отчет однако

May 11, 2009 22:23

Итак, рассказ о театральной (и не только театральной) неделе с 27 апреля по 3 мая. Впечатления сильнейшие. Собираюсь в Ташкент, занимаю очередь в театр Камбуровой. Только вот выйду из спячки, да.

Даты стоят те, в которые я смотрела перечисленные спектакли. За иллюстрации спасибо сайту театра «Ильхом», сайту театра Камбуровой, а также разным сайтам, которые нашел сервис яндекс.картинки.

1. Ташкентский театр «Ильхом», «Орестея»

в рамках Золотой Маски Плюс

по одноименной трилогии Эсхила

Постановка - Марк Вайль. Сценография - Василий Юрьев. В ролях: Ольга Володина (Клитемнестра), Фарух Холжигитов (Эгист), Борис Гафуров (Агамемнон), Антон Пахомов (Аполлон), Дурен Казак (Гермес), Наргис Абдуллаева (Кассандра), Саид Худайбергенов (Орест), Алена Лустина (Афина) и др.



К спектаклям, которые построены на классическом материале и при этом активно используют новейшие технологии, я всегда относилась с подозрением. Ну вот что это, казалось бы, такое - взяли труд передового древнегреческого писателя и сделали из него телешоу. Одновременно с самими событиями мы видим в прямом эфире репортаж с места событий, притом сразу на трех языках: русском, узбекском и английском. По сцене бегают ведущие с микрофонами, их снимают операторы с телекамерами, и все это транслируется на огромный экран, расположенный за актерами. С другой стороны - рокерского вида дядька с электрогитарой, в нужные моменты оглушающий зрителей своими аккордами и хрипловатым волнующим голосом затягивающий бунтарские песни. Шум, суета, подчеркнуто телевизионный быстрый темп спектакля - все это слегка ошарашивает неподготовленного зрителя. Ошарашивает - и восхищает.

Постановка Марка Вайля прямо-таки дышит профессионализмом, который заставляет поверить и в трудно адаптируемый к современным реалиям текст Эсхила, и в порой пошловатую игру актеров, и в то, что вся эта фантасмагория действительно происходит здесь и сейчас. Как и многие древнегреческие трагедии, трилогия «Орестея» поднимает темы родства и справедливости. Древнее семейное проклятие заставляет отца убить дочь, жену - мужа, а сына - мать, и в самом конце суд Богов и Эриний будет решать, какое из преступлений тяжелее. И именно этот момент зрителю являют главное ноу-хау режиссера… впрочем, еще рано для раскрытия всех карт.



Местами это страшно. Страшно, когда выбегают два человека в масках из надетых на головы пакетов, первый кладет на спину второму разделочную доску и начинает резать на ней колбасу, а второй дергается и кричит. Страшно, когда бесстрастные комментаторы рассказывают о том, как царь Агамемном приносил в жертву свою дочь Ифигению, а на экране показывают «с трудом добытые кадры» - стонущую окровавленную девушку. Страшно, когда безумно кричит слепая прорицательница Кассандра: когда-то она понравилась Аполлону и, пообещав отдаться ему, получила дар предвидения. Но греческие боги жестоки: в наказание за отказ Аполлон делает так, что предсказаниям Кассандры никто не верит. И, видя тот ужас, который должен произойти, она, тем не менее, не может ничего с этим сделать.

Местами это красиво. Экран по совместительству является Олимпом, и боги, временами разгуливающие прямо по сцене (=по земле), иногда забираются «к себе», наверх - поддерживаемые тросами, они идут по вертикальной поверхности экрана. В невероятной эстетике решена смерть персонажей: когда человек умирает, шустрый бог Гермес подходит к нему с тазом, наполненным белой глиной, и начинает обмазывать его - с ног до головы, с ног до головы. Побелело лицо - все, теперь уже Аид забрал смертного в свои владения.



Местами это безумно. Орест, только что лишивший жизни мать, убегает из города - его преследуют богини мести, эринии. Актер Саид Худайбергенов сначала сбегает со сцены, затем покидает зал - а на экране показывают, как он бежит дальше, спускается по ступеням Центра Мейерхольда (на сцене которого шел спектакль), выбегает на улицу… Этот момент невероятно стремителен и по-настоящему потрясает воображение. Полный эффект реальности происходящего.

