Интеграция в новое ментальное пространство - тема старая, как мир. И такая же актуальная, как и много лет назад. Человек имеет полное право к идентификации своей национальной принадлежности, но приезжая в страну с незнакомыми и непережитыми ранее традициями, приходится становиться немцем второй раз.
Поздние немецкие переселенцы, как группа этнических немцев, а в обиходе - российские немцы в Германии, составляют уникальную категорию русскоязычных иммигрантов. Их сложности, как и у любой мигрантской группы, заключаются не только в интеграции в иную социально-культурную среду, но и в собственной идентификации: «В России мы были немцами, здесь нас называют русскими». Российские немцы по официальным заявлениям политиков не относятся к российскому комьюнити в Германии, хотя и образ мышления, и менталитет, и социальная принадлежность характеризует их полную причастность к русскому ментальному пространству. Этнические немцы из России фактически считаются немцами, несмотря на давно утраченную связь с этнической родиной. Тем не менее, как заявившие о своем желании вернуться на историческую родину, должны в полной мере соблюдать ее конвенции и жить в соответствии с ее требованиями.
Репатриация как политическое движение стартовала в 1953 году. Основой для возвращения российских немцев на историческую Родину послужил Федеральный закон о переселении, принятый 22 мая 1953 года. (Bundesvertriebenengesetz). Но работать он начал не сразу, и первая семья из СССР пересекла границу ФРГ только в 1961 году. В 70-е годы поток переселенцев стал возрастать, но пик репатриации приходится на середине 90-х - с началом в России глобального экономического и государственного кризиса. В 1993 года в силу вступает закон, изменяющий официальный статус просто переселенцев на поздних немецких переселенцев - Spätaussiedler. Однако формальное изменение статуса не могло оказать влияние на трансформацию сознания. И через некоторое время, когда первые попытки не принесли ожидаемого результата, перед политиками встала новая проблема: для успешной адаптации этнических немцев, возвращавшихся, как декларировали многие не из экономических соображения, а с целью сохранения национальной идентификации, необходим пересмотр существовавших доселе интеграционных мероприятий. И в первую очередь - концентрация усилий по созданию и введению в жизнь специальных организаций, помогающих на первых жизненных этапах с привлечением в роли активного участника самого мигранта. Если мы подняли эту тему, необходимо заметить, сколь важна мотивация человека и его собственное желание к успешной интеграции. Как показала практика, не все переселенцы в состоянии правильно оценить сложности при внедрении в чужую ментальную среду. А многие дети мигрантов, приехавшие по воле родителей и в силу подросткового возраста не осознавшие неизбежных трудностей, оказываются в весьма затруднительном положении. И если на пути молодого поколения репатриантов не встанет энергичный и инициативный человек, взявший в свои руки координацию всего процесса в целом, многим проживание на своей исторической родине покажется совсем не в радость.
Первые этапы большого пути
Альбина Нацаренус-Феттер родилась в 1974 году в Алтайском крае в одной из немецких колоний, образовавшихся в 20-х годах прошлого столетия. В семье разговаривали на немецком диалекте, который смогли пронести через несколько поколений ее предки, прибывшие в Россию еще во времена Екатерины Великой. Альбина выросла в среде старой немецкой культуры. Привнести свежее дыхание в укоренившиеся за века национальные традиции и обычаи не позволяла политическая цензура тех лет - немецкий язык разрешался на уроках в школе и в домашнем обиходе, но социальная среда требовала отказа от национальной идентификации, а социальный статус, как у многих национальных меньшинств обозначался емким словом «и прочие». Так протекали детство и отрочество. В начале 90-х страна вошла в полосу экономического и политического кризиса. Настало время становиться взрослой. Проучившись три года в Московском государственном лингвистическом университете на кафедре германистики, Альбина принимает решение репатриировать в Германию. И в 1994 году, ступив на землю Берлина, 20-летняя, но уже тогда целеустремленная и цельная девушка сразу же поставила перед собой задачу утвердиться на Родине предков и, несмотря на ряд очевидных по началу трудностей, стать полноценным и полноправным членом немецкого социума. Западная часть Берлина 1994 года, слившегося после объединения двух Германий в одно целое и универсальное пространство, все же резко отличалась от бывшей восточной части, коренные жители которой долгое время не могли избавиться от ксенофобии и неприятия всего, что напоминало о советском прошлом. Альбину встретил дружелюбный открытый город, распахнувший перед ней все двери. Главной движущей силой в ее жизни была, есть и остается мотивация - качество, которого так отчаянно не хватает многим иммигрантам из бывшего СССР.
Уровень полученного в лингвистическом университете Москвы образования оказался громадным подспорьем в Германии, но шесть российских семестров или, как говорят в России - незаконченное высшее образование, Альбине в Германии не признали. Обучение в Берлинском университете имени Гумбольдта на кафедре германистики и славистики пришлось начинать заново.
