О вкусе к своему / Завтра награждение победителей

Oct 19, 2003 22:28

Часто приходится встречать умных тонких людей, сопротивляющихся моде, общему потоку и Новому Мир. Порядку, американской экспансии. В то же время живут они в рамках общедоступной «глобальной культуры», слушают «общемировую» музыку (как правило иностранную), смотрят голливудские или европейские фильмы... Ничего плохого в этом нет, просто жалко, когда ( Read more... )

Leave a comment

Человек, создавая, открывает заложеное Творцом katusheva February 13 2004, 05:10:26 UTC
Здравствуйте!

Нисколько не обиделась, что Вы! Наоборот мне симпатичен новый человек в ЖЖ с таким вдумчивым подходом к Бытию :-). Попытаюсь Вам ответить.

Имя Бердяева, при всем уважении к его глубокому философскому уму, связано с примером отхода человека в идолопоклонство. Да, да, я не могла это сформулировать, но чувствовала что-то не то. И вот однажды прочла у профессора Осипова (наверное читали этого современного богослова) о "свободопоклонничестве" Бердяева. Думаю, этот текст можно найти по ключевым словам в Интернете: "Осипов", "свобода", "Бердяев". Мне кажется Вы сразу согласитесь, когда прочтёте, потому что это очень убедительно, на мой взгляд у Осипова изложено. Там же он говорит о том, что настоящая Любовь всегда связана с добровольным самоограничением собственной свободы ради Христа, ближнего и в таком духе...

О "сознательном или неосознанном соперничестве художника с Богом" могу только сказать, что поэт/писатель способен творить мир гармонический, только в сотворчестве с Богом. А значит, не нарушая Любви. (Образ Божий как раз проявляется в поэте в тот момент).

Человек не может создать что-то того, чего не было бы у Бога. А гармоничность реального мира Богом заложена изначально, если бы не грех, который вошёл мир ещё со времен падения лукавого ангела (который, кстати, тоже сотворён был гармоничным Ангелом Света). Не даром в русском языке есть два слова: "мiр" и "мир". (Жаль, что реформа языка большевиками стёрла эти грани!)

Человек, создавая свой гармоничный мир тем самым открывает изначальную и вечную гармонию, заложенную Творцом в мире, но которая вновь восторжествует только после Второго Пришествия Христа.

Если человек возгордиться (как когда-то лукавый), то его миры мгновенно потеряют связь с Богом, разрушится Любовь и они смогут быть очень даже интересными, но как бы без души...

///Что же в точности надо делать, чтобы вернуть этот талант Богу с прибылью?

Думаю моего женского грешного неразумия/скудоумия для ответа не хватит. У Ильина это прекрасно изложено. Вот нашла как раз ссылку у Царевича:

Гений и злодейство две вещи... +ссылка+

Вы читали этого русского философа? Он очень даже помогает "неверию" :-)

П/С
А как Вас зовут по-настоящему? :-)

Reply

Re: Человек, создавая, открывает заложеное Творцом leaf_of_grass February 13 2004, 05:52:45 UTC
Ответ на последний вопрос здесь. Простите, что открывается медленно. Надеюсь, Вам будет интересно.

На остальное отвечу, когда найду время. Во всяком случае, спасибо за быстрый и обстоятельный ответ.

Reply

Стихи хорошие! katusheva February 15 2004, 08:57:06 UTC
Представляю, какими они будут у этого поэта, когда в ответ на внутреннее смирение и жажду веры Господь ответит своему созданию... А ведь Он всегда делает по направлению к нам сто шагов в ответ на маленький с нашей стороны! :-)

К.И.К.

Reply

Re: Человек, создавая, открывает заложеное Творцом leaf_of_grass February 14 2004, 00:47:13 UTC
Видно, у нас с Вами такая судьба, что я Вам буду отвечать по частям. Окончательно - через год, когда (я надеюсь!) смогу перечитать и Бердяева, и Ильина… (NB: Десять лет назад я читал книгу Ильина о преподобном Серафиме, которая очень сильно на меня подействовала. Но, кажется, Ильиных было двое?)