Местами это пошло... впрочем, объять этот спектакль целиком невозможно, и то, о чем я рассказала - очень малая часть всех его граней. Я не видела равных ему по плотности, насыщенности сценического пространства; как будто мало было текста Эсхила, и так сложнейшего для восприятия! Естественно, это не может не утомлять. Выходишь из зала словно бы под гнетом только что полученных впечатлений. И самое сильное среди всех переживаний - последнее: в самом конце режиссер заставляет и так слегка обалдевший зал испытать натуральное потрясение. А именно - решить судьбу главного героя, проголосовав черным или белым камнем. Осудить - или оправдать.



Самое забавное, что интрига была как и для основной части зрителей, с текстом не знакомой (что меня, кстати удивило), так и для меня - журфакера со стажем. Дело в том, что по Эсхилу Ореста оправдали. Как, спрашивается, стали бы выкручиваться актеры в том случае, если бы большинство зрителей проголосовало против? Была ли у них заготовлена альтернативная концовка? Впрочем, может статься, большинство действительно выбрало черный камень. По результатам подсчетов, производимых на сцене, разница между голосами «за» и «против» была невелика. Подгон? Ах, впрочем, кому какое дело. Главное, это было изящно.

Что добавить еще? Актеры великолепны, из всей, извиняюсь, толпы актеров, присутствовавших на сцене, не понравилась мне игра только одной девушки. Остальные - блеск! Особенно великолепна Клитемнестра в исполнении Ольги Володиной - и страсть, и коварство, и удивительно четко показана грань между привычным притворством и неожиданно проявляющейся искренностью. Хорош и ее любовник-Эгист, которого играет Фарух Холжигитов, опять же, работает на контрасте: то вроде он сильный и уверенный в себе мэн, а то - трепещущая размазня. Впечатлила Кассандра-Абдуллаева, глаза у нее были прямо-таки безумные. И еще очень понравилась парочка Аполлон-Гермес в исполнении соответственно Пахомова и Казака. На протяжении всего спектакля не могла удержаться от неприличных фантазий на их счет, уж извините за прямоту.



Когда я писала этот текст, узнала, что Марк Вайль, художественный руководитель театра «Ильхом», был убит в собственном подъезде за 3 дня до премьеры «Орестеи», состоявшейся 7 сентября 2007г. Новость эта была для меня шоком. Я не понимаю, почему огромная программка к спектаклю, в которую включены и пояснительное слово режиссера, и фотографии, и рассказы о каждом актере (все это на двух языках - русском и английском) - почему она не вместила в себя маленькую плашку со словами… прощания? Почему даже имя режиссера не обведено, в конце концов, в рамочку? По одному спектаклю редко можно судить, но «Орестея» такова, что я говорю с полной уверенностью - Марк Вайль был Режиссером с большой буквы. Талантливым, умеющим мыслить, умеющим Видеть, не боящимся сложностей. Вечная память.

27.04.2009г.

2. Театр музыки и поэзии п/р Елены Камбуровой, «P.S.Грезы…»

концерт-фантазия по песням Роберта Шумана и Франца Шуберта
музыкальная версия - Олега Синкин и Александр Марченко

Постановка, пространство, пластика - Иван Поповски. Поют: Елена Веремеенко, Ирина Евдокимова, Анна Комова, Елена Пронина.



Как и в случае с «Каприч’чио», рассказ о спектакле «P.S.Грезы…» хочется начать с цитаты из программки. «…иной раз все выглядит так удивительно в сердце поэта - кричащие диссонансы, образуемые жизнью, смягчает примиряющее искусство, хотя часто оно снова заволакивает радость темным, длинным покрывалом, чтобы ее не видели такой открытой…» И подпись: из писем Р.Шумана. Сам спектакль, как уже отмечено, представляет собой концерт, и не просто концерт, а концерт-фантазию. Еще бы: горячий македонец Иван Поповски иначе, как фантазийными, спектакли не делает.

Это концерт-мечта, скрывающаяся за многослойной прозрачной занавеской. Это концерт-сказка, порою страшная, порою печальная, но все равно вознаграждающая зрителя счастливым концом. Это история о чем-то неземном и далеком, таинственном, безумно красивом. Актрисы театра Камбуровой, такие разные, но все проникнутые каким-то особым изяществом, исполняют песни так, что мурашки бегают по телу. Песни, что логично, на немецком языке; весь спектакль мы сидели и жалели, что не знаем немецкого. А впрочем, спектакль потому и неповторим, что для того, чтобы понять происходящее, владеть языком совершенно не требуется. Сокращенный перевод дан все в той же программке. Остальное нужно прочувствовать сердцем.



