, монументальная живопись и религиозная архитектура (соборы).
ЦЕРКОВЬ И СВЕТСКАЯ ВЛАСТЬ:
«Европа также простирала свое владычество, насаждая христианство среди населения стран восточных окраин и северных территорий Европы: исландцы, венгры, поляки, норвежцы, шведы и пруссы насильно или путем убеждения были обращены в христианство.»
«1075: Установление «папского диктата» Папой Григорием VII (1073-1085 гг.), утвердившим примат верховной власти понтифика. Он стоял во главе церкви, и его господство было всеохватывающим и распространялось на всех епископов и светских государей, которых он мог отстранить от церкви или низложить за несоблюдение религиозных канонов.»
«1075-1122: Конфликт в борьбе за инвеституру: воспользовавшись властью, предоставленной «папским диктатом», Григорий VII запретил любым представителям светской власти (императорам или королям) назначать епископов и аббатов, лишив их права осуществления контроля над церковной жизнью.»
«1122: Заключение Вормского конкордата между папой и императором Священной Римской империи, поставившего точку в многолетнем конфликте за инвеституру. В соответствии с соглашением утверждался принцип свободного выбора высшим духовенством епископов и аббатов. По условиям Вормского конкордата за выборами следовала двойная инвеститура: светская - король вручал скипетр, символ власти над землями епископства или аббатства, и духовная - архиепископ вручал кольцо и посох, символы духовной власти и пастырского служения.»
«1252: Процедурой ведения инквизиционных трибуналов было разрешено применение пыток.»
«В 1321 г. прокаженные, обвиненные в отравлении колодцев, подверглись жестокому истреблению. …болезнь воспринималась как возмездие за совершенный грех…»
« Существовал еще один обряд, знаменующий начало взрослой жизни: посвящение в рыцари. Этот ритуал первоначально имел светский характер, но с течением времени стал приобретать религиозный оттенок и превратился в церковную церемонию… Начиная с XIII в., эта церемония, становящаяся все более роскошной и пышной, стала доступной только для выходцев из аристократических семей, единственных, имевших право на вступление в рыцарское сословие. В XIV в. обряд посвящения в рыцари, лишившись первоначального военного значения, становится придающим почет и уважение «украшением» жизни нобилитета.»
«Святой Ансельм (Кентерберийский, 1033-1109 гг.), преемник Лафрана, пытался внести гармонию в традиционное определение веры, построив его на принципах рационализма, охватывающих природу Бога, Троицы, понятия истины, свободы воли, грехопадения и воплощения Христа, необходимых для искупления грехов. Аргументируя свои убеждения, Ансельм отстаивал примат разума, а не традиционных религиозных авторитетов: Библии, церкви и ее отцов.»
«В XIII столетии открытие творчества Аристотеля и его арабских комментаторов - Авиценны, Аверроэса и Моисея Маймонида - потрясло средневековый духовный мир. Францисканец Александр Хейлский (умер в 1245 г.) и доминиканец Альберт Великий (умер в 1280 г.) были первыми последователями философского наследия Аристотеля. Но только Фоме Аквинскому удалось осуществить в полной мере синтез христианской веры с его учением.»
«Канонический список свободных искусств был дан приблизительно в 420 г. Марцианом Капеллой в его «Бракосочетании Меркурия и Филологии». Он различал искусства тривиума или красноречия (грамматика, риторика, логика или диалектика) и искусства квадривиума или числа (арифметика, музыка, астрономия и геометрия).»
«…грамматики и риторы еще в течение долгого времени были востребованы средневековым обществом. Когда около 1200 г. университет оформился в организованную структуру, факультетами искусств называли всеобщие школы, в которых изучались эти дисциплины. Следует отметить, что учителя факультетов, прикрываясь названием, преподавали на них «три философии», то есть рациональную философию (диалектику), моральную и естественную философии, всеми силами стремясь освободиться из-под тягостного надзора церкви, которая в лице Этьена Тампье подвергла осуждению их программы обучения, восстановив контроль духовенства над образованием (1270 и 1277 гг.). »
ИСКУССТВО:
«Шансон де жест обычно исполнялись перед гостями, приглашенными отметить в торжественной обстановке победы королей и подвиги героев, прославившихся в битвах с врагами и сарацинами… Первый полностью сохранившийся текст шансон де жест - «Песнь о Роланде»… «Песнь о Роланде» повествует (с легкостью обходя и искажая исторические события) об истреблении в Ронсевальском ущелье сарацинами арьергарда войск Карла Великого под командованием Роланда.»