Чужой среди своих
Мы с вами знаем, с какими бытовыми и душевными трудностями связана начальная пора проживания в чужой стране, где приезжий естественным образом сталкивается лицом к лицу с местными реалиями, но в силу объективных обстоятельств оказывается без практических навыков. Альбина, человек открытый, дружелюбный, отзывчивый, готовый всегда придти на помощь сразу обратила внимание на соотечественников, не владевших в достаточной степени языком, дезориентированных в быту, а от того замкнутых, беспомощных и растерянных, не понимающих куда приткнуться и откуда ждать поддержки. «Если тебе что-то не нравится - не упрекай, не осуждай, не жалуйся, а возьми в свои руки ситуацию и измени» - так воспитывали Альбину родители. И вместо того, чтобы критиковать и возмущаться, как поступают 90 процентов неустроенных иммигрантов, Альбина сразу же вступила в землячество российских немцев в Германии. «Немецкий дом», оказывавший ряд стандартных услуг из области адвокатуры и нотариата, кроме того собирал под своими сводами всех, кто желал примкнуть к движению немецких переселенцев. Официальная деятельность перемежалась с добровольной, а коммерческие услуги переплетались с культурной, но весьма ограниченной жизнью - на тот момент не существовало управленческого органа, взявшего на себя функции оказания репатриантам централизованной поддержки. Все проживали на одной территории, но в полной изоляции друг от друга. Приехав из страны, где на протяжении долгих лет умалчивался факт о проживании этнических меньшинств, где не поддерживались национальные традиции для сохранения культурного наследия и дальнейшего развития языка, где ассимиляция была принудительной, и пресекались любые попытки создания национальных автономий, люди не могли в одно мгновение перестроить сознание и протянуть друг друг руки. Страх быть отвергнутыми передавался через поколения уже на генном уровне.
Альбина, приняв на себя обязанности добровольного консультанта по освоению начальных шагов интеграции и социализации, оказывала не столько официальные услуги, сколько дружеские - как заполнить необходимые документы, где найти подходящего врача, как устроить ребенка в детский сад и школу. Владение немецким языком на профессиональном уровне оказывало ей неоценимую помощь, а бескорыстная инициатива придавала вес в глазах и соотечественников, и руководителей землячества. Волей-неволей ей самой пришлось заняться дополнительным образованием, изучая законы и выясняя упорядоченность внутренних политических и общественных органов. Тогда и пришла Альбине впервые идея о создании организации, состоящей из детей и юного поколения российских немцев. По привычке, укоренившейся в стране рождения, многие взрослые полагали, что обязанность по воспитанию их собственных детей принадлежит школе. В Германии им приходится перестраиваться но новую политику семейных отношений - именно на родителей возложена ответственность за первые шаги детей в социуме. И хотя дополнительные сложности по прибытии создавало отсутствие у многих немецкого языка - 250 лет пребывания на российской земле основательно расшатало в последующих поколениях немецкий фундамент, главная проблема заключалась в признании у молодых людей национальной принадлежности, уважении самостоятельности и социальной независимости. Альбина поставила целью ввести в социум новое поколение, имеющее голос, умеющее формировать и озвучивать собственное мнение, самостоятельно выбирать цели в жизни и преодолевать неизбежные препятствия.
Толерантность нынче в дефиците
Пример российских немцев в Германии дает наглядное представление обо всей сложности и неоднозначности процесса адаптации. Ведь для успешного существования мультикультурального общества, каким его создала сама Германия, необходима успешная интеграция всех поколений и категорий иммигрантов. Помощь лишь государства не может быть достаточной. Необходима поддержка местного населения, для чего нужны пропаганда развития межнациональных отношений, предоставление коренным жителям развернутой информации о культурных особенностях различных наций и необходимости взаимопонимания. Если Германия проводит политику миграции и репатриации, то прежде всего государственные структуры должны оказывать достаточное влияние на общество, поясняя положительные аспекты принятия на немецкую землю новых жителей. Основополагающим принципом должна быть толерантность. Но именно она и является в последнее время большим дефицитом. Толчком для столь энергичной общественной деятельности Альбины послужил инцидент со студентом с исторического факультета, высмеявшим за убежденность о наличии в ее крови немецких корней. Защита чести и достоинства соотечественников явилась стимулом для создания первой в истории Германии молодежной билингвической организации. Так в Берлине появилась федеральная ассоциация «Немецкая молодежь из России», вдохновителем которой стала Альбина Нацаренус-Феттер.
Deutsche Jugend aus Russland e.V.
Тем временем шли годы. Благодаря своим искренним идеалам и дальнейшим усилиям в оказании помощи многочисленным соотечественникам Альбина продолжала уверенно подниматься по служебной лестнице. Каждая последующая ступень открывала перед ней новые перспективы и большие возможности. И в 1999 году уже в качестве непосредственного организатора и исполнителя она добивается превращения созданной на добровольных началах ассоциации в государственную финансовую структуру Deutsche Jugend aus Russland e.V., а в 2003 году становится ее директором. Сегодня Альбина с семьей - мужем и двумя сыновьями, проживает во Франкфурте-на-Майне. Консолидируя вокруг себя людей, она по-прежнему возглавляет ставшую влиятельной организацию, членами которой являются уже не только подростки из среды немецких переселенцев, но и местное молодое поколение, нашедшие между собой точки соприкосновения и общие интересы. «Родители - тормоз, родители - мотор» - приняв этот постулат за основу, она находится в тесном контакте не только с молодежью, но и родителями, объясняя им незаменимое значение пап и мам в личностном формировании детей. Будучи в недавнем прошлом членом президиума городского собрания Франкфурта, Альбина как член лидирующей фракции ХДС (CDU) в настоящий момент состоит в правительстве города и продолжает активную деятельность на поприще воспитания молодежи. Не останавливаясь на достигнутом. Альбина баллотируется от ХДС в члены Бундестага, выборы в который состоятся 24 сентября 2017 года. Оставаясь преданной идее, Альбина сумела в состоявшейся в мае личной аудиенции у Ангелы Меркель привлечь внимание федерального канцлера - впервые за 12-летний срок ее правления - к проблемам российских немцев в Германии.
Пожелаем ей успеха в дальнейшей столь важной и плодотворной работе по поддержке и оказанию помощи проживающему в Германии землячеству из 3,5 миллионов немцев из России.