Нет смысла описывать визуальный ряд, это лучше увидеть самим. Четыре красавицы то становятся задумчивыми и отстраненными, то танцуют беспечный и веселый танец одними пальчиками. Режиссер Иван Поповски наделен особым зрением и особым ощущением музыкальности. Чувствуя музыкальность как в стихотворной, так и в обычной речи, Поповски умеет подобрать ей эффектное обрамление, которое, тем не менее, никогда не выходит за рамки фона: музыка для него превыше всего. Ничего удивительного, что именно музыкальный спектакль для него, судя по всему, является самой подходящей площадкой для раскрытия своего удивительного таланта.

Одна беда - спектакль настолько погружает в свою собственную реальность, что сложно потом из нее вынырнуть. Но - оно того стоит. Полтора часа непрерывного наслаждения чистотой голосов, красотой слога, звучностью музыки, органичностью бежевых тонов, в которых выполнен спектакль. Полтора часа концентрированного музыкального рая. И не только музыкального.

28.04.2009г.

3. Театр Елены Камбуровой, «Абсент»

концерт-галлюцинация

Постановка, пространство, пластика - Иван Поповски. Музыкальная композиция - Олег Синкин. Поют: Елена Веремеенко, Ирина Евдокимова, Анна Комова, Елена Пронина.



Два музыкальных спектакля Поповски за одну неделю - это такое мощнейшее насыщение эстетических потребностей, что даже странно. Есть у меня одна примета: если в какой-то момент спектакля вы осознаете у себя в голове фразу «охренеееть, красота-то какая!!» - сталбыть, ставил спектакль наш всеми любимый македонский мужчина. А вы знали, что этот уникальнейший режиссер до сих пор не выучил до конца русский? При этом в работах своих он активно использует, кажется, все распространенные языки, воспринимая их именно на фонетическом уровне. «Абсент» - на французском. И снова - не стало бы это традицией - обращусь к программке: перевод песен, утверждает на ее страницах сам Поповски, не приведен сознательно. «Важна музыка, музыка языка, музыка тела, музыка света… Важно состояние и свободное погружение в «Абсент». P.S. Если вы знаете французский язык, попытайтесь его забыть на время спектакля».

Если бы речь шла о ком-то другом, можно было бы заподозрить в этом обманку, попытку скрыть за подобным призывом отсутствие смысла и логики, попытку сделать что-то на пустом месте. Но это, конечно, совсем другой коленкор. Ориентируясь на визуальные впечатления (ибо французский я честно попыталась забыть, да, признаться, никогда и не знала его настолько хорошо), спектакль можно разделить на две противоположные части. Начинается он очень по-французски: четыре красивые девушки в элегантных нарядах… возлежат на четырех столиках, расположенных на сцене. Возлежат в таких позах, что не остается сомнений: трезвым их сон не назвать.



Берегитесь, зрители! Скоро эти красотки устроят на сцене настоящую оргию. То, что творилось во время исполнения песни “Papa n'a pas voulu” («Папа не одобрил») иначе не назвать: они прыгали на стульях, кидались друг в друга бумажными комками, стреляли из рогатки в софиты! А потом вновь объединились, чтобы затянуть самую лиричную из всех лиричных песен. А потоооом… А потом сцена погрузилась в зеленый свет, голограммой протянувшийся и над залом, откуда-то сзади подул сильнейший ветер, и фурии, облачившись в ярчайшие развевающиеся наряды, заставят весь зал застыть в немом шоке.

Ну и вокал, конечно, идеальнейший.

«За музыкою только дело.
Итак, не размеряй пути.
Почти бесплотность предпочти
Всему, что слишком плоть и тело.
Не церемонься с языком
И торной не ходи дорожкой…»
(«Искусство поэзии», Поль Верлен)

30.04.2009г.

