В апреле месяце мы с сестрой побывали в Музее истории города Волхов, больше известном как «Дом Графтио».
Дом, в котором располагается музей, интересен сам по себе: он был построен практически одновременно с Волховской ГЭС, в 1923-1924 годах, на левом берегу реки Волхов, точно напротив строящейся электростанции. Дом строился для Генриха Осиповича Графтио, «отца» Волховской ГЭС и одного из воплотителей плана ГОЭЛРО. За долгие годы тут побывали и Сталин, и Киров, и Калинин, и другие известные лица советского государства.
Ге́нрих О́сипович Гра́фтио (14 [26] декабря 1869 (по другим данным 4 (16) января 1870) Динабург - 30 апреля 1949, Ленинград) - русский инженер-энергетик, специалист по электрификации железных дорог, строитель первых гидроэлектростанций в СССР, академик АН СССР (1932).
В 1900-1917 годах проектировал и строил железные дороги, составил проекты электрификации железной дороги Крыма и Закавказья, электрификации Варшавского железнодорожного узла (1899), ГЭС «Белый Уголь» на реке Подкумок (1903), ГЭС на реке Вуоксе (около 1905), на реке Малая Иматра (1905), на реке Волхов (1911), а также, по предложению городских властей Петербурга, спроектировал и организовал движение электрического трамвая в Петербурге, открытое 29 сентября 1907 года маршрутом протяжённостью чуть более двух километров и продолженное позже ещё двумя созданными Графтио трамвайными линиями. Под его руководством была построена центральная электростанция с тремя паровыми турбинами, пять электроподстанций, три вагонных парка, проложено более 100 километров линий электрических контактных проводов и оборудовано более 100 моторных трамвайных вагонов.
С 1907 года преподавал в Петербургском электротехническом институте, с 1921 года - профессор этого института.
В 1912 году вместе с инженером Е. Палицыным по заказу Российского Государственного Управления внутренних водных путей разработал проект гидроэлектростанции на Петропавловских порогах р. Волхов для снабжения энергией столичного железнодорожного узла.
В 1920 г. стал одним из вдохновителей Комиссии государственной электрификации России, созданной лично В. И. Лениным, и автором разделов плана ГОЭЛРО «Электрификация и транспорт» и «Электрификация Кавказского района».
По личному указанию В. И. Ленина в 1921 году возглавил строительство Волховской ГЭС, где ещё с 1918 года работал помощником главного инженера, и приостановленного в связи с Гражданской войной, и строительство Свирской ГЭС - «Свирьстрой».
В 1924-1925 годах - директор Ленинградского электротехнического института[6].
В 1927-1935 годах руководил строительством Нижнесвирской ГЭС, где впервые в практике мирового гидростроительства реализовал опыт возведения плотины с большим напором на слабых грунтах, положив в основу строительства принцип распластанного основания.
В 1938-1945 годах являлся главным инспектором по строительству гидроэлектростанций Наркомата тяжёлой промышленности СССР, затем Наркомата электростанций и электропромышленности СССР и Наркомата электростанций СССР. Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов занимался эвакуацией в Среднюю Азию и вводом в строй энергетического оборудования. Вернувшись в Ленинград, активно участвовал в процессе восстановления энергетического потенциала города.
Умер 30 апреля 1949 года в Ленинграде. Похоронен на Большеохтинском кладбище. Надгробный памятник украшен изображениями и датами основных строек его жизни.
Вперед, прогуляемся по музею.
В анфиладе комнат первого этажа располагаются залы музея. Начинаются они с рабочего кабинета, помещения имеет полностью исторический облик и там находятся подлинные вещи, принадлежащие Графтио. Очень много фотографий тех времен
Советские плакаты того времени
Фото со строительства Волховской ГЭС. Люди не только работали, но и занимались спортом, ходили в библиотеки, играли в любительском театре
Тут же хранится ГАЗ-11-73, полученный Г.О.Графтио от правительства СССР в послевоенные годы. До недавнего времени автомобиль был еще на ходу, хотя, увы, восстановлен был в свое время далеко не в первозданном виде:
А вот и военный период… Война затронула эти места всерьез - это и попытка замкнуть второе кольцо Блокады Ленинграда, и попытка отсечь Ленинград от снабжения. Город был прифронтовым - до нынешнего центра города фашисты не дошли порядка пяти километров.
Конечно, Волхов неразрывно связан как с Дорогой Жизни, так и с попытками прорыва Блокады. В декабре 1941 немцы получили в этих местах один из первых чувствительных ударов.
Командующий Волховским фронтом генерал Федюнинский, один из основных героев прорыва блокады
А тут экспонаты, посвященные энергоснабжению осажденного Ленинграда - электричество шло в том числе и с Волховской ГЭС:
Мне еще был интересен и сам дом, там комнаты, лестницы, двери сохранились в первозданном виде. Сохранились печи и камин. Все это требует реставрации, и в этом году музей закрывается на реставрацию.
Это была чудесная поездка и музей мне очень понравился, такой уютный и очень интересный.
#веснаестьвесна #10прогулок