Ну и напоследок пару слов про Лехский дворец, бывшую резиденцию царей Ладакха. Находится он - вернее то, что от него сталось - в старой части города, которая представляет собой лабиринт каменных трущоб. Наверно в них живут люди, но вид у них совершенно не жилой. Из признаков жизни мы успели заметить тут лишь парочку ослов и одного чумазого мальчугана лет пяти в желтых кроксах.
Кроксы захватили мир
Что осталось от дворца
Лехский дворец был построен в XVII веке, а уже в XIX царская семья покинула его, чтобы больше никогда в него не вернуться. С тех пор девятиэтажное здание дворца постепенно приходило в упадок. Стены его сохранились неплохо, а вот интерьеры полностью разрушены. Говорят, что на четвертом этаже кое-какие фрески сохранились, но этаж этот закрыт, а ключ у какого-то монаха, а где монах - никто не знает.
Все остальные помещения - темные, пустые, пахнущие свежей известью и столяркой комнатки. Кое-где совершенно бессистемно в оконные и дверные проемы вставлены новенькие деревянные рамы. Дворец на реконструкции. Судя по всему, давно и надолго.
В интерьерах дворца ничего царского..Пишут, что дворец - величественное здание, возвышающееся на фоне горных уступов. На самом деле - неказистая серая коробка. А вот вид с его верхних площадок открывается захватывающий: с высоты птичьего полёта лабиринт старого города завораживает тайнами ладкакхского бытия, а вся долина в обрамлении рериховских далей внушает острое желание взять краски и холст.
У царей был неплохой вид из окон
Пора домой
Наше странствие по дорогам Индии подходило к концу. Обратно в Дели мы возвращались на самолёте. Кстати, многие туристы в Лех только на самолетах и летают, минуя индийские дороги. Кто-то в целях безопасности, а кому-то вообще чужда вся эта индийская романтика и они приезжают в эти края исключительно из-за гор. Лех привлекает не только хипстерующих зевак, но и любителей активного отдыха. Такие едут сюда ради походов, поездок на горных велосипедах, скалолазания, парапланеризма или рафтинга. Например, с нами в отеле останавливалась группа британских школьников, которые специально приехали в Лех, чтобы сходить в трехдневный поход в горы.
В общем, из Леха в Дели мы добрались за три часа лёту. В аэропорту не обошлось без местных оригинальностей. Сам аэропорт (даже скорее аэродром - потому что совсем он маленький) обнесен тремя рядами колючей проволоки. Чтобы попасть на территорию, нужно пройти через три КПП. Весь обслуживающий персонал в военной форме.
В самом здании аэродрома царил полный хаос. Никто толком не мог нам объяснить, где взять посадочные талоны, где паспортный контроль, куда сдавать багаж. Неожиданностью также стал тот факт, что все очереди были разделены на мужскую и женскую. В последний момент выяснилось, что у меня на бирке ручной клади не хватает какой-то печати (хотя их там и так было уже три) и меня отказались пускать в самолет. Хорошо, что мы приехали на аэродром с хорошим запасом времени.
Взлетать со взлетной полосы, которая упирается в отвесную скалу, было страшно. Страшнее наверно только на такую полосу садиться. Еще чуть-чуть и ужасы Индии будут позади. Также как и ее красоты.
Последние открытия
Ах да. Нам еще предстояло провести один день в Дели. Мы вылетели из Леха рано утром, и следующий наш рейс был поздно вечером. Мы честно собирались провести в городе целый день. Но выдержали только несколько часов, за которые успели посмотреть на Ямуну. Когда-то давным-давно один знакомый-индусоман рассказывал, как навеки покорила его сердце невиданной красоты священная река Ямуна, которая протекает через Дели. Мы решили на нее посмотреть. Сначала рикша долго не мог понять, зачем нам эта Ямуна и всё пытался отвезти нас на какой-то рынок. С горем пополам нам удалось объяснить ему, что нам всё-таки нужна священная река. Он долго удивлялся нашему запросу, но в итоге вывез какой-то мост, с высоты которого можно было видеть стремительный поток грязной воды, уносивший в своих мутных водах кучи мусора. Неподалеку на берегу у костра толпились люди - индийские похороны. Надеюсь, это была все-таки Ямуна.
Так вот ты какая...
Гулять по городу дальше стало как-то совсем утомительно, и мы поехали в аэропорт. Поехали, кстати, на метро, ставшее для нас настоящим откровением: такую красивую, новую и чистую подземку надо еще поискать в самых цивилизованных столицах мира. Тут тебе и кондиционированный воздух, и современные бесконтактные турникеты, и элементы современного искусства в виде сюрреалистических статуй на каждом шагу. Пассажиров практически нет. То ли для индусов метро дорого, то ли они его боятся.
Надо сказать, что аэропорт в Дели тоже очень «индийский». На каждой двери стоит индус с автоматом наперевес, не владеющий английским. Попасть в само здание аэропорта можно только при наличии распечатанного посадочного талона. Где его взять? Принтер есть в специальной комнатке снаружи аэропорта, но попасть в нее можно не раньше, чем за шесть часов до вылета. Нам оставалось девять. Ждем. Считаем часы. Прощай, Индия! А, может, и до свидания!..
P.S. Если бы у меня сразу по приезду из Индии спросили, хотела ли бы я еще когда-нибудь побывать в этой стране, я бы поклялась своим котом, что никогда и ни за что. Но сейчас, спустя какое-то время, я, честно говоря, уже не так категорична. Ужасы из головы уже выветрились, а привкус авантюры остался. Чем чёрт не шутит... Но вот услугами бензовозов я в следующий раз уж точно пользоваться не буду.