Оригинал взят у
veniamin_striga в
Бар - город исторических рекордов.Древнейшая в мире маслина, первый памятник южнославянской письменности, железная дорога из книги рекордов Гиннеса, первая в мире передача беспроволочного телеграфа через море - все это черногорский город Бар. А еще Бар - современный средиземноморский город-порт с руинами древнего града, которые местные краеведы с гордостью называют «черногорскими Помпеями».
На территории современного Бара люди поселились тогда, когда… никто уже и не помнит. Археологи нашли следы поселений эпохи неолита, древний человек не обошел вниманием эту благодатную землю. В Шушани, пригороде Бара, дотошные исследователи откопали топорик эпохи энеолита (позднего неолита - начала бронзового века). Кроме доисторических следов - захоронений, ваз чернофигурного стиля и многого другого - множество находок археологам оставили иллирийская, древнегреческая и древнеримская эпохи.
По одной версии, Бар получил свое название самостоятельно, так как построен он на возвышенности среди болотистой почвы. На многих индоарийских языках «бар» означало болото, на других языках «бар» - это намытая осадочная отмель вдоль берега, или коса, закрывающая лагуну. Возможны версии, связанные и с такими переводами.
Более вероятной представляется иная версия. Греки называли этот город Антибареос, римляне - Antibarium. Исследователи предполагают, что иллирийское поселение Бари на Аппенинском полуострове (ныне итальянский город-порт) и дало название грекам и римлянам: «анти» - значит напротив, «НапротивБари». Бареос и Антибареос были в составе одного государства со времен иллирийцев, а позже Бареос был оплотом Восточной Римской империи и греческой Византии на Аппенинах. Именно там до сих пор находятся православные храмы - некое подобие анклава православия среди католического окружения. Впоследствии у славян греческое слово сократилось, и нынешнее свое название Бар и получил уже во времена славян, которые пришли сюда в VI -VII веках нашей эры.
Город маслины, помнящей Цезарей, и оливковых рощ.
В окрестностях Бара насчитывают более 110 000 оливковых деревьев. Оливки и масло здесь - это очень давний промысел. Об этом свидетельствует возраст самого древнего в мире оливкового дерева - более 2000 лет. Гигантское дерево это, ставшее достопримечательностью Бара, (охват около 10 м) до сих пор растет и плодоносит. Многим остальным деревьям так же более 1000 лет. Черногорцы берегут маслины как зеницу ока: без приглашения специальной службы даже ветку на любой маслине подрезать нельзя, произвол карается крупным штрафом. Народные притчи сравнивают маслину с постоянством матери: она приносит плоды всегда, а вот виноградная лоза - как молодая женщина, она приносит плоды только тогда, когда ее лелеют.
Интересно история названия места, где произрастает древняя маслина. Мировица получила название от слова «мир». В этом месте армия славянского княжества Зета в 1042 году разбила византийское войско. Это сражение, давшее независимость Зете от Византии, вошло в историю, как Битва на Румии (Румия - гора рядом с Баром). После победы, по преданию, здесь помирились князь Воислав и его сын Гоислав, так и продолжалась зетская династия Воиславлевичей. С давних пор это место считается идеальным для примирения сторон, здесь примиряются и супруги, и военные противники.
Еще одна легенда гласит, что ни один юноша в Старом Баре не мог жениться, если не посадит определенное количество оливковых деревьев.
В старом Баре существовали множество оливковых мельниц, приносящих плоды для всего Средиземноморья. Интересно, что еще в 1927 году существовал завод по производству оливкового масла братьев Марич, мощность завода была - до 20 тонн маслин ежедневно. Знаменитое барское оливковое масло экспортировалось в многие страны мира - в том числе в Америку, Францию и Германию.
Коронационный город и двадцать тысяч лье последнего короля.
В 1077 году в Баре был коронован первый король Зеты Михаил Воиславлевич, тот самый знаменитый славянский король, который женился на сестре императора Константина Мономаха, а затем получил совсем в другом месте от Римского папы Григория VII титул «Rex Slavorum» - Король Славян. Коронация проходила в большом кафедральном соборе Св. Джордже (Георгия), покровителя и защитника города Бар. Руины этого собора существуют в Старом Баре до сих пор.
