Уроки оччхиля

Jul 25, 2014 21:40

С января по июль ездила в Пусан изучать оччхиль (옻칠, Ottchil) - традиционное корейское лаковое искусство.

Оччхиль открыла для себя больше года назад и он стал какой-то навязчивой идеей. Повсюду стали мерещиться изделия, покрытые черным лаком с перламутровой инкрустацией.

У каждого человека есть свой материал. Наверное, тут меня поймут творческие люди. Это когда берешь в руку дерево, ткань, кожу, бумагу, камень, кость, металл или глину и они становятся чем-то большим, чем просто материалом. Для меня таким всегда были дерево и перламутровые раковины.

Зимой узнала у shiomizu Наташи и Р. координаты художницы оччхиля Пак Мёнхи (박명희) и напросилась к ней на обучение.

Что такое оччхиль и про мою учительницу есть хороший репортаж на русском языке (5:14 мин.).
Его сняли в августе 2013 года в Ташкенте во время персональной выставки Пак Мёнхи.

image Click to view


http://www.youtube.com/watch?v=gGb9yo1yROI#t=21

К видео добавлю, что оччхиль - физически сложная работа с долгим технологическим процессом.
Лак сохнет при определенной температуре и влажности по нескольку дней. Изделие нужно шкурить и покрывать лаком по многу раз. От шкуренья болят суставы на руках.
Состав, получаемый из сока лакового дерева (옻나무) немного ядовит в сыром виде, но безвреден в высохшем. Побеги этого дерева употребляются в пищу, а щепки используются как ароматная приправа. Поедание лакового дерева, как всё в Корее, очень полезно для здоровья, но может вызвать аллергию.
Работать с лаком надо в перчатках. Но при всей моей аллергичности ни пыль от лака, ни касания жидкого оччхиля не привели ни к каким последствиям. Скипидар вообще родной запах, видимо, я токсикоман со стажем.
Составов и способов нанесения лака существуют десятки. Самый простой, и на мой взгляд, самый скучный - это покрытие лаком кухонных атрибутов из дерева (лопаточки-мешалочки продают во всех хоз отделах).
Стоимость материалов высока. Ценятся японские и корейские лаки, китайцы не выдерживают стабильного качества. В Корее есть специальные магазины по продаже лаков, красок, пигментов, порошков, кистей и тонко нарезанного перламутра различных цветов и форм (сейчас его режут лазером).




Пак Мёнхи очень легкий человек, болтушка и хохотушка.
В мастерской почти все время находятся какие-то художники, владельцы галерей, гуру чайных церемоний и просто друзья. Перед выставками приходят помощники шкурить, красить и готовить последние картины для показа.
Понятно дело все всё время что-то едят и кормят меня - это Корея.

Параллельно обучению наблюдала за появлением новых картин Пак Мёнхи от фотки леса на телефон после утреннего хайкинга до готовых к отправке на выставку панно. Свое творчество она называет "современный оччхиль". Используя классические материалы она создает картины, далекие от традиционных корейских утилитарных столов и сундуков.

Покажу, как делала свои 3 работы, инкрустированные перламутром и металлом.
Есть еще деревянные кухонные изделия, покрытые лаком, но это не интересно.

1. Часы.

Подготовка деревянного панно начинается с нанесения нескольких слоёв черного лака. Далее сушить, шкурить, лакировать, и так 3-4 раза.




Перламутр приклеивается на слой свежего лака кусочек за кусочком. Деревянная палочка макается в лак, потом поддевается перламутр и приклеивается на панно. Отсюда черные точки на перламутре.




После финального покрытия лак с перламутра счищается шкуркой и ножом.




После очень тонкой полировки наносятся составы, которые придают работе блеск.




Красная полоса сделана цветным лаком.




Финал.










2. Панно с рыбой.

Деревянный пенал несколько раз покрывается составом из сваренной в воде рисовой муки и лака.













Следующие слои - порошок из глины с водой и лаком.
Затем несколько слоев черного лака.







Эскиз-трафарет.