Дайджест:

- Ночь фильмов Эмира Кустурицы
- «Люди икс: начало. Росомаха»
- «Коралина в стране кошмаров»
- Эрих Мария Ремарк «Три товарища»

Ночь Кустурицы в к/т «Художественный»



Накануне этой ночи наша группа делала телевыпуск, где я и Настя, почитерив в среде старшекурсников, вызвались вести погоду. Неслучайно: тогда как остальные придерживались строжайшего дресс-кода (ибо камера очень капризна) и не менее строгих рамок поведения, мы могли делать что угодно. Ну мы и сделали… расхаживали вокруг здания факультета, завернувшись в простыни, и читали прогноз погоды на мотив Гесиода, аки древнегреческие музы. Напоследок я прошлась перед оператором босиком, держа туфли в руке и переключившись уже на нормальную речь: анонсировала новости культуры. «В эту субботу в кинотеатре «Художественный» пройдет ночь фильмов Эмира Кустурицы. В честь этого события мы, ваши древнегреческие музы, уже сейчас сняли свою древнегреческую обувь и ходим босиком по улице. Погода у нас отличная, факультет - замечательный, ну а травка (под ногами) зеленая. Удачных вам выходных!»

Так вот, непосредственно на Ночи босиком никто уже не ходил. Зато был какой-то бешеный поезд, на котором желающие «заезжали в зал». И были в неповторимой манере снятые кустуричные фильмы: «Андеграунд», «Марадона» и прекраснейшая «Жизнь как чудо». Вообще Кустурица, на мой взгляд, режиссер ну очень на любителя. И что до меня, отстраненно я сознаю если не гениальность, то как минимум талант этого человека. Но прочувствовать его фильмы так, как, скажем, Формана, не могу. Очень может быть, что просто пока не доросла.

Больше всего предсказуемо понравился последний фильм. «Марадона» слишком уж специфичен, ничего вразумительного я о нем сказать не могу. «Андеграунд»… да… очень сильное кино, некоторые моменты режут прямо по живому, но мне отчего-то показалось затянутым, что сильно смазало впечатление. Плюс ко всему я слишком спокойно отношусь к любимым темам режиссера - цыганам и музыке. Я, правда, еще невыспавшаяся была, так что стоило бы разок пересмотреть, прежде чем делать выводы. А вот «Жизнь как чудо» - фильм, я считаю, для всех. Любовь во время войны и ужас человека, которого заставляют делать выбор между двумя одинаково дорогими людьми. (одинаково ли?) Да и просто - ужас человека. Еще непонимание, несоответствие. И сила. И чудеса, которые, конечно, случаются - во сне ли, в мечтах, наяву - какая, право, разница.

Ах да! Еще зрителям была показана новая короткометражка Кустурицы, посвященная, как ни странно, цыганам. И вот в формате короткометражки мне это было безумно интересно. Рука мастера чувствуется, конечно. Вроде драма-драма-драма - а все равно оставляет на лице улыбку. Эдакая режиссерская харизма, которая чувствуется, даже оставаясь за кадром.

И, раз уж начала я издалека, то таким же образом и закончу: а все ли мои московские френды знают, что в довольно солидной кофейне «Шоколад» обалденные завтраки всего за 120 рублей? Я и не думала, что такое вообще может быть. Там прекрасно. Рекомендую.

02.05.2009г.
---



И еще о кино. Посмотрели «Люди икс: начало. Росомаха» и «Коралину в стране кошмаров». Первый - как и следовало ожидать, одно большое ололо. Боюсь, своим хихиканьем мы вывели из себя весь зал - ну мы очень, очень пытались сдержаться, честное слово. Вообще пошли мы туда благодаря рекламе одногруппницы, сообщившей, что Хью Джекман полфильма ходит голым - так что первые десять или сколько там минут мы занимались тем, что возмущались неподобающей одетостью главного героя. Зато потом все и правда стало ок. В качестве бонуса был очаровательный, хотя и дебильный персонаж Гамбит и глаза главного монстра, которых я даже на полном серьезе испугалась.

А еще на торрентах есть очень странная версия этого фильма: смонтированная, но недоделанная. То есть в каких-то местах там все в порядке, а какие-то абсолютно сырые. Видно тросы, на которых висят актеры. Сцена драки Росомахи и главного монстра вообще переодически становится картинкой из игры - и можно проследить, какие эпизоды полностью нарисованы на компьютере. Это выглядит немного безумно, но интересно. Ума не приложу, каким умельцем надо быть, чтобы выкрасть недоделанный фильм, да еще и перевести его на русский и выложить в интернет.



