ай эм бэк

Jun 19, 2009 16:17

Привет, я все еще дышу и иногда хожу в театры.
Реже, чем раньше. Ну сессия, чего уж.
Сейчас я посплю и переустановлю Виндоус, а потом будет еще про два спектакля. Расскажите мне пока о том, как у вас дела и что хорошего произошло за это время.

Теперь к делу. За иллюстрации спасибо сайту «Табакерки», сайту МХТ и фотоаппарату кэнон_многодэ.

1. Театр-студия п/р О.Табакова, «ПОХОЖДЕНИЕ, составленное по поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»

Постановка Миндаугаса Карбаускиса. Сценография Сергея Бархина. Композитор Гиедрюс Пускунигис. Роли исполняют: Сергей Безруков (Чичиков), Алексей Усольцев (Манилов), Борис Плотников (Собакевич), Олег Табаков (Плюшкин), Дмитрий Куличков (Ноздрев), Ольга Блок-Миримская (Коробочка), Ольга Барнет (Дама) и другие.



Искушенным зрителям «Похождение» приятно обилием аллюзий на большое количество исторических спектаклей. Неискушенных, тех, которых принято называть случайными, присутствие в спектакле настоящей грязи и живых лошадей просто по-человечески обрадовало. Нам же это, по правде сказать, показалось некоторым излишеством - не грязь, но лошади. Животные появляются всего на пару минут в дальней части сцены. И какой бы метафорой это ни было, впечатление производит весьма отталкивающее: впечатление спецэффекта ради спецэффекта.

Вообще спецэффектов в постановке хватает - чего стоят хотя бы Безруков в роли Чичикова и Табаков-Плюшкин. Зато сценография удивительно минималистична. В самом начале спектакле мы видим грязно-бурую перегородку во всю сцену. На фоне этой перегородки развивается предыстория Похождения Павла Ивановича. С каждым новым этапом - то бишь с каждым новым помещиком - Безруков отодвигает очередную стену, представляя взгляду зрителей… все ту же картину: один стол, два стула, один помещик, один Чичиков, один портфель Чичикова, по возможности - одна служанка. Опционально - графин с дурманящим напитком либо шахматная доска. Единственной декорацией служит следующая перегородка все того же бурого цвета. В самом конце именно за последней перегородкой окажутся лошади - но до этого пока далеко.



Безруков - прекрасен. Надо заметить, это едва ли не единственный случай, когда мое представление о персонаже, сложившееся после прочтения источника, резко контрастировало с работой актера - и при этом последняя пришлась мне по душе. Безруков вообще крайне нетривиальный Чичиков, в первую очередь из-за своей истинно брехтовской неестественности, которая в данном случае играет сугубо положительную роль. Достигается она в первую очередь уникальным пластическим решением: о Чичикове больше говорят его намеренно гипертрофированные телодвижения, нежели он сам. Удивительно то, что к этому как-то очень быстро привыкаешь, и там уже странными и нелепыми кажутся помещики - на фоне харАктерного Чичикова они смотрятся куда менее ярко, чем могли бы.

Помещиками я также осталась довольна, во всяком случае, особых нареканий нет. Особенно понравились, что предсказуемо, Табаков (ах, этот его неповторимый смех!) и Ольга Блок-Миримская. Но, впрочем, хороши все. Притом, в противоположность случаю с Чичиковым, именно такие, какими они мне виделись в Гоголевских строках. Вообще из актеров отторжение вызвала только Ольга Барнет, ну не вяжется ее монументальность с героиней, которая выступает главной разносчицей сплетни. Конечно, аналогий с «Последней ошибкой Моцарта» тут быть не может, но поскольку смотрела я эти спектакли буквально один за другим, сама собой пришла на ум Евдокия Германова - вот в этой роли она, пожалуй, могла бы быть органичной.



Что еще? Режиссура - интересна, но после «Рассказа о счастливой Москве» я ожидала большего. Здесь акцент только и исключительно на Безрукове, и, может быть, из-за этого о цельности спектакля говорить не приходится. Местами это великолепное зрелище, не спорю, но местами довольно серьезно «провисает». К тому же концовка показалась затянутой, несмотря даже на чудесный эпизод, показывающий, как закручивалась собственно сплетня. Зато музыкальное оформление выше всяких похвал, навязчивые мелодии Пускунигиса еще долго потом звучали в памяти.

Остальное в спектакле, увы, подобного послевкусия не вызвало.

2. МХТ им.Чехова, «Танец альбатроса»

по одноименной пьесе Жеральда Сиблерайса

Режиссёр - Олег Тополянский. Художник - Алексей Порай-Кошиц. В ролях: Дмитрий Назаров (Тьерри), Владимир Калисанов (Жиль), Ольга Васильева (Франсуаза), Анна Чиповская (Юдит).



Второй «легкий» спектакль в МХТ (билеты от учебной части МГУ, выбор спектаклей основан на совете билетерши) - второй провал. Не такой яркий, как «Последняя ошибка Моцарта», но зато до такой степени напоминающий самодеятельность, что как-то даже неуютно становится. Тут еще надо бы порассуждать о том, что хороших комедий на московских театральных подмостках поискать, а уж комедий на современном материале и днем с огнем, как говорится. А может, дело в моих собственных предпочтениях. Как ни крути, а пресловутая глубина, которую в первую очередь ждешь от театра, куда чаще присутствует в спектаклях с отнюдь не комедийной фабулой.

