Материал написан и опубликован по просьбе первого главного криминального комиссара Центрального Земельного Управления по борьбе с организованной преступностью.
Помните - доверие вредит вашим финансам!
Финансовые пирамиды, игры наперсточников, телефонные аферы - известные жителям постсоветского пространства средства мошеннического бизнеса воспринимается на бывшей Родине, как привычное явление. Германия может похвалиться меньшими на десять порядков альтернативными видами незаконного обогащения благодаря неусыпной бдительности правоохранительных органов, строгому законодательству, регулирующему все области жизнедеятельности человека, и жесткому контролю денежных потоков - финансовое ведомство требует отчета до самого последнего цента. Тем не менее, телефонное мошенничество, направленное на экспроприацию наличных финансовых средств населения, успешно интегрируется в немецкую среду и принимает в последнее время не поддающиеся прогнозу формы реализации.
Мой собеседник - первый главный комиссар ведомства Гессена по борьбе с организованной преступностью, господин Удо Бюлер (Udo Bühler), пригласил меня на интервью, тема которого звучала настораживающе: «Предупреждение телефонных афер». По приведенной статистике в 2011 году квота финансовых махинаций, затрагивающих имущество и финансовое состояние граждан, только в Гессене составила 22,9 процента от общего состава преступлений. Согласно проведенному полицейскому расследованию, в русскоязычной среде особую опасность в федеральном масштабе представляет организованная преступная группировка из Литвы - многие звонки совершаются с номеров 00370.
Чрезмерное доверие - продукт социальной изоляции
Тщательно спланированная правоохранительными органами тактика предупреждения противоправных деяний, а также скоординированные методы полиции и прокуратуры по борьбе с организованной преступностью заставляют мошенников проявлять недюжинную фантазию для реализации незаконной деятельности. Быстро привыкшие к общественной безопасности и государственной защите, а также прочувствовавшие на себе чрезмерную заботу и предупредительность практически всех служб немецкой социальной системы русскоязычные иммигранты уже не всегда проявляют необходимую даже в «тепличных» условиях предусмотрительность. Как ни прискорбно, но основной контингент жертв в диаспоре русскоговорящих жителей ФРГ составляют люди среднего и старшего возрастов, ведущие преимущественно замкнутый образ жизни с отсутствием развитой сети социальных контактов и ограниченным опытом ментальной самозащиты. Круг же общения пострадавших состоит в подавляющем большинстве из приятелей и знакомых в своей языковой среде. Поэтому, телефонный звонок с четкой русской речью не вызывает у будущей жертвы подозрения в подлоге. «В наши дни для преступников не составляет особого труда получить доступа к любым контактным данным - легко устанавливаемое доверительное общение, излишне откровенная информация из социальных сетей (вплоть до фотокопий паспортов), сведения из телефонных справочников. А беспрепятственное передвижение по стране устраняет преступникам гипотетические препятствия», - поясняет комиссар. - «Если из совершенных за месяц нескольких тысяч звонков десять окажутся результативными, усилия жуликов уже окупаются в десятикратном размере».
Большая часть телефонных афер нацелена на продуманную психологическую атаку и создание неуправляемой паники у потенциальной жертвы. Не забывайте - на другом конце провода опытный махинатор, владеющий приемами психологии, умеющий войти в доверие и знающий, как манипулировать человеческим подсознанием. Каково же главное орудие преступника? Имитируя близкого родственника, внезапным - без какого либо лирического вступления, сообщением о несчастье вызвать у собеседника шоковую реакцию, лишить адекватности восприятия и заставить поверить в нереальные (сторонним взглядом) жизненные перипетии. Положа руку на сердце - многие ли из нас сохранят душевное равновесие, услышав, что близкий человек попал в беду? В эту минуту меньше всего мы задумываемся о розыгрыше. Также рассуждает и преступник - стереотипы мышления не допускают мысли о злоупотреблении «шутками» в столь деликатном вопросе.
Все совпадения случайны, все имена вымышленные
Самая известная и успешная версия телефонной аферы разыгрывается по сценарию: «Не давать жертве времени на обдумывание». В квартире Лидии Эдуардовны раздался телефонный звонок.
- Халлоу! - на полу-русском и полу-немецком ответила пожилая женщина.
- Это я! - Закричал в трубке мужчина средних лет. - Я устроил аварию - сбил на пешеходном переходе женщину с ребенком. Они туристы из Литвы. Женщина здорова, а девочка пострадала. Уже приехал литовский консул - я разговариваю с его телефона, потому, что мой разбился, когда я резко тормозил.
- Коля, как ты сам, что у тебя с голосом? - испугалась женщина.
- Я ударился лицом о руль и выбил два передних зуба. С трудом говорю - рот полон крови.
Первая уловка удалась - Лидия Эдуардовна снабдила мошенника нужным ему именем, поняла, почему Коля разговаривает не своим голосом и нашла объяснение непонятному на дисплее ее телефона номеру. Но при этом она не успела осознать, что консулы чужого государства не выезжают на аварии по звонкам случайных туристов.
- Врач скорой говорит - состояние девочки тяжелое, - набирает обороты Коля. - нужна срочная госпитализация, а лечение обойдется в 50 тысяч евро. Если я заплачу - ее мать согласна не сообщать в полицию, иначе меня посадят.
- Коля, когда нужно оплатить лечение? - Лидия Эдуардовна впадает в панику.
