Замки баварского короля, Мария Залесская

Dec 07, 2019 19:23



«Как для меня сегодня, так и для многих других людей наступит время, когда они будут страстно искать те места, где во времена современной культуры, техники, жадности и спешки еще существуют уголки без шума, суматохи, дыма и пыли на этой земле». Людвиг II Баварский
Эту книгу я начала читать еще больше двух лет назад, после поездки в Баварию, которая покорила меня своей красотой. Началось все с любви к замку Нойшванштайн. В 2014 году в фильме История Золушки я увидела снежный шар с этим замком и с тех пор он не давал мне покоя. Такое величие, такая мощь, такая красота. А увидев его воочию в 2017 я полюбила его еще больше. И нельзя было не обратить внимания на стоящий рядом Хоэншвангау, уступающий по размерам, но не менее красивый. Конечно же нам рассказывали чудесную, но грустную историю жизни Людвига II, короля Баварии, который собственно и построил "Новый лебединый камень (утёс)". После приезда мне не давала покоя история этого правителя и нашла эту книгу. В ней подробно описываются все замки, к которым так или иначе приложил руку Людвиг. Где-то он вырос, где-то жил, что-то построил, а где-то умер. И вместе с тем его жизнь, яркая, грустная, и короткая. Его дружба с Вагнером, принцессой Сиси, его отношения с семье, с правительством и народом. С самим собой в конце концов.
Оказывается до сих пор доподлинно неизвестно что же случилось в то роковое утро летом 1886 года на Штарнбергском озере, где нашли его тело. Ему было всего 40 лет. Да в те времени немногие правители жили долго и счастливо, но он как никто другой заслуживал, но был мягок, романтичен, за что и поплатился. Мне действительно очень жаль, что в то время придворные короля не видели какое прекрасное будущее он мог с ними построить, как этот замок, который ежегодно посещают тысячи человек.
Что же до книги, то читалась она, наверное как и любая биография, довольно тяжело. Повествование было перенасыщено описаниями, мне показалось этого слишком много. Но информации дается действительно достаточно, чтобы окунуться в атмосферу придворных порядков. Столько разных связей с видными именами не только архитекторов, живописцев, музыкантов. Да даже Чайковский бывал в тех местах. А Вагнер. Он был верным другом и соратником короля. Хотя на счет их отношений тоже много слухов. Все-таки столько всего интересного можно узнать из книги, если действительно интересоваться историей, но я провела за ней два года.
Что до замков. Моя любовь к Нойшванштайну никогда не угаснет. Хоэншвангау я видела лишь со стороны, с довольствием прогулялась бы. И конечно хочется еще посетить Линдерхоф и Херренкимзее.








В наш безумный век на земле осталось так мало мест, в которых время, кажется, остановилось, которые дают возможность забыть о суете и проблемах, хоть на мгновение убежать от действительности и погрузиться в давно забытую волшебную сказку. И в первую очередь к таким заповедным местам можно смело отнести Баварские Альпы. Очутившись здесь, забываешь, что где-то грохочут поезда, летают самолеты, перегреваются в пробках автомобили, что есть телевидение, мобильная связь, Интернет... Все это кажется таким нереальным, далеким; да и ты "современный прагматичный человек" перестаешь быть самим собой, мгновенно перерождаешься, начинаешь верить в фей, гномов и великанов, мысленно облачаешься в сверкающие рыцарские доспехи. И вот уже к тебе по зеркальной глади горного озера плывет ладья, и Лебедь взмахом белоснежного крыла приглашает в путешествие по Стране Грез...


Сказать, что современные баварцы боготворят своего короля, относятся к нему, как к национальной святыне, - значит ничего не сказать. Причем такое положение сложилось сразу же после его трагической кончины. Достаточно упомянуть о том, что до сих пор ежегодно в день смерти Людвига на Штарнбергском озере устраивается торжественная поминальная служба, в которой принимает участие огромное количество не только баварцев, но и приезжих туристов. В Баварии действуют общества памяти и клубы Людвига II. А уж количество сувениров - от алебастровых бюстов и фарфоровых тарелок до футболок, зонтиков и открыток с портретом короля, - просто не поддается описанию!

«Букву закона» он поставил превыше веления сердца. Но именно в сострадании к ближнему как раз и заключается основная заповедь рыцарства; сила, доблесть и даже справедливость - ничто без умения чувствовать чужую боль, как свою собственную, то есть без умения прощать и сострадать.

В 1876 году Людвиг признавался в одном из своих писем: «Вы не можете поверить, как я бываю глубоко несчастлив. Весел и доволен я могу быть только среди природы, в моих милых горах; в противном городе грустен и в высшей степени меланхоличен, чувствуя себя вполне одиноким. Я не могу жить в атмосфере этой могилы; моя душа ищет свободы. Там, где альпийские розы блекнут, как в болотных миазмах, там нет жизни; она в блеске солнца, в благоухании воздуха! Долго оставаться в Мюнхене было бы для меня смертью…»


Бурный восторг и всеобщее ликование народа встретили восшествие на престол нового короля и помогли ему почувствовать себя настоящим властителем. Здесь сыграла роль еще и незаурядная внешность Людвига: перед баварцами предстал высокий (рост Людвига был 1 м 91 см), стройный, голубоглазый красавец, словно сошедший с гравюры сказочный принц. Слухи об его скромности, образованности и трудолюбии добавили привлекательных красок в этот портрет.

Еще только приближаясь к Швангау со стороны Фюссена и впервые увидев вдали неясные очертания замка, вознесшегося над пропастью, начинаешь понимать, что если уж и применять к какому-либо шедевру набившее оскомину выражение «архитектура - музыка в камне», то в первую очередь к Нойшванштайну! Музыка звучит здесь повсюду: в пении птиц, шуме леса, мрачном величии гор, глухом ворчании водопада Pallatschlucht (Пёллат) и в творении рук человеческих - божественном храме, посвященном Искусству, где оживают герои древних легенд и слышатся песни вартбургских миннезингеров и нюрнбергских мейстерзингеров.



Среди баварского народа до сих пор живет легенда о том, что зимой, по ночам, в горах слышится громкий топот лошадей, и в вихре бешеной скачки по снежным сугробам проносятся сани-лебеди, в которых сидит призрак красавца-короля, которого народ не сумел защитить от его врагов… Но Боги не умирают, они просто ждут наступления лучших времен. И эти времена непременно наступят, если люди будут продолжать верить в добрые сказки и светлые идеалы, ради которых совершаются романтические прекрасные безумства!

книги, Мария Залесская, Нойшванштайн, путешествия

Previous post Next post
Up