Sep 27, 2014 11:25
Олегу Басилашвили исполнилось 80 лет. Не верится. Актер из плеяды советских мастеров сцены, сопровождавших мое поколение чуть ли не с первого дня рождения. Вчера собиралась по делам и фоном слушала о нем по каналу русского ТВ в Интернете. Особенно много было рассказано о фильме Данелия "Осений марафон". Не помню, сколько фильму лет, но смотрится он и по сей день на одном дыхании. Правда, Данелия рассказывал, что на роль Бузыкина запланировал другого актера, но Олег Басилашвили, узнав о сценарии, сам приехал в студию и попросился на роль. После первой же пробы предыдущий кандидат был снят, а Басилашвили утвердили всем худсоветом безоговорочно. Интересная подробность: Рязанов и Данелия - первые советские режиссеры - основоположники стиля нео-соцреализма, при котором в центр внимания и на передний план выносится судьба и личность отдельно взятого человека, а не проблемы коллектива, что было обязательным в советском кинематографе долгие годы. Человек рассматривался лишь в контексте социальной ячейки, причем, не личностно, а как одна из составляющих. Проблемы коллектива, чаще - производственные, были важнее, чем гармония в душе члена этого коллектива.
И вот, Данелия сомневался, как актер, создавший образ изощренного гламурного негодяя, сможет сыграть безвольного интеллектуала, запутавшегосся в своих собственных проблемах, попавшего под пресс социального мировоззрения, живущего под постоянным давлением стереотипов общества, перед всеми и перед каждым в отдельности находящегося в состоянии перманентного долга - прежде всего, морального. И тут помогло торчекое амплуа и манера игры Басилашвили никогда не создавать законченный образ с клеймом на лбу: "НЕГОДЯЙ", когда ни зрителю, ни читателю не дается возможности самому домыслить, доразвить, дофантазировать. Практически, весь социальный кинематограф 70-х и чернушно-порнушный 80-х и 90-х построен по принципу навешанного ярлыка: это политически грамотный и положительный во всех отношениях, отражающий передовые взгляды общества председатель парткома, это морально устойчивый, надежный и чуткий по отношению к каждому в отдельности и ко всем вместе милиционер, это ответственный за свою трудовую деятельность и перед трудовым коллективом инженер, это дисципринированный, отзывчивый и учстливый, смотрящий в светлую производственную даль начальник производства, это отвязанный обезбашенный браток, это мерзкий бандит, это морально разложившаяся проститутка, это беспринципный и меркантильный делец-карьерист, что осуждалоь советской идеологий в принципе, это коррумпированный член правительства и все в таком же духе. Европейский лоск и внешняя изящность отрицались и не признавались идеологами искусства тех лет в принципе и осуждались чуть ли не в конституционном порядке. Утонченный, собранный, деликатный, с отличным вкусом Самохвалов в "Служебном романее" подавался зрителю, как эталон чуждого жителю советсткой эпохи эгоистичного индивидуума и нацеленного на служебную карьеру бездушного прагматиста.
Вообще, как я заметила и собственно давно взяла на вооружение, подавать читателю законченный под моим собственным впечатлением и представлением образ - это давать повод аудитории после первых двух строчек переходить на другой материал. Человеку необходимо его личнное виртуальное пространство, полет фантазии, возможность самому домыслить главных действующих лиц, даже если материал публицистический и несет в основном социально-правовую информацию. Как-то у одного местного разлива писателя я прочитала пару произведений, после чего я в принципе не прикасаюсь к его творчеству. Тоска, скука и такие штампы, что аж в голове звенит. Главный герой у него обсуждает с друзьями своих бывших женщин на самом интимном уровне. Изменяющая мужу жена - изначально аморальна с выжженным на лбу, как номером в концлагере, знаком МИНУС - это отрицательеый персонаж. Автор даже не затруднился подумать, а может муж по сути своим нуднотством и однообразностью вечных претензий перестаал был любимым и сам по сути спровоцировал поворот жены на 180 градусов. ББывает так в жизни - женщина разлюбила мужчину. Разве это преступление? Или, по мнению автора, это преступление, потому, что она разлюбила ЕГО, как прототипа главного героя?
Я в принипе не переношу директивные, вроде как сверху спускающиеся установки - тем более, в творчестве. Наверное, толератность в любом сегменте жизни - уметь признать за партнером право на самостоятельное принятие решений, на независимость мнений, на свободу мировоззрения. Когда я получаю критику в свой адрес по поводу статей, я воспринимаю ее нормально и объективно, при условии, что критика - конструктивна, а не замещается критиканством и не является полным собранием завышенных амбиций и нереализованных комплексов критика. Однажды один из т.н. писателей указал мне на, по его мнению, негармоничность статьи следующим замечанием: "Я бы написал все это иначе". И получил в ответ: "Находи СВОИ темы и пиши так, как ТЫ считаешь нужным". Вот такое критиканство я пресекаю на корню и мгновенно. Я не нуждаюсь в чужих штампах и притянутых за свои уши примеров для подражания.
Юбилей,
Актеры и роли,
Пресса,
Мои мысли,
Жизнь как она есть