- Срочно! - всхлипывает Коля. - Запиши телефон моего коллеги - он случайно проезжал мимо и готов мне помочь. Деньги передашь ему, - диктует цифры Коля. - Я поехал в больницу вместе с женщиной и ее дочкой. Отдаю телефон - консул желает с тобой поговорить. Да, и никому ничего не рассказывай! - застывают в ушах Лидии Эдуардовны последние Колины слова.
«Консул» официальным тоном и строгим голосом с русско-немецко-прибалтийским акцентом выясняет полное имя собеседницы, устанавливает, кем приходится ей Коля, записывает ее адрес и рекомендует - до прибытия полиции, что в интересах же Коли, побыстрее связаться с участливым «коллегой». Лидия Эдуардовна тут же звонит «коллеге», с готовностью подтверждающим произошедшую трагедию и повторяющим озвученную Колей сумму. Находясь в состоянии повышенной нервозности, женщина не вспомнила, что первыми на место ДТП прибывают полиция и служба скорой помощи, а скрыть от немецкой полиции автомобильную аварию с пострадавшими невозможно при самой высокой конспирации. Выкрик «посадят» вводит ее в ступор... Она не успевает сообразить, что Коля не может управлять автомобилем без автомобильной страховки, покрывающей все нанесенные неосторожным водителем убытки. Ей даже не приходит в голову, что приговор выносят в суде, а не на проезжей части, зачитывает его судья, а не консул другого государства, а участники ДТП не решают чужие судьбы.
Женщина уже была по пути в банк - ее спасла чистая случайность: встретившаяся по дороге соседка испугалась, взглянув на выражение лица Лидии Эдуардовны. Но, услышав слова: «Коля в беде», потребовала немедленно связаться с ним, невзирая на «разбитый» телефон. Как и оказалось, живой, здоровый и невредимый Коля в аварию не попадал, а о литовском консуле и услужливом коллеге слышал впервые.
Зато Евгении Кирилловне повело не так быстро - неладное заподозрил сотрудник банка, у которого она со слезами на глазах просила немедленно выдать ей со счета 35 тысяч евро и категорически отказывалась пояснять ситуацию.
Банк - ваш надежный помощник
Оценив деятельность аферистов, приобретающей размах индустрии, полиция ввела в практику регулярные обучающие семинары банковских сотрудников. Первая задача банковского клерка - затормозить процесс выдачи большой суммы, если владелец счета требует выдачу без предварительного согласования, явно нервничает и отказывается сообщить причину срочности. Любой вкладчик понимает, что в случае непредвиденной задержки легче обратиться в другой филиал. Полиция учла этот вариант и рекомендует служащим банка следующую схему поведения.
Если вкладчик, затребовавший срочную выплату большой суммы, нервничает и отказывается дать пояснения - значит, ситуация серьезная, и не исключено, что он попал в сети аферистов. Сотруднику банка предлагается, внешне погасив подозрительность, деловым тоном пригласить владельца счета в служебное помещение, объяснив, что, большие суммы выдаются без присутствия посторонних. Кодовые слова служат сигналом к действию для всего коллектива банковских сотрудников: скорее всего, один из организаторов преступления, изображая делового посетителя, в этот момент следит за объектом, пытаясь не выпускать ситуацию из под контроля или ждет на улице - любая непредвиденная помеха может сорвать все преступные планы. Задание банковского клерка заключается в попытке вызвать человека на откровенность, при растущем подозрении уведомить охрану банка и связаться с полицией. За получившим на руки деньги вкладчиком устанавливается полицейское наблюдение.
К сожалению, в реальной жизни не все обстоит так идеально: не каждый вкладчик выдает себя с головой, т.к., придуманная жуликами история не обязательно носит характер моментальной трагичности и катастрофы. Речь может идти о погашении остатка кредита, об участии в покупке недвижимости, о приобретении нового автомобиля. «Были попытки оформления кредита на сумму до 100 тысяч евро - состоятельная бабушка собиралась отдать в залог антикварную вещь во много раз большей стоимости. А позже распрощалась бы и с деньгами, и с ценностью». - рассказал господин Бюлер. - «Прискорбно, что число поданных заявлений на порядок меньше количества реальных случаев мошенничества. Многие потерпевшие, став жертвой обмана, стыдятся «позора» и не обращаются в полицию».
Полиция предупреждает граждан и просит их об оказании содействия
Функции полиции состоят в предупреждении преступлений и обезвреживании преступников, а умение не оказаться в положении потерпевшего уже зависит от степени бдительности самого человека. Поэтому, полиция настоятельно рекомендует:
- Что бы вы ни услышали - стремитесь сохранить хладнокровие!
- Попробуйте перехватить инициативу разговора, не позволяйте загружать себя непрерывным потоком информации и возьмите паузу.
- Постарайтесь трезво взглянуть на ситуацию, просчитав реалистичность и оценив правдивость рассказанной по телефону трагической истории.
- Запомните все озвученные «родственником или его другом» имена, даты и место происшествия.
- Учтите - если в процесс передачи денег включен посредник, вам отведена участь жертвы.
- Согласуйте место и время для передачи затребованной суммы. Ни под каким видом не приглашайте посредника к себе домой - только на улице или в сквере, но не в помещении.
- Ни при каких обстоятельствах не звоните по указанным собеседником номерам, а попытайтесь связаться с настоящим родственником по его номеру телефона .
- И немедленно звоните в полицию, сообщив все подробности «переговоров».
Все мы совершаем ошибки... Никогда не говорите «никогда» - кто знает, на что действительно готов, если близкие люди окажутся в безвыходном положении. Но не идти на поводу у расставивших ловушку проходимцев и способность отличить реальную беду от коварства злоумышленника - и есть действенный метод самообороны.