Что до «Коралины», то она в принципе неплоха, хотя совсем не шедевр. Книжку я не читала и о чем мультик, не представляла. Поэтому первые кадры, в которых куклу сначала потрошат, а потом заново набивают, пришивают глаза-пуговицы и т.д., меня слегка шокировали. Вообще рисовка довольно интересная, такой модный сейчас антиглянец. Местами действительно страшно, хотя 3d ну абсолютно лажовое. И кот, кооооот!.. красавец. А от самой идеи я почему-то ждала большего, особенно в конце. Хотя театр с собаками-зрителями - это было забавно.

---

О литературе (как обычно, самая короткая часть): приобрела «Книгу, ради которой объединились писатели, объединить которых невозможно». Сборник рассказов современных российских писателей, составленный в благотворительных целях: средства от реализации книги направились в Фонд помощи хосписам «Вера». Прочитала пока половину и, мягко говоря, не в восторге. Впрочем, упомянула я об этом скорее для отчетности: чтобы не забыть написать подробнее, когда дочитаю.


Главное же - прочитала «Трех товарищей» Ремарка. Это удивительная проза, она вообще ни на что не похожа, кажется. Короткие - не рубленые, а именно короткие - фразы, предельно малое количество эпитетов, практически полное отсутствие эмоций, только повествование. Автор пишет от лица молодого, в общем-то, человека, который видел и смерть, и жизнь, который разочаровался в обеих и рано понял, что, чтобы не сойти с ума, нужно смотреть на мир с легким, беззлобным цинизмом. Это очень мужская книга, мужская по образу мыслей, по лаконичности, кажущейся сухости. И именно от этой лаконичности хочется кричать в голос.

Невероятно болезненны, странны, реалистичны вкрапленные в общую канву повествования мини-истории действующих лиц второго плана. Наверное, именно за их счет получается так, что книга дышит. Хрипло, прерывисто - но дышит. Пытается дышать. Герой идет по жизни, переворачивая страницу за страницей. И в точности как в жизни, время в книге то ползет, как улитка, а то летит со страшной, беспощадной скоростью. Герой принадлежит к «потерянному поколению», герой живет в эпоху безвременья, и самое страшное - эта эпоха не вокруг, а внутри. Дело не в том, что только закончилась мировая война, не в безработице, не в беспорядках, не в болезнях, не в наигранности общества. Дело во внутренней пустоте, с которой герои даже не пытаются бороться.

Это очень тоскливая книга. Неподражаемо смешная, комичная, светлая - и в то же время тоскливая до невозможности. В какой-то момент читать ее становится страшно. Это момент осознания, что дальше будет еще хуже, потому что «лучше» уже было.

После Ремарка нужно заново искать смысл жизни, настолько доходчиво он объясняет: тот смысл, что виделся в жизни раньше - он ложный. А впрочем, очень ясно понимается также и то, что в поисках смысла жизни, в свою очередь, нет никакого смысла. Нет смысла. Мы и не живем ради смысла - и ради смысла не умираем. Потому, наверное, можно хлестать ром стаканами и не бояться врезаться в дерево, выжимая последнюю скорость после очередного вечера в баре. Live fast, die young… И даже если не верна первая часть утверждения, во второй сомнений уже не остается. Потому что лучше умереть, когда хочется жить, чем дожить до того, что захочется умереть.

« - Потому, брат, ты и причастен к одному ордену, - к ордену неудачников и неумельцев, с их бесцельными желаниями, с их тоской, не приводящей ни к чему, с их любовью без будущего, с их бессмысленным отчаянием. - Он улыбнулся. - Ты принадлежишь к тайному братству, члены которого скорее погибнут, чем сделают карьеру, скорее проиграют, распылят, потеряют свою жизнь, но не посмеют, предавшись суете, исказить или позабыть недосягаемый образ, - тот образ, брат мой, который они носят в своих сердцах, который был навечно утвержден в часы, и дни, и ночи, когда не было ничего, кроме голой жизни и голой смерти, - Он поднял свою рюмку и сделал знак Фреду, стоявшему у стойки:
- Дай мне выпить.»

м/ф, музыка, Селик, кино, театр Камбуровой, Кустурица, театр, бессонные ночи, Ремарк, Золотая Маска +, Ильхом, Художественный, литература, fav, Голливуд, цитата

Previous post Next post
Up