Вы пишете:
Если человек возгордиться (как когда-то лукавый), то его миры мгновенно потеряют связь с Богом, разрушится Любовь и они смогут быть очень даже интересными, но как бы без души...

Я в ответ приведу Вам стихи. Но только… спокойствие! (как говорил Карлсон)

Хорошо, что нет Царя.
Хорошо, что нет России.
Хорошо, что Бога нет.

Только желтая заря,
Только звезды ледяные,
Только миллионы лет.

Хорошо - что никого,
Хорошо - что ничего,
Так черно и так мертво,

Что мертвее быть не может
И чернее не бывать,
Что никто нам не поможет
И не надо помогать.

(с) Георгий Иванов

Есть ли в этих стихах «душа»? Да, есть! Есть ли там гармония? Есть! Хотя «душа» поэта замутнена и дисгармонична, стихам присуща гармоничная «форма», которая в поэзии особенно тесно связана с содержанием. То есть message стихотворения передается больше всего и прежде всего через форму.

Поэт работает со словами и со смыслами. Его обычнейшее занятие - ставить рядом слова с далекой семантикой, высекая таким образом искру нового смысла. При этом нет морального запрета на самые кощунственные сочетания. Поэт первый для красного словца не пожалеет и отца. Не пожалеет и Отца. Потом, может быть, он подвергнет стихи самоцензуре, сожжет, вычеркнет… А может быть, и нет: ведь жалко свое детище… В самой же профессии поэта нет никаких нравственных вех.

И еще поэзия (и, наверное, любое творчество) - это апофеоз индивидуализма. В поэзии он проявляется двояко - в выработке сугубо индивидуального языка и в пристальнейшем внимании к своему внутреннего миру, заглядывании в него как можно глубже и даже в утрировании и провоцировании некоторых психических феноменов… Как же тут быть с заповедью «Отвергнись себя»?

Слова Ильина прекрасны. Только он ставит себя и своего последователя перед необходимостью определить в каждом конкретном случае, кто «талант», а кто «гений». Георгий Иванов - «талант» или «гений»? Исходя из критериев Ильина, наверное, всего лишь «талант». Хотя у него есть «гениальные» строки… Поэт никогда бы не дал завести себя в эти дебри!

Мы послушали, что говорят богословы о природе творчества. В которой они, возможно, не всё понимают… Давайте же послушаем и поэтов, которые - и верующие, и неверующие - достаточно единодушны в этом вопросе.

Цветаева, «Искусство при свете совести»:
- Священник служит Богу по-своему, вы - по-своему.
- Кощунство. Когда я пишу своего Молодца - любовь упыря к девушке и девушки к упырю - я никакому Богу не служу: знаю, какому Богу служу. … Когда же мы, наконец, перестанем принимать силу за правду и чару за святость!

Между небом духа и адом рода искусство чистилище, из которого никто не хочет в рай.

- Вы делаете божеское дело.
- Если мои вещи отрешают, просвещают, очищают - да, если обольщают - нет, и лучше бы мне камень повесили на шею.
А как часто в одной и той же вещи, на одной и той же странице, в одной и той же строке и отрешают и обольщают. То же сомнительное пойло, что в котле колдуньи: чего только не навалено и не наварено!

Reply

Преображение, которое возможно только в практике katusheva February 14 2004, 04:23:47 UTC
Не сочтите меня кликушей или одноклеточной инфузорией :-), но всё изложенное Вами ещё больше показывает мне очень простую истину - вне Церкви нет спасения. А у одарённого человека тем более. Бердяев-свободопоклонник, это не ярлык, скорее высказанный со скорбью в сердце диагноз... Нет морального запрета на самые кощунственные сочетания?

Конечно, если человек никогда не имел богобщения через покаяние/причастие, то он может себе позволить всё, что угодно: "Что мертвее быть не может И чернее не бывать, Что никто нам не поможет И не надо помогать." (с) Георгий Иванов

А вот реакция человека имеющего связь с Богом, причём попавшем в куда более драматическую ситуацию и имевшего больше повода к отчаянию (привожу по памяти о.Павла Флоренского из Соловецкого лагеря, незадолго до расстрела):

Всё что произошло с Россией страшно, но иначе быть не могло. И каким-то образом это всё пойдёт ей на пользу и она возродиться, очиститься и станет ещё более светлой, чем раньше.

