Оригинал взят у
aksik в
развитие интеллекта или - ?что развиваем?
сейчас под "развитием интеллекта" часто по умолчанию понимают "развитие механической памяти". То есть, цель - чтобы ребенок как можно больше пассивно запомнил готовой информации (желательно, без обработки). Еще до того, как в мозгу будет задан вопрос - а все ли формы в природе одинаковые? Еще до того, как на основании осязательного и двигательного канала восприятия мозг проведет свое "исследование" и сделает свои выводы, ребенку выдают набор геометрических фигур, и минимум в полгода младенец обязан освоить сортер.
Если у вас цель - забить механическую память и вырастить человека немыслящего, запоминающего предлагаемую информацию без всяких вопросов и собственного мнения - это правильно, и такие люди очень удобны. Но вот если цель научить ребенка МЫСЛИТЬ, действительно развивать его интеллект - то есть, способность искать информацию, проводить исследования и делать выводы - тогда "методики раннего развития" проходят мимо.
Принцип: дать готовую информацию до того, как появится вопрос предполагает пассивность мозга и, соответственно, приучает ребенка не думать. Принцип создать для ребенка среду, которая позволит ему максимально полно изучить окружающий мир с помощью своих органов чувств приучает ребенка исследовать и думать.
младенчество (0-1):
развитие интеллекта зависит от состояния эмоциональной сферы (именно поэтому брошенные дети в доме ребенка сильно отстают в развитии, хотя их развивают педагоги и воспитатели не менее старательно и по тем же пособиям, чем в обычных детсадах). в этот период мозг нуждается в усвоении информации "через маму" - то есть, "приучение ребенка к самостоятельности", чтобы он один в комнате играл в "развивающие коврики" бьет как раз по интеллекту.
раннее детство (1-3):
развитие интеллекта зависит от восприятия, от состояния сенсорной сферы. То есть - ребенок думает настолько, насколько развита его предметно-манипулятивная деятельность. Если ребенок вместо активного изучения ПРЕДМЕТОВ и собственных действий с ними принимает готовые вербализованные сведения - мозг пассивен. тем более, что вербальное восприятие в данный период вообще очень слабое.
дошкольное детство (3-6):
развитие интеллекта зависит от того, насколько ребенок свободен в творчестве и самом для него важном виде творчества - игре. мышление в этот период базируется на образах, и если ребенок умеет оперировать образами, это созидает интеллект. если ребенок оперирует готовыми фактами и знаковыми системами (только цифры-буквы...) - мозг хуже обрабатывает информацию, т.к. лишен своей главной опоры - образа.
так сильно эмоционально воспринимать мир, строить такие фантастические образы в игре и творчестве, так "пропускать" информацию через все каналы восприятия человек не сможет больше НИКОГДА, это счастье детского возраста. так не нужно транжирить это драгоценное время, убивая его на "модные" развивалки!