Зета некоторое время после этого именовалась Дуклянским королевством. Папа Григорий VII по просьбе короля Михаила открывает в Баре в 1089 году архиепископство, под влияние которого попала территория от Ульциня до Боснии и южной Сербии. Не удивительно, что политические реалии борьбы Византии и Рима перешли на христианские конфессии католиков и православных. Парадоксально то, что именно в Баре это приняло удивительную форму: в некоторых церквях ставили по два алтаря, католический и православный. Некоторые священники служили по обоим обрядам, и были случаи празднования Пасхи христианами вообще по иудейской традиции. Видимо, с тех пор, когда Михаил Воиславлевич, лавируя между Византией и Римом, сумел отстоять независимость славян и от Византии и от Венеции, Бар славится особой веротерпимостью и толерантностью.
В середине XI века Бар входит в состав Дуклянского королевства, а затем вновь отходит к Византии. В 1183 году город попадает вместе со всей Зетой в состав сербского государства Неманичей. Великий сербский Жупан Стефан Неманя завоевал свою родную Зету огнем и мечом, разрушен был им и Бар. Политика столь желанной независимости требовала от суверена жесткой централизации власти, что не всегда было по душе и самому Стефану Немане. После жестокого объединения Сербии и Черногории он, крещеный по католическому обряду в Подгорице, передал трон среднему сыну, а сам под именем Симеона ушел пешком в православную русскую обитель Св. Пантелеймона на Афоне, в Греции. Там уже был его младший сын Савва, и усилиями отца и сына вскоре был построен знаменитый сербский монастырь Хиландар. Симеон и Савва впоследствии были канонизированы. По сути именно Стефан Неманя (Симеон) и его сын Савва сделали выбор Сербии, Черногории и значительной части Албании в пользу православия, а не католицизма. Именно этот выбор XII века предопределил будущий союз с Византией, с Грецией, а затем - с Россией. Кстати, вопреки стереотипам сама современная Албания, в отличие от Косова - не мусульманская страна, там 45 % мусульман и 40 % православных.
Бар под властью Неманичей переживает свой средневековый расцвет. Он получает свою долю суверенитета, свой Устав, герб, чеканит свои монеты. До 1360 года Неманичи не только дали восстановить Бар, но и сделали его влиятельным городом, о чем писал Стефан -сын, ставший православным королем Сербии под именем Стефан Первовенчаный.
В XIV Бар оказался под властью феодалов Балшичей. Эта династия создала свое княжество в районе Скадара. Елена, вдова Джураджа Балшича, и Балша III считают Бар своей столицей. В XV веке начинается период войн и междоусобиц. Бар в 1404 году попадает к византийцам, в 1412 году вновь отходит к Балшичам, в 1421 году оказывается под деспотом (правителем) Стефаном Лазаревичем, в 1427 году отходит деспоту Джурджу Бранковичу. В это время Бар - вновь столица Зеты. В город приходит зять Балши III герцог Стефан Вукчич Косача, но вскоре, в 1443 году, и он теряет город в пользу венецианцев.
В 1571 году началась 307-летняя оккупация Бара османами. В этот период в Баре восстанавливаются и достраиваются укрепления, строится часовая башня, мечеть, акведук и бани.
В 1878 году город и район освобождают черногорцы. Старый Бар из-за сильного взрыва пороховых складов был разрушен, и горожане переселились в район Пристан на берегу моря, где возник Новый Бар.
Последнее появление особы королевских кровей произошло в Баре еще позднее. Князь уже совсем другой династии, Негушей, Никола, построил дворец на берегу моря, в районе Тополица, в 1885 году. Дворец князь Никола построил для своей дочери княгини Зорки и зятя князя Петра Карагеоргиевича. В это время у Николы не было королевского титула, однако в год пятидесятилетия своего правления, в 1910 году, он провозгласил себя королем на народной Скупштине (парламенте) Черногории. Отсюда и названия дворца - Дворец короля Николы I. Дворец состоит из большого и малого дворцов, часовни, сторожевой будки и зимнего сада. В дворцовом комплексе есть арборетум - ботанический сад.
