Начать можно за здравие. Вчера состоялся традиционный летний прием всего дипломатического корпуса Гессена, представленного 26 консульствами государств, поддерживающих с Германией диспломатические соглашения. Грандиознное меропритие, оставившее, тем не менее по одной причине не совсем благоприятное впечатление. Но причина эта заключается не в Германии, не во Франкфурте, как приглашающей стороне, не в организационных моментах, которые как всегда безупречны, а некой национальной особенности российской стороны. Называется эта особенность по-немецки Lenktreu - верность традициям управления и взятому за основу политическому курсу. Чему я уже давно не удивляюсь. Но все по порядку.
Первый командир, как это звучит по-немецки, и начальник штаба Бундесвера Гессена (слева) с коллегами, с которым я пару лет назад проводила интервью о новой внутренней политике, разрешающей при исключительных ситуациях - например, подавлении террористичеких акций, применять армией Германии оружие внутри страны. Изначально задачи Бундесвера заключались в охране государственных границ и обороне государства извне.
Музыкальное сопровождение.
Высокие гости постепенно прибывают.
Основная часть приема состоялась на летней террасе кафе, о котором я еще скажу пару хороших слов. Но замерзла я основательно. Потом пришлось надевать пальто.
Это еще закусочная часть светского раута.
Вступительное слово держит Обербургомистр Франкфурта, как его глава и гостеприимный хозяин приема. Он объяснил, почему площадкой для столь значимого мероприятия выбрал именно это кафе. Оно находится в одной из несколько удаленных от центра городских районов Бонамес, характерном большой концентрацией мигрантского населения. Дело в том, что в этом районе прошло его детство. А кафе расположено как раз на территории старого аэропорта, где в наше время проводятся празднества местного масштаба - детские веселья, народные гуляния, ярмарки. И ему хотелось провести этот день в кругу приглашеных на земле своего детства. Кафе не поражает интерьерами и антуражем пятизвездочных отелей, но очень приятное с непринужденной обстановкой. В Германии не принято глядеть в зубы дареному коню. В Германии принято принимать приглашения и наслаждаться обществом присутствующих. Если в следующий раз прием состоится в самом престижном отеле города Frankfurter Hof, гости придут с таким же радушием и хорошим настроением.
Ответное слово держит Генеральный Консул Сербии Александра Джорджевич, Дуайен дипломатического корпуса в Гессене. Ее речь отражала современные тенденции Германии к оказанию помощи беженцам со всего мира, ищущим поддержки и укрытия в ФРГ от войны и преследований. Подробно на эту тему я распространяться не буду. Вы и так все знаете.
А теперь мы затронем ту самую ситуацию, которая создала у меня очень неблагоприятное впечатление. Собственно, присутствие иностранного дипломатического представителя в стране подтвержает не только наличие дружественных отношений между двумя государствами, но и накладывает на посла и генеральных консулов ряд обязательств административного и политического характера - поддержание престижа родного государства, обозначение его роли в жизни дипломатического партнера, распространение информации, положительно влияющей на имидж родной страны, дальнейшее развитие культурных отношений и связей, возможно - производственно-экономических, насколько это представляется реальным и перспективным. И, естественно, оказание содействия проживающим в этом государстве соотечественикам, являющимися его гражданами. По-моему, это прописные истины. Это школа любой дипломатии и навыки работы опытного дипломата, делегирующего представление создающего авторитет своей Родины. Генеральный Консул, как Прометей, должен нести положительную информацию, способствовать созданию позитивной репутации и отражать уровень достойного общения с гражданами России -это же как зеркало, как критерий, рождающий отклик в местном обществе. На таких примерах и создается полная картина о внутренней жизни страны и миграционной диаспоры.
Представьте, к Генеральному Консулу ФРГ, возглавляющему дипломатический корпус в Петербурге, обратится живущий в России немец. Обратится так просто - с желанием узнать о его намерениях, намеченных перспективах работы, о взятом курсе на дальнейшее улучшение культурных связей. И вообще - как в этом случае ведут себя консулы - наверное, поддержат соотечественника в его понятном стремлении донести до остальных сограждан весьма важную и содержательную информацию. Иного я себе не представляю, регулярно наблюдая, как Германия всегда стоИт на стороне своих граждан. Тому я привожу в своем журнале сотни примеров. Или вы полагаете, что Генеральнвй Консул ФРГ в Петербурге при обращении к нему немецкого гражданина ответит казенным языком и не менее стандартными оборотами: "Так, что вы от меня хотите? Что вам нужно?". Я этого представить не могу.