«Движущей силой романов была любовь прекрасной дамы, которую в качестве награды мог заслужить романтический рыцарь. Писатели XII и XIII вв. противопоставили любви к Богу, превозносимой церковью, высокие идеалы рыцарства, быстро укоренившиеся в сознании общества. »
««Роман о Мерлине» Робера де Борона, литературная деятельность которого протекала между 1190 и 1210 гг., окончательно закрепил в христианстве Святой Грааль и познакомил Средневековье с легендарной фигурой короля Артура. »
«Романтическая литература выводит нас на загадочную фигуру короля Артура. Впервые этот образ появился в «Истории бриттов» Гальфрида Монмутского. Затем Робер де Борон изложил историю его легендарной жизни в «Романе о Мерлине», написанном на народном наречии. Отданный на воспитание своему опекуну, юный Артур четыре раза выдержал испытание, вытащив меч, воткнутый в священный камень, что было доступно только королям. Коронованный на Троицу, он вскоре подавил восстание королей, обязанных ему подчиняться. Покорив их, он начал борьбу против саксов и, прежде чем начать войну с римлянами, женился на королеве Гиневре. После захвата Вильгельмом Завоевателем[24] Англии новая власть восстановила почитание легендарного короля Артура, чтобы привлечь на свою сторону и завоевать расположение кельтского населения. Вера в бессмертие короля Артура и его триумфальное возвращение распространялась жонглерами, выступавшими при дворах знатных сеньоров. Хотя Кретьен де Труа выбрал местом действия своих романов двор короля Артура, их главным героем становится обычный рыцарь: Ланселот в «Рыцаре телеги», Персеваль в «Повести о Граале» и Ивейн в «Рыцаре льва». В его большом романе в прозе «Ланселот-Грааль» дан грандиозный и величественный образ короля Артура как человека сложного, могущественного, но с тонкой душевной организацией. Кретьен де Труа не стремился к правдивости отображения исторических событий, целью его творчества была передача точных характерологических особенностей его персонажей.»
«Первые образцы средневековой поэзии, утвердившиеся как литературный жанр начиная с 1050 г., были написаны на латинском языке и посвящались жизнеописанию святых…»
«В это же время появляется анонимная архаическая народная поэзия, разнообразная по форме, исполняемая нараспев и получившая очень широкое распространение благодаря банальности описываемых в них событий. Это были так называемые «женские песни», посвященные разочарованию, постигшему в супружестве, и мукам любовной тоски; пасторали, написанные в форме стихотворного песенного диалога, в которых рыцарь старается соблазнить хорошенькую пастушку; весенние песни, воспевающие любовь, зародившуюся в период пробуждения природы. Были и поэмы, которые исполнялись во время танцев: рондэ пели, танцуя кароль и балет, а под аккомпанемент вирелэ танцевали эстампи. Наконец, был еще один жанр - пародийная или бурлескная поэзия, подразумевающая некоторую непристойность, иногда доходящую до абсурда, и представленная «фатрази» и «ревери», сатирическими поэмами, составленными из пословиц и поговорок.»
«С конца X до середины XII в. в Европе начался расцвет романского искусства, характеризующегося различными стилистическими вариациями в зависимости от регионов (различия касались планов соборов, архитектуры колоколен, порталов и т. д.)… Конец романского искусства был ознаменован строительством красивейшей церкви в Муассаке (1120 г.) и возведением собора в Отене (1135 г.).»
«После 1140 г. начинается эра готического искусства... Принципы новой архитектуры были заложены Сугерием (около 1081-1151 гг.), настоятелем аббатства Сен-Дени, для которого понятие Бога ассоциировалось с животворным светом, отныне заполнявшим соборы, возводимые для Его прославления. Стены церквей стали более легкими и ажурными, их прорезали огромные окна-витражи. Главной особенностью храма стал крестовый нервюрный свод стрельчатой формы, достигавший головокружительной высоты, что приводило иногда к его обрушению (собор в Бовэ, 1284 г.).»