Князь, позже король Никола I увлекался яхтами, поэтому перед дворцом был устроен деревянный причал для 10 яхт князя. Одну из них, «Сибил», князь приобрел у знаменитого автора «Двадцати тысяч лье под водой» писателя-фантаста Жюля Верна. Увы, политика многоопытного короля Николы не была столь успешной, как его коллекция яхт. Он не успел внедрить конституционную монархию в стране. Черногория попала в жернова истории эпохи мировых войн и революций. Династии Карагеоргиевичей, Негушей, как и родственная им династия Романовых в России вскоре потеряли свои троны, многие просто погибли. Король Никола I оказался в изгнании без правительства и без армии за многие тысячи лье от своей родины, на родине Жюля Верна, во Франции.
Сейчас королевские дворцы стали краеведческим музеем Бара, выставочными и фестивальными залами.
Загадочный памятник славянской литературы.
Орден бенедектинцев, образованный в Италии в 530 году, в IX веке добрался до Балкан. Монахи обосновались вблизи Бара, ставшего впоследствии городом архиепископа, и вели серьезную миссионерскую работу в пользу римской христианской церкви. Однако раздел христиан на две конфессии проходил неоднозначно, с переменным влиянием Царьграда и Рима, с 1054 года по 1204 год.
Папа римский дает Бару права архиепископства, архиепископ получает титул примаса Сербии (так и по сей день). Уже в 1172 году в Бар на должность архиепископа прибывает посланник Папы довольно неординарный священник Гризоного. Он до 1189 года пытается наладить влияние Ватикана в регионе, но безуспешно. Как уже сказано, решение о выборе конфессии для своей державы принимали короли Неманичи, а не барский архиепископ. Однако методы его деяний весьма любопытны.
Отметим, что Ватикан в целом отрицательно относился к богослужению на славянских языках, к переводу Священных книг и к изданию их на славянской азбуке глаголице и кириллице. Византия, Царьград, наоборот, помогала славянам обрести более понятное христианское богослужение. Именно византийские монахи Кирилл и Мефодий в 863 году в Великой Моравии (ныне область Чехии) придумали азбуку кириллицу. Кириллу приписывают чуть более раннее авторство и не столь удачной, как кириллица, замысловатой славянской глаголицы. Некоторые Папы, впрочем, не поддерживали фронду с сильными славянскими суверенами, и давали добро на славянское богослужение. Так, в Хорватии книги на глаголице сохранились у католиков вплоть до середины XIX века.
И именно в Баре, в бенедектинском монастыре Богородицы Ратачской, в XII веке было создано первое литературное произведение в южнославянских землях - "Летопись попа Дуклянина", иногда называемой «Барской родословной». История этого текста загадочна и изобилует средневековыми головоломками покруче «Кода Да Винчи». В тексте на латинском языке, якобы в переводе со славянского, очень позитивно описываются легенды и история южного славянского народа. Позитивно оценивается и славянская христианская, еще не разделенная окончательно церковь, православные священники называются любимыми братьями. Причем славянский первоисточник перевода якобы утерян или…не найден. А был ли он вообще? Текст «Летописи» сравнивают по значимости с памятником славянской литературы «Повесть временных лет» монаха Киево-Печерской Лавры Нестора, но там подлинность авторства текста и язык не вызывали сомнений. Естественно, оригинал перевода «Летописи» хранится за семью замками в Ватикане. Авторство этого произведения считается неустановленным, но некоторые исследователи приписывают это авторство текста или мистификации именно архиепископу Гризоного. Архиепископ, вполне возможно, проводил свои исследования и агитационные акции среди славян таким замысловатым образом, переводя славянский же эпос на латинский язык. В любом случае теперь мы можем быть благодарны автору, даже пусть и мистификатору, за сохраненные старинные интереснейшие литературные источники славянского эпоса и истории.
Истории, достойные Шекспира.
