МПФ, «Он был титулярный советник»
по повести «Записки сумасшедшего» Н.В.Гоголя
Постановка Петра Фоменко. Моноспектакль Анатолия Горячева.
Кое-кто, не будем называть имен, не пошел с нами сегодня на спектакль «Он был титулярный советник» в Мастерской Петра Фоменко, и теперь пусть обгладывает локти и скрипит зубами - на сей раз это было что-то поистине сверхъестественное. Я обычно говорю, что актер гением быть не может: слово «гений» в моем сознании однозначно приравнивается к понятию «творец», а актерская игра, какой бы хорошей она ни была, все-таки созидающей силой обладает только условно. Режиссер - пожалуйста, художник - конечно, писатель - тот вообще в первую очередь. Актер же может лишь раскрыть роль, но не создать ее - так я всегда думала.
Сегодня убеждения пошатнулись.
Сегодня Анатолий Горячев доказал мне раз и навсегда, что он не просто талантлив.
И из всего доступного мне лексикона подходит только одно слово - гениален.
Наверное, так это будет правильно.
Сегодня на лице Горячева, выходившего раз за разом на поклон, не мелькнуло и тени улыбки. Было так очевидно, что сверхчеловеческая моральная усталость измотала его и физически, что, честное слово, хотелось подойти и целовать ему руки.
Не так давно на вопрос о моем идеальном спектакле я не могла дать ответа. Не знаю, как долго продлится моя уверенность, но конкретно сейчас ответ в моей голове имеется. Просто эта вещь, эта история жалкого, низкого, верного, честного, грустно-веселого титулярного советника Поприщина - она совершенна. Я бы с удовольствием написала дальше килотонны слов про немыслимую постановку света, сценографию, костюмы из ничего, смертельно страшные переходы от доброго к злому, от смешного к трагичному, от величия к ничтожеству и от королевского трона к решетке психбольницы, но, право слово, к чему все это? Все мои эпитеты не стоят того единственного момента, когда гениальный актер Анатолий Горячев сидит, скорчившись, прижавшись спиной к железной решетке убогой кровати, когда капля за каплей льется на его голову ледяная вода, когда глаза его выражают такое безумство, что тот самый сонный мир зрителя, который должен же где-то существовать, разлетается вдребезги от удара проклятого ледяного молота, когда этот самый Поприщин шамкает беззубым ртом - прекратите... - когда хочется сдохнуть, сдохнуть, сдохнуть (прекратите это, пожалуйста!..), когда хочется никогда в жизни не видеть этого зрелища и когда нет совсем никаких сил оторвать взгляд хотя бы на единственную секунду.
Надо бы просто сказать «спасибо» и пойти, наконец, спать.
А вы - посмотрите этот спектакль, пожалуйста. На этот раз я не рекомендую, а скорее прошу.
Сплошные эмоции у меня опять, что же делать-то с ними.