Уже близится год с моей (второй) защиты (диплом пока не готов, если что…), поэтому хотелось бы написать пару слов о защитах «у нас» и «у них».
Первый раз я защищала магистерскую диссертацию в США, в Университете Юты, в конце 2003 года, на факультете наук о Земле...
Темой моей работы было моделирование электромагнитных полей и решение обратной задачи восстановления проводимости земных недр (для целей электроразведки и поиска полезных ископаемых). Конечно, магистерская диссертация масштабом поменьше «докторской» - PhD, однако есть много общего. Для защиты необходимо собрать «комитет», состоящий из 3 (5 для PhD) человек профессорско-преподавательского состава (или ученых, работающих в данной области). Мой научный руководитель тоже был членом комитета. То есть, комитет - это как бы консилиум коллег. После того, как я написала «талмуд» и согласовала его с руководителем, два экземпляра я распечатала и передала остальным членам комитета для ознакомления. За пару недель до события в наиболее часто посещаемых местах факультета повесили объявления о моей защите (у меня они остались, на память). На защите присутствовали трое членов моего комитета, а так же все сочувствующие (в основном остальные аспиранты моего руководителя). Я, как и положено, сделала доклад (минут на 20-30, не помню), потом высказались члены комитета. Все прошло хорошо и позитивно, после защиты мне выдали 2 исправленных варианта моей «рукописи», и те исправления-замечания, которые я посчитала стоящими, я внесла в текст. Так же мне выдали 3 экземпляра «final reading approval», которые нужно было переплести вместе с текстом. После защиты началось согласование формальностей с редактором диссертаций (это специальный человек в университете), где мне сделали замечания о ширине полей и расположении подписей к рисункам (рисунки должны быть в верхней части страницы и не далее половины страницы вперед от упоминания в тексте, названия глав, если не влезают в строку, должны располагаться «пирамидально» и еще куча подобных вещей, все поля редактор мерила линейкой). После этого мне надо было за свои деньги напечатать 3 экземпляра диссертации (в библиотеку университета, научному руководителю и себе). Все! (Ну конечно, еще нужно было набрать «кредитов» - то есть, прослушать довольно много курсов по специальности, квалификационных экзаменов, в отличие от PhD кандидатов, мне сдавать не нужно было, и формальных требований на публикации не было.) Решение о присуждении степени принимает факультет. Диплом, однако, пришел мне по почте спустя несколько месяцев с даты выпуска (который был почти на пол года РАНЬШЕ даты защиты (когда я выполнила требования по прослушанным курсам), с мантией, шапочкой и торжеством), когда администрация университета проверила выполнение всех формальных требований для получения степени… Всего я училась 2.5 года, 2 года слушала лекции, а еще пол года дописывала thesis. Обычно магистерский курс расчитан на 2-3 года.
В России порядок защиты был немного другой. Я защищалась в Рязанском государственном радиотехническом университете. (Так получилось, что меня познакомил с моим будущим руководителем мой самсунговский коллега, и тот довольно охотно согласился быть научником, даже организовал мне бюджетное место в заочной аспирантуре.) Я съездила сдать вступительные экзамены по специальности (прикладной математике), а для языка-философии представила удостоверения о сдаче кандидатских минимумов из МГУ (да-да, был и такой момент в моей биографии). Диссертация моя должна была быть готова еще ДО защиты и ее публичного обсуждения. Однако весь процесс защиты в отечественном университете, как мне кажется, более «динамичен». То есть, непредсказуем. Начать с того, что я познакомилась со своими оппонентами (само название здесь несет критическую окраску - не комиссия, а именно «возражающие») на предзащите, где-то за 2.5 месяца собственно ДО события (я числилась в заочной аспирантуре). Сама предзащита - регламентированное мероприятие, по поводу которого нужно составить протокол и получить подписи ответственных лиц. Диссертацию, как я упомянула, нужно представить в финальном варианте (который уже отсылается в библиотеки), еще до защиты и до публичного обсуждения с оппонентами. То есть, внести исправления согласно высказанным в отзывах замечаниям возможности нет. Что сделано, то сделано. После заседания ученого совета пошел финальный отсчет времени, за который нужно было успеть разослать авторефераты и получить (по почте!) отзывы на него. Сама идея такой публичности мне очень понравилась. Я даже изменила своё отношение к «рыбам»! Само упражнение по написанию ~8 рыб (2 оппонентам, 1 ведущей организации и еще 5 отзывов на автореферат) позволяет очень критично отнестись к своей работе, и вынуждает посмотреть на нее «со стороны», «чужими глазами». Это, конечно, позволяет выявить много недостатков и в целом переосмыслить всю свою работу и свой вклад… Защита проходила на заседании ученого совета, где присутствовали 19 докторов наук (а не только оппоненты). Многие из них были мне не знакомы (и я им), доклад они слушали впервые (у них была только возможность ознакомиться с авторефератом, который я заранее передала в совет). Защита моя прошла в достаточно благожелательной обстановке, и, не смотря на некоторые критические выступления, произвела на меня очень положительное впечатление. Это действительно была защита - защита моей точки зрения перед специалистами. После защиты было много формальностей, подготовка стенограммы, отсылка дела в ВАК и томительное ожидание приказа (с февраля по октябрь), а теперь диплома…
Поводя итог, могу сказать, что в плане жизненного опыта моя русская «кандидатская» дала мне намного больше, чем моя «магистерская». Обсуждения, убеждения совершенно незнакомых людей (в чужом городе..) и вообще, демонстрация себя как специалиста, повлияли и на мое самоощущение… Как и опыт того, что нужно делать хорошо сразу, а не рассчитывать на «исправления и дополнения». Не знаю, испытывают ли аналогичные чувства свежеиспеченные американские доктора философии :)