Одна из легенд о князе Святом Владимире (Владимире Йоване) дошла до нас именно благодаря «Летописи попа Дуклянина». Исследователи считают события, описанные в этой притче, исторически вполне достоверными. Князь Владимир, двоюродный брат того самого Воислава - основателя династии Воиславлевичей, был набожным и миролюбивым человеком. Он попал в плен к болгарскому (македонскому) царю Самуилу, когда тот решил присоединить к своему царству Зету. Дочь Самуила Косара (Теодора) увидела Владимира в плену и полюбила его, пригрозила отцу, что наложит на себя руки, если тот не разрешит ей выйти замуж за любимого. Самуил освободил Владимира, вернул ему Зету во владение, молодые обвенчались, жили во дворце вблизи Скадара. Посланным Владимиру деревянным крестом, символом распятия Христа как клятвой в дружбе, сын Самуила и брат Косары Владислав коварно заманил излишне популярного свояка к себе в Преспу. Владислав, наследник на троне царя Самуила, взревновал к влиятельности Владимира и убил его. Вскоре после клятвопреступления этот недостойный престолонаследник сам был убит витязем в образе князя Владимира, и династия царя Самуила прекратила свой род. Косара в глубоком горе ушла в монастырь.
Жители Краины (южная часть побережья Скадарского озера), которых Владимир еще раньше чудом спас от нашествия змей, сумели сохранить крест Владимира, попавший ныне в Черногорию. Каждый год крестовый ход на день Святой Троицы возглавляют Братство Андровичей, и участвуют в паломничестве на гору Румия представители православных, католиков и мусульман. В Баре стоит памятник Св. Владимиру, истинно народному святому, почитаемому всеми верующими независимо от конфессий и религий.
Самое интересное, что сюжет истории о Владимире и Косаре, о великой любви и вероломном предательстве шесть веков спустя лег в основу пьесы «Буря» великого драматурга Уильяма Шекспира.
Старый Бар - славянские Помпеи.
Город находится на крутой неприступной скале у подножья горы Румия. Источник питьевой воды и выгодное для обороны города место подвигло основателей сделать застройку в четырех километрах от берега.
Древнейшая часть города расположилась на плато выступающего утеса, там и были построены городские ворота X - XI веков. Невдалеке от этого места расположилась Цитадель, служившая исключительно оборонительной крепостью.
Кроме остатков романско-готического кафедрального собора Св. Джорджа XI века, в городе были две готические церкви Св. Катарины и Св. Венеранды. В городе же был турецкий пороховой склад, стоивший крепости и городу полного разрушения от взрыва.
Турки в свое время даже построили в городе турецкие бани и восстановленный ныне акведук XVI -XVII веков, так что по меркам средних веков город был весьма благоустроенным.
Восстановленная ныне Башня с часами (1753 г.) тоже была возведена турками.
Западная часть города укреплялась позже, при славянах в XIV веке и при вненецианцах в XVI веке. Там же находятся развалины церкви Св. Николы, инициативу строительства которой в XIII веке приписывают Елене Анжуйской, супруге сербского короля Уроша I из Неманичей.
На перекрестке в центре города сохранилась церковь Св. Йована.
В Старом Баре находится мечеть Омербашича. Построена в 1662 году. Минарет пристроен к юго-западной стене. При входе в мечеть находится гробница Дервиш-Хасана, построенная в XVII веке. Рядом был построен дом при мечети для размещения паломников и имамов.
Вообще в Старом городе обнаружено около 240 строений. Архитектура города, как отмечают специалисты, весьма напоминает архитектуру старой части итальянского Бари. Это касается и влияния местного населения на уклад жизни и стиль построек, начиная с времен иллирийцев. Не так давно в Старом Баре археологи нашли керамику VIII-VI веков до н.э., то есть именно иллирийских времен.
После землетрясения 1979 года, добившего в Старом Баре то, что еще оставалось от войн и взрывов, начинается восстановление города. В бывшем Епископском дворце уже устроен музей Старого Бара. В Большом княжеском дворце XV века устроен природоведческий музей. Церковь Св. Венеранды приспособлена для проведения камерных музыкальных концертов.