И дело тут не в самоцензуре, а в преображении Личности, что уже не сожет допустить кощунства по самой своей природе. Преображение, которое возможно не в теории, а только в практике живого богообщения. Вот когда у человека пристальнейшем внимании к своему внутреннего миру становиться не ради себя, любимого ("Я - Игорь Северянин!"), а ради Него:

Маэстро кисти и палитры, певец изящной красоты
Маг полотна, обьект молитвы, (всё это ты, всё только ты)
Миры иные создавая, в порыве напрягаешь взгляд.
Живописуешь, сознавая Свой дар, Свой гений, Свой талант.
Во всю внимая вдохновенью (всегда ли с нужного конца?),
Перемешав Творца с твореньем, собою заменил Творца.
Полубезбожник - полумистик, опомнись, друже, поостынь.
Ты может быть и гений кисти, но не источник красоты.
Оставь надменное паренье, гордыню духа укроти.
(Диагноз твоего паденья - любая из твоих картин)
Так будь же зеркалом у Бога. И, очищаясь,- отражай.
Иначе - Красоту не трогай, не создавай, не искажай.

+ + +

Не разрывайте истину на мненья.
Вы скажете, - отчасти правы все?
Но это полнолуние осеннее
Не отразить мерцающей росе.

Ах, это отражение отчасти,
Мерцанье, не колеблящее тьму.
Отчасти кем-то понятое счастье
Не даст блаженства в вечности ему.

Святая Вечность-Богооткровенье...
Безвременность. Безкрайность. Полнота.
Мы и тебя меняем на мгновение,
На жизнь, на миг литящего листа.

Как жаждет изнывающий от солнца
Водою освежиться за труды.
Но брызгам долгожданного колодца
Не заменить колодезной воды

Нет ничего на свете окаянней
Неполной правды, в ней всегда обман,
А капля оживает в океане,
И гибнет, оставляя океан.

О неделимость Истины Предвечной,
Премудрость и Препростость бытия,
Почто дробит тебя дух человечий
Безумством человеческого я ?

Любое отражение - искажение,
Любое осуждение - не суд...
Не разрывайте Истину на мненья,
Взгляните на дрожащую росу.

2

Когда вода самозамкнется,
Прервав с Источником общение,
То вырождается в болотце,
Не замечая вырождения.

Когда листва с дерев спадает
(Сия пора воспета музой),
Ее метелкою сметают
И величают словом "мусор".

Когда пророк захочет сбиться
С пути указанного свыше, -
Пророка обличит ослица
За то, что Бога не услышал.

О Древо Вечное, Живое !
Источник мой, дышу мольбой,
Чтоб отпадающей листвою
Не оказаться пред Тобой.

http://www.voskres.ru/pesni/songs/roman40.htm

Reply

Re: Преображение, которое возможно только в практике leaf_of_grass February 15 2004, 00:57:03 UTC
Если я правильно понял Ваш ответ и, в частности, примеры версификации, то Вы признаёте за творчеством только подчиненную, а не самодовлеющую роль. Жаль, надо было с самого начала договориться о терминах...

Reply

Дело не в терминах! katusheva February 15 2004, 08:52:55 UTC
В Любви нет самодовления или подчинения. Это порой западному человеку не понятно, как в случае, описанном в одной из моих тем на "ЧиЕВ":

http://www.kuraev.ru/forum/view.php?subj=15884
Впервые меня, еще невоцерковленную, заставила задуматься над ролью женщины и мужчины в обществе автор книги «Кремлевские жены» Лариса Васильева. Помню, как ее спросила феминистка: «Как Вы относитесь к тому, чтобы в браке обязанности супругов должны быть строго поделены между мужем и женой: 50% на 50%?» На что автор «Кремлевских жен» достойно ответила: «Что Вы! Не 50 на 50, а сто на сто!»

Reply


Leave a comment

Up