Ностальгия

May 26, 2013 13:40

Вчера в рамках фестиваля "Романтика сегодня" проходил показ фильма Андрея Тарковского "Ностальгия". Естественно, на немецком языке. Собственно, целиком и полностью я посмотрела его только вчера. На то он и Тарковский, чтобы двумя-тремя штрихами обозначить драму громадной человеческой общности. Нам представлена жизнь глазами главного героя. И у меня сразу же возникло созвучие с фильмом Андрея Смирнова "Дневник его жены" о годах жизни Бунина в эмиграции. Созвучие появилось совсем не случайно - в обоих картинах ничего не происходит. Вообще ничего - нет ни душевного движения, ни физического драйва, на развития сюжета, ни смысла в следующих кадрах, ни смысла в поступках и действиях персонажей. Всё размыто и застыло на месте - все куда-то ходят, где-то передвигаются, о чем-то говорят, что-то делают. Что и зачем - никто не понимает и не может объяснить. Погода - и та тягучая, однообразная, серая и пустая. Ветер, солнце, дождь - от этого в картине ничего не меняется и кажется абсолютно бессмысленным, бесцельным и абстрактным. Но только на первый взгляд. Наверное, не посвященные в психологические особенности жизни эмиграции вряд ли поймут квинтессенцию всей тяжести душевной трагедии многих эмигрантов.

Ностальгия - это только называется тоской по Родине. На самом деле - это страшная вещь. Это полный отрыв от реальности, это застывшее навечно время, это жизнь в двойном измерении, где точкой отсчета является исчезнувшая из мира реальности и существующая только в воображении размытая формация. Это полное разложение души и распад личности, живущей исключительно вчерашним днем и прошлым. Прошлое, если оно становится смыслом жизни и ее основной эмоцией, когда нет сегодня и не может быть завтра, превращается в тормоз и останавливает человека в развитии. Прошлое напоминает гербарий некогда живого растения. Засушенное, скукоженное, без запаха и цвета растение-мумия, мало что дающее живым. Прошлое уже отжило, и какие бы следы оно ни оставило, его уже нет и никогда больше не будет. НЕ БУДЕТ. НИКОГДА.

Тоска по прошлому превращает человека в ничто. Это душевная смерть. Это тупик. Это завершение его развития как личности. Я поняла этот фильм уже только в эмиграции так же, как я поняла комедию - в чем я сильно сомневаюсь - Чехова "Вишневый сад". Прошлое неделимо, прошлое нельзя продать или подарить. Его можно вложить лишь как инвестицию. Но его нельзя превращать в смысл существования.

Единственная сцена, на мой взгляд, выпавшая из сюжетного ряда - самосожжение. Или же наоборот... Скорее придала фильму еще большее значение тщетности проживания во вчерашнем дне: не смог перешагнуть роковой рубеж, не смог вырваться из плена того, чего уже нет, что уже давно распалось и трансформировалось в черно-белое символическое изображение, душевно умер. Все, что осталось - уничтожить оболочку оставшегося без души тела. Не случайно ведь и главный герой умирает в конце фильма, потому, что погряз в прошлой жизни, заблудился в лабиринте теней, был затянут в бездонность зыбучих песков.

Не дай Бог позволить ностальгии заковать себя в коварные цепи и затянуть в сырое подземелье. Наружу уже никогда не выберешься...


Ностальгия, Мое мнение, Личное, Кино

Previous post Next post
Up