В Старом Баре работает живописный рынок, торговцы на рынке одеты в традиционные народные костюмы. Местная продукция, предлагаемая на рынке, производится в Баре уже много веков: цитрусовые, оливки, оливковое масло, сыр, изделия народных ремесел.
Реставрационные работы в городе продолжаются и поныне.
Порт легальный и порты нелегальные. Античные амфоры. Долгорукие, Толстые и «No pasaran!».
Порты Бара повлияли и на менталитет его жителей. Кроме уже упомянутой толерантности, веротерпимости Бар славится исключительным многообразием народных костюмов. Кроме того, в Новом Баре самый лучший шоппинг в Черногории сохраняется и по сию пору - прежде всего благодаря хорошим связям с Италией.
Самый интересный морской памятник Бара - бухта Биговица рядом с современным портом. С III века до н.э. вплоть до XVI века н.э. служила естественным зимним причалом, так как защищала корабли от северо-западных и южных ветров. В Бухте найдены останки античного кораблекрушения IV века, осколки многочисленных амфор и другой археологический материал.
Бисерна обала (Жемчужный берег) ныне известен, как пляж Чань. Сейчас этот пляж, покрытый песком и мелкой красивой галькой - место отдыха, доступное только пешеходам. Раньше Чань был скрытой от глаз нелегальной пристанью Бара и всей Черногории. До недавнего времени пляж называли «испанским», так как в 1936 году там собрались 300 коммунистов Югославии, планировавших помощь испанскому интернационалу против фашистов Франко. Коммунисты не дождались французского транспорта и угодили в тюрьмы коллаборационистской Югославии.
Еще раньше, в 1711 году, тут по-тихому высадился курьер Петра Великого из Петербурга. Предполагается, что это и был граф Петр Толстой, начальник всех разведок и тайных дел русского царя, налаживавший контакты с братским народом Черногории.
В 1771 году сюда же тайно высадился еще один спецпорученец русского царя, князь Долгорукий. Он прибыл арестовать самозванца Степана Малого, выдававшего себя за русского царя Петра III (см. стр. )
Современный порт, давший начало строительству новейшего Бара, был построен в 1954 году. Тогда это была гордость всей Югославии: порт позволяет отгружать и принимать 4 500 000 тонн грузов в год. Сейчас из порта Бар налажено регулярное паромное сообщение с итальянскими портами Бари и Анкона, через Бари транзитом можно попасть в албанский порт Драч. В порту оборудована современная, со всем положенным сервисом марина для лодок и яхт, немало яхт стоит там под российскими флагами. Тут же, в барском порту, можно видеть и силы современной береговой охраны Черногории - военные корабли и катера.
Радиоволны Маркони над волнами Адриатики.
Итальянцы утверждают, что радио изобрел именно их инженер. Русские считают, что раньше это сделал русский инженер Попов, организовавший связь для кораблей Черноморского флота.
Так это или нет - сейчас спорить мы не будем. Признаем факт: Маркони имеет приоритет в передаче радиосигнала беспроводного телеграфа с берега до берега через море. И берега эти были Бар - Бари. Именно с вершины горы Волуицы над Баром (256 м) 3 августа 1904 года был передан сигнал, успешно принятый на итальянском берегу. Теперь позитивная для опытов Маркони географическая особенность имеет другие последствия: помехи итальянских радио и телепередатчиков сильно мешают эфирным радио и телевидению Черногории. Поэтому жители Монтенегро смотрят телевидение в основном через спутники. Сие нетрудно заметить по виду многоэтажных домов Бара, буквально залепленных спутниковыми тарелками.
Наш паровоз вперед...ползет! И попадает в Книгу рекордов Гиннеса.
В 1908 году впервые на южных Балканах была проложена железная дорога Бар - Вирпазар. Дорога эта была узкоколейной. Поезд из Бара до Вирпазара, ставшего со средних веков главным торговым городом на Скадарском озере, длилась целых семь часов. Случалось, черногорцы заключали пари и обгоняли медленно идущий паровоз бегом. Дорога железная эта была названа по имени деревни Лимляни. Сама же эта деревня в свое время благодаря местному разъезду железнодорожных путей попала в Книгу рекордов Гиннеса, как самая «ожелезнодороженная» деревня мира.