Детали рыбы выпиливаются ножовкой.
Пластина перламутра временно наклеивается на картон для амортизации хрупкого материала.




Дырки сверлятся, чтобы не сломать тонкие пластины при поворотах ножовки.







Гранулированный клей сделан из костей животных (еще рыбный бывает). На него приклеиваются крупные элементы перламутра.



















После фиксации перламутра на панно наносится еще около 3 слоёв черного лака, шкуря после каждого покрытия, далее финальная тонкая шлифовка и полировка.










Надо было предпоследний слой лака сделать цветным, так море было бы живее. Учительница мне так и советовала.
Когда работа была закончена и я осознала упущение, она сказала, что не стала настаивать на слое цветного лака, иначе все работы учеников будут похожи на работы учителя, а это уже не творчество.

3. Работа с металлом.
Металлические детали так же выпиливаются ножовкой, края шкурятся и стачиваются до обтекаемой формы. Металлические части приклеиваются на костяной клей.
Далее слой за слоем работа покрывается черным лаком до погружения в него металла. Естественно, шкурить, шлифовать и полировать.




Предпоследний слой был сделан цветным лаком, поэтому такой эффект.
Финал.













Очень часто можно услышать о бережном отношении корейцев к своей культуре.
До конца так и не пойму, что это значит. Доказать, что все и вся произошли от корейцев? Внести всю Корею в списки ЮНЕСКО?
На примере оччхиля могу сказать, что молодежь младше 30 с трудом понимает, о каком искусстве я толкую. В универе, где препадает Пак Мёнхи, студентов по направлению оччхиль мало. Слишком много работы, а будущее с такой профессией туманно.

Оценив всю сложность производственного процесса, предлагаю ввести наказание за выбрасывание мебели оччхиль на помойку.
Про этот шкаф спросила учительницу, что делать и как быть. Есть реставрационные мастерские, но с каждым годом их становится все меньше. Проще выбросить и купить новый современный, чем возиться со старым, тяжелым, прочным как камень шкафом, который даже под дождем не разбухает.

В Пусане, в павильоне APEC, где в 2005 году проходил слет глав стран, висит огромное панно с флорой и фауной из перламутра. Это панно отличается от створок выбрасываемых шкафов только размером.
Если сохранением корейской культуры считается занесение кимчхи в списки ЮНЕСКО, то все в порядке.
Но что-то в голове не укладывается выброшенная старинная мебель с бумажкой А4, где "помойный дед" пишет, что за габаритный мусор надо платить.

Сертификат ЮНЕСКО Кореи, выданный Пак Мёнхи.




Мастерская.




Объяснение китайского иероглифа 漆 обозначающего отчхиль.




Будем считать, что оччхиль - еще одна моя блажь родом из отрочества.
Давным давно, еще до того, как поняла, что руками водителям платят больше, чем дизайнерам, а тем, кто может осуществлять переводы невысказанных мыслей с генералдиректорского на дизайнерский и обратно, обречен на карьерный рост, я училась в универе на дизайнера. А до дизайнера училась на художника росписи по дереву. До художника тоже училась на дизайнера, но это к блажи не имеет отношения. Да, мне стопицот лет и на первого дизайнера я училась так давно, что застала те времена, когда меня спрашивали, что такое "дизайн".

Мысль вернуться к росписи по дереву время от времени возникала, но я не хочу двигаться по спирали, не люблю повторений даже на новом витке. Хочется перемещаться в пространстве, а не вверх и вниз.

Пока не решила, что делать дальше. Обучение дороговато. Знаний за 2 курса недостаточно. Сонсэним предложила свою мастерскую для дальнейшего самостоятельного творчества. Думаю.

Добавила метку "Оччхиль".
Прошлые упоминания:
http://katya-rogozkina.livejournal.com/131457.html
http://katya-rogozkina.livejournal.com/106592.html
Кстати, в музее оччхиля в Тхонъёне есть фотография Кри, увешанной украшениями с перламутром, а на аватарке в фейсбуке и контакте я смотрю через оччхилевский подстаканник.

부산, Пусан, busan, Оччхиль

Previous post Next post
Up