«Соборы Реймса и Амьена ознаменовали апогей развития готического стиля, называемого «высоким» (или «зрелым»). После 1260 г. архитектурные новации перемещаются на юг (Нарбонна, Клермон-Ферран, Лимож, Тулуза), в Бургундию, на Восток (Мец) и в Нормандию (Сент-Уан в Руане).»
«Средневековая фресковая живопись зародилась и развивалась под влиянием византийских традиций, особенно ощутимых в храме в Берзе-ля-Вилль, недалеко от Клюни… Без учета региональных особенностей, романской фресковой росписи свойственны следующие объединяющие черты: соблюдение геометрического построения картин, экономичность в выборе палитры красок, изображении предметов и элементов декора и в акцентуации жестов и движений персонажей для достижения максимальной экспрессивности.»
«Западные эмали с IX по XI в. имитировали или повторяли византийские выемчатые эмали на меди или перегородчатые эмали на золоте, которые применялись для украшения ювелирных изделий, предметов религиозного культа и домашнего обихода.»
«Король, принцы или крупные сеньоры были инициаторами проведения турниров, они рассылали по округе уведомления, и в назначенный день рыцари, объединенные в два отряда под предводительством знаменосцев, начинали сражение, целью которого были не только захват в плен противника для получения впоследствии выкупа и присвоение его оружия и лошади, но и демонстрация рыцарем своей воинской доблести. Последняя мотивация вынуждала участников турниров прикреплять на щиты хорошо различимые знаки отличия, что привело к развитию искусства геральдики во всем Западном мире и популярности турниров в середине XII столетия.»
«Начиная с IX столетия для отличия носителей распространенных имен в некоторых регионах вводится присоединение к первому второго имени (фамилии), в качестве которого использовалось имя отца (часто уменьшительное). Так, в семействе герцогов Гасконских сыновей Санша Лу звали Азнар Санш и Санш Санксьон. В XIII столетии эта практика получила повсеместное распространение как в городах, так и в деревнях. В аристократических семьях второе имя было названием главного фьефа (Матьё сир Монморанси становился Матьё де Монморанси). В семьях попроще второе имя образовывали от имени отца, причем использование уменьшительного имени было предпочтительнее: Перрэн, Перро, Пейр. Географическое название места рождения или профессия часто служили вторыми именами: Жан де Бург-ля-Рэн или Буше (от boucher - мясник). Характерные физические особенности (Шов - лысый, Брэн - темноволосый) часто использовались в качестве вторых имен. Названия животных также часто фигурировали в качестве вторых имен, хотя следует отметить, что «птичьи и рыбьи» (Pinson - зяблик, Goujon - пескарь) имена присваивались довольно редко, но часто использовались названия домашних животных или хорошо знакомых млекопитающих: Шеваль - лошадь, Сэр - олень, Кок - петух, Мутон - баран, Льевр - кролик.»
«Одежда была главным маркером социальной принадлежности… В некоторых городах издавались законы против роскоши и чрезмерных расходов, напоминавшие, что для сохранения и поддержания сложившегося в обществе порядка каждый должен оставаться в рамках, определяемых его социальным положением.
ОТНОШЕНИЕ К ЕВРЕЯМ:
«1348: Еврейские погромы в Эльзасе. Евреев обвиняют в заражении колодцев и в распространении «Черной смерти».
«Нужно отметить, что евреи образовывали более или менее крупные сообщества, селились в своих кварталах или на отведенных для них улицах и имели собственные кладбища. Но начиная с XII в., ситуация ухудшилась. Этот период характеризуется обвинением евреев в ритуальных убийствах христианских детей. В результате первого крестового похода (1095-1099 гг.) и в связи с приходом Черной смерти (эпидемия чумы в 1348 г.) еврейские сообщества стали жертвами погромов. Часто имущество евреев подвергалось конфискации, и к ним применялось дискриминационное право: IV Латеранским собором им запрещалось совместное проживание и принятие пищи с христианами и вменялось в обязанность ношение отличительного знака (кружка) на одежде. В правление Людовика IX, как и многих королей из династии Капетингов, их вообще изгоняли из королевства, принуждая впоследствии дорого платить за свое возвращение в страну и право на защиту (что предпринял Филипп Красивый в 1306 г.).»