Узкоколейка от Бара до Вирпазара просуществовала до 1958 года. До сих пор на вокзале Бара, в одном из уголков парка, стоит состав «малого поезда», как напоминание о начале местной индустриализации.
Современная железнодорожная ветка Белград - Бар была построена в 1976 году. Путь этот изобилует красивейшими, захватывающими дух видами на озера, каньоны и реки, проходит по уникальному мосту через реку Тара, проходит через множество удивительных туннелей.
Реалии современности.
Сейчас Бар - это современный многоэтажный город с хорошо развитой инфраструктурой. Численность населения города 16 тыс. человек, численность населения общины Бар - около 40 тыс. чел. Кроме всего прочего, город известен хорошо развитой сетью магазинов с одеждой и обувью, преимущественно из Италии, к чему благоволит портовый статус Бара. Побережье Адриатики барской общины длинной 46 км имеет пляжи протяженностью 9 км. Побережье Скадарского озера общины еще больше, 65 км, и там тоже немало пляжей. Скадарскому озеру, его истории и традициям мы посвятим отдельный выпуск нашего журнала.
Фестивали и массовые зрелища.
Международный телевизионный фестиваль приглашает на просмотр телефильмов из многих стран мира каждый ноябрь, начиная с 1995 года.
«Барская летопись» ( по названию посвящена упомянутой «Летописи попа Дуклянина») - театральные спектакли, выставки искусств, литературные вечера и концерты, книжная ярмарка. В Баре все это организуетс в июле - августе начиная с 1988 года.
Марафон по плаванию так же проходит в августе с 1988 года.
Port Cup (Портовый Кубок) - женский турнир по волейболу, организуется тоже в августе с 1992 года.
«Встречи под Старой Оливой» - ноябрьские ежегодные мероприятия, посвященные творчеству детей и для детей. Проходят выставки рисунков и сочинений на тему «Олива, мир, дружба». Организованы с 1987 года.
Маслиниада - популярное декабрьское мероприятие Старого Бара с выставкой - продажей традиционных продуктов Града, смотром народных костюмов.
Достопримечательности.
Кроме описанных памятников древнего Бара есть еще немало чего, что стоит посмотреть.
В упомянутом Городском музее (Дворец короля Николы I) разместилась этнографическая коллекция и документы рабочего движения, антифашистской борьбы в Югославии. Ботанический сад (арборетум) может представить наблюдателю 80 видов экзотических растений, есть даже пробковое дерево.
Фундамент церкви в виде трилистника (Барский триконхос) находится рядом с музеем. Церковь римского периода императора Юстиниана, VI века нашей эры, построил неизвестный превалитанский епископ (Превалис - римская провинция того времени, к которой относился и Бар). В северном «листе» трилистника священник и был похоронен.
Памятник освободителям Бара расположен недалеко от здания почты. Создан из фрагментов архитектурных декораций Старого Бара, как напоминание о героизме черногорцев, освободивших Бар от османского ига в 1878 году. Битва под руководством Племенаца I продолжалась два месяца и закончилась важной победой над турками, подготовившей реальную независимость Черногории. В стелле использованы надвратные балки, гербы, могильные плиты разрушенного взрывом Старого Бара.
Церковь Св. Петки в Шушани построена в средние века из грубо отесанного камня.
Церковь Св. Николы - резиденция Барского архиепископа по сию пору, некий «католический анклав» среди православного окружения. Симметричен с точки зрения «анклавности» православным храмам и монастырям итальянского г. Бари.
Окрестности.
Руины упомянутого бенедектинского монастыря Богородицы Ратачской находятся на берегу моря, на самой оконечности мыса Ратац между Баром и Сутоморе. Монастырь впервые упоминается в 1247 году. С 1443 года принадлежал венецианцам. Действует он вплоть до XVI века, пока не был разрушен турками.
Сутоморе - поселок в 8км от Бара, если ехать вдоль берега на север. Построен в XIX веке жителями Спича, местности между Паштровичами и