Наконец-то стало понятно, зачем свадебные машины "украшают" полотенцами). Вот только "раньше по нему судили о талантах невесты (ведь именно она ткала, вышивала и плела кружева), а также материальному положению её родителей (обращали внимание на ткань и количество - оно могло доходить до ста)", тогда как сейчас можно увидеть обычные махровые или вафельные полотенца на машинах свадебного кортежа.
Оригинал взят у
voljena в
Сербское полотенце или Удивительная история куска льна Каждый раз, когда мы, друзья мои, "ждём чутуру", то есть бклажечку с ракией, а по совместительству и приглашение на свадьбу, я должна приготовить вестнику амура определенный подарок, а именно полотенце. Полотенце в Сербии - больше, чем полотенце. Это не только средство для поддержания чистоты или украшения дома. Это, если хотите, национальный символ, сопровождающий человека от рождения до смерти. И вот почему.
"Чутура"
История полотенца на Балканах необычайно интересна. Когда-то, в IX-X веках, небольшое четырехугольное льняное полотно ("убрус") успешно заменяло деньги. Причем не только в Сербии! Арабский путешественник Ибрагим ибн Якуб писал, что жители Праги использовали "убрус" при оплате зерна, муки, золота и серебра. В документах средневекового Дубровника тоже встречается слово «убрус». Им обозначали льняные, шёлковые, реже хлопковые полотенца, украшенные вышивкой и кружевами. Ими украшали дома или церкви, а также носили за поясом как часть мужской и женской одежды. Полотенца для вытирания рук и тела называли "фацола", они были различной величины, а в длину достигали пяти с половиной метров!
В XV веке произошло «разделение»: богато украшенные полотенца «родом из Дубровника» стали использоваться исключительно в «высшем свете», а для простого балканского люда предназначалась "сербская и боснийская продукция". К тому времени славянское слово «убрус» постепенно исчезло из сербского языка, ему на смену пришло персидское «пешкир», которое употребляется и сейчас.
Материал, величина и вид полотенца зависели от того, какую именно функцию оно должно было выполнять.Полотенца для ежедневного употребления были самыми простыми. Льняные или хлопковые, они часто не имели никакого украшения и назывались просто - «крпа». Но если полотенце должно было служить для покрывания хлеба или корзины с едой, которую хозяйки носили своим мужьям в поле, оно обязательно украшалось вышивкой или кружевом. Народными узорами вышивалось и специальное длинное полотенце, которое размещалось по краю обеденного стола и служило для вытирания рук во время обеда. Практически до середины прошлого века полотенцами украшали иконы, зеркала, окна, внутренние дверцы шкафов и семейные фотографии. Их помещали в углах комнат на специально приготовленных рамах или вешалках. В старых сербских домах «украсни пешкир» обязательно вешали перед умывальником. Такое полотенце не только было украшено цветочным рисунком и кружевами, но и вышитым текстом: «Доброе утро», «Спокойного сна» и даже отрывками из стихов сербских поэтов.
Полотенце сопровождало важнейшие события в жизни человека. Его дарили за услугу или хорошо выполненную работу. Приносили в церковь как дар "за здравие" или "за упокой". Оно служило подарком на свадьбу, рождение малыша, приносилось на похороны. Причем вручали его в определенный момент, определенному человеку, в строго определенной манере! Полотенца часто передавались по наследству и являлись частью приданого. Долгими зимними вечерами девушки вышивали и украшали свой "мираз" (приданое) кружевами. Часто рисунок отражал чаяния и надежды мастерицы. Особенно ценились "златовезы", то есть вышивка золотой нитью, похожая на работы наших торжокских мастериц.
В Лесковце соседи и родственники одаривают новорожденного деньгами и предметами одежды, матери же (а в Уживцах и Пожеге и всем домашним вообще) вручается полотенце.Раньше в него обязательно заворачивались все подарки малышу. Отдельный "пешкир" кумовья приносят в церковь на крещение.
Полотенце для крещения и подарок маме новорожденного
На похоронах полотенцем повязывают крест, который несут во главе похоронной процессии, одаривают священника, участников печального события, семью усопшего. Его кладут и в гроб покойного.
Полотенце - важнейший элемент свадьбы. Раньше по нему судили о талантах невесты (ведь именно она ткала, вышивала и плела кружева), а также материальному положению её родителей (обращали внимание на ткань и количество - оно могло доходить до ста). Свадьба, по сути, - это объединение двух семей. Полотенце в этом случае как бы скрепляло свадебный договор и новые семейные связи. В этом смысле величина, качество материала и вышивки зависели от того, кому именно полотенце предназначалось. Когда перед свадьбой младший брат жениха созывал гостей, чутура с ракией, которую он носил с собой, обязательно украшалась полотенцем, а сам сват получал этот предмет в подарок чуть ли не в каждом доме. Отец жениха приносил будущему куму завернутый в полотенце дар. А кум должен был в свою очередь украсить всю ту же чутуру цветами, деньгами и пешкиром. Полотенцами украшали повозки, коней, а сейчас и автомобили свадебного кортежа. Во время венчания в церкви полотенцем связывали руки молодым, что символизировало их семейное единение.
Венчальное полотенце
Полотенце для украшения автомобиля
Свадебный обряд включал в себя и одаривание брата жениха «деверским полотенцем», которое он носил всю свадьбу. По возвращении из церкви невеста «для плодовитости» должна была три раза поднять перед порогом дома мальчика, который получал от нее в подарок...ну, вы уже поняли. В конце свадьбы невеста вручала полотенца всем гостям, после чего танцевали заключительное коло и расходились.
Еще одно важное событие в жизни сербской семьи - Слава, праздник в честь святого покровителя. Здесь тоже без полотенец не обойтись! В пешкир заворачивается славский калач, когда его несут в церковь для освящения. Специальным полотенцем украшается икона и стол для гостей.
Вот так заворачивается славский калач
Для праздничного стола
Обрядовые полотенца в Сербии до сих пор очень ценятся и являются одним из популярных сувениров - гости Парламента, например, обязательно получают его в подарок. Но национальных мастерских сохранилось, увы, не так много. Ведь на изготовление одного полотенца уходит от сорока до семидесяти часов, а стоимость такого произведения искусства достигает ста евро! Не удивительно, что истинно сербскую продукцию постепенно вытесняет дешевый китайский ширпотреб... Жалко-то как, друзья мои!