Пьеса французского драматурга, всячески расхваленного в программке, посвящена самым обычным людям, у которых ближе к старости начинаются всяческие проявления диагноза «бес в ребро»: Жиль почти решается нарушить придуманный от безысходности принцип платонической любви, Франсуаза разводится с мужем, с которым прожила всю жизнь и попутно взрастила двоих детей, ну а Тьерри понимает, что устал от молодой и красивой любовницы и пытается завязать отношения с женщиной своего возраста. Периодически актеры произносят реплики, призванные быть наполненными глубоким смыслом. Не то чтобы его там вовсе не было, этого смысла. Просто все это весьма поверхностно - как сама пьеса, так и ее сценическое воплощение.



Сцена - голая. Лавочка, пара стульев, стол. Дерево (!). Если в «Похождении» минимализм оправдан и смотрится режиссерским ходом, то это явно не тот случай. Ни мизанцен, ни сценографии, ни актерской игры - одно что Джо Дассен, призванный, что та соломинка, спасти утопающих. И шутки истинно петросяновские, извините, если кого обидела. Пара смешных моментов была, не спорю, но «пара смешных моменов» - маловато будет для спектакля, заявленного как комедия. То, что ничего хорошего ждать не приходится, ясно с первого же момента: когда Назаров заводит домашнюю беседу звучным, хорошо поставленным голосом. Дальше они на пару с Васильевой весь спектакль отчаянно кривляются. И вроде все кажется - вот, сейчас что-то промелькнуло - ан нет, только мелькает. Калисанов лучше, но как-то совсем невыразителен. Появление же Чиповской вносит некоторое оживление, но, увы, только за счет того, что молодые красивые девушки всегда вносят оживление.

В общем, скучно, товарищи. Тот случай, когда время, затраченное на просмотр спектакля, можно смело называть потерянным.

3. РАТИ-ГИТИС, Мастерская С.Женовача, «Vypoosknoy» (Выпускной)

Хореография и постановка - Олег Глушков. Актеры: Нодар Сирадзе (Nodar Siradze / NATO), Александр Прошин (Alexander Proshin / Rool’), Никита Московой (McAvoy Nikita / Volgodonsk), Катерина Васильева (Katerina Vasil’eva / …..*…..), Денис Ткачев (Tkachev Denis / v poiske), Анна Свердлова (Sverdlova Stephania / Anechka), Антон Преснов (Anthony Presnov / Kinoshock-2008), Сигрид Стрем Рейбо (Sigrid Strom Reibo / Rambo), Мария Курденевич (Koordenevich Maria / STI), Ольга Озоллапиня (Ozzollappinya Lelya / Moscow Art Theatre), Игорь Лизенгевич (Leezengevich Igor / Dinosaur).




Вообще к танцам на сцене я всегда относилась равнодушно. Балет не люблю, не мое это, да и в целом к постановкам без слов отношусь слегка с подозрением. Исключение составляют спектакли Поповски, а также не виденные, но прекрасно отрекомендованные Крымов и Мейерхольд (который, ясное дело, светит только в записи - а жаль, ох, жаль…) И вот - «Выпускной» режиссерского курса ГИТИСа, спектакль, рожденный из этюда по сценической пластике. Полтора часа сплошного удовольствия.

Написание на иностранный манер не случайно: речь в танцевальной постановке идет о выпускном в «самой обыкновенной американской школе». Такое вот оригинальное поздравление подготовили Женовачи самим себе - последний год учебы подошел к концу, как-никак. Перед началом спектакля - небольшой варнинг: зрители, примите во внимание, что перед вами все-таки не танцоры, а актеры. Смею вас заверить, любезные читатели, что это не просто возмутительная самокритика, но даже и наглая ложь - танцуют они превосходно. Настоящие выпускники самой обыкновенной американской школы так не смогли бы.




Сидели мы на полу, зажатые со всех сторон другими счастливцами. Неудивительно: этот спектакль - такой мощный сгусток позитивной энергии, что выходишь после него в немного ошалелом состоянии. Какие же они все красивые! какая в них живость, задор; как отчетливо по ним видно, что они занимаются именно тем, чем заниматься должны!

Ведь, в сущности, что есть выпускной: пьянка, без этого никуда. Амур-амур (не забываем, речь идет об американской школе!), ну, и танцы до упада. На самом деле все без исключения Женовачи настолько прекрасны, что выделять кого-то даже странно. Не могу, впрочем, умолчать о том, что Антон Преснов весь спектакль ходил с приглаженными волосами и оказался до ужаса похож на Фреда из «Стиляг». И о том, что девушки, конечно, все как на подбор, но вот именно Сигрид обладает с ума сводящей женственностью - причем, в отличие от остальных, ее женственность именно взрослого толка, зрелая, уверенная. Победительная. Ну и вообще, конечно, форвардов сцены видно сразу - все те же Преснов, Сигрид, Катерина Васильева, Нодар Сирадзе, Ольга Озоллапиня. Впрочем, возможно, я опять делаю далеко идущие выводы, основанные на пустом звуке; не знаю. По ощущениям - так.




Но главное - у них сумасшедшая энергетика. Я это уже говорила? Я с удовольствием скажу это еще много раз. Когда из зала выходишь, не в силах перестать улыбаться (да и переставать не хочешь) - верный признак того, что в куче камушков попался настоящий алмаз.

Табакерка, РАТИ-Женовачи, МХТ, театр

Previous post Next post
Up