Итак, вчера на приеме присутствовал недавно назначенный Генеральный Консул Российской Федерации во Франкфурте. Я имею полное право изложить свой взгляд на ситуацию и озвучить свое мнение. Тпм более, я делаю это в открытом формате и абсолютно корректным языком. Все эти баталии на ФБ и тому подобных ресурсах, где я принимаю весьма ограниченное участие - не могу же я сидеть сутками в сети и лаяться (в буквальном смысле слова) с неадекватами, не могут сказаться на моей професиональной манере общения и изложения.
Я слышала от моих немецких коллег негативные отзывы об очередном Генеральном Консуле РФ во Франкфурте, но списала это на субъективное восприятие. Мало ли, кто и кому может не понравиться с первого взгляда. Речь же идет не о личных взаимоотношениях, а об официальных, направленых лишь на удовлетворение журналисткого интереса и репортерского любопытства. Тем более, нынешняя ситуация на внешнеполитическом рынке сказывается не в пользу России. Так поддержи престиж страны, не урони его в глазах многих предвзятых представителей немецкой прессы, покажи - да, мы сплоченный народ, мы отстоим свое государство, мы не дадим в обиду ни одного нашего гражданина! На мое вполне дружелюбное к нему обращение и желание поздравить его с приступлением к исполнению столь ответственной миссии, он ответил мне, как будто я подаю прошение на финансовое вспоможение: "Так, что вы от меня хотите? В чем я заключается ваш вопрос?". Я - калач тертый, и меня таким холодным душем не испугаешь и высокомерием не оттолкнешь. Я затронула тему о 25 годовщине со дня воссоединении Германии, о вероятном присутствии на торжествах Михаила Горбачева, ставшего катализатором разрушения всего соцлагеря и падения Берлинской Стены, что и послужило в конечном итоге ликвидацией границ между Западной и Восточной Германией.
- Мне ничего не известно насчет Горбачера, - холодно процедил Генеральный Консул Российской Федерации. - Я не поддерживаю российскую прессу в Германи - для этого есть посольство. Я занимаюсь лишь связями с проживающми в подведомственных Землях российскими гражданами.
- Но я и есть российская гражданка, работающая на благо развития российско-немецких отношений и пытающаяся поддержать престиж родного государства, а также не уронить честь гражданина России.
- Мне эти вопросы не интересны, - заносчиво отрубил генеральный Консул России, уже стоя ко мне спиной... Регламент чиновничьего отношения к согражданам соблюдался им прилежно и неукоснительно.
- Можно я Вас сфотографирую?
- Нет, нельзя!
- Почему? Это же официальный прием с пристутствием аккредитованной прессы.
- А я не хочу!
Я развернулась и отошла от него. Зачем он мне нужен с такими амбициями и неумением общаться с людьми? Как прозвучала шутка в великолепной сатирической интермедии канала ZDF по поводу майдана головного мозга: "Нынешний министр иностранных дел Германии - лучший со времен... Вестервелли - прежнего министра иностранных дел". Я могу сказать, что с момента ухода генеральногго Консула России во Франкфурте Владимира Липаева российским гражданам определенно не везет. Чему же потом удивляться, если на внешнем рынке скаладывается столь негативное мнение о России, при том, что представитель дипломатического корпуса намеренно задает тон очень ограниченного общения с соотечественниками, проводя четко очерченную грань между ним и гражданами его государства? И это уже не первый пример.
Ну что ж, мгногострадальная Россия, терпи и на этот раз.
А дальше у нас по плану пошел фуршет и все сопутствующие ему радости.
Генеральные консулы ряда наших бывших союзных республик.
Внутри кафе очень уютно, и я позже туда перебазировалась. На улице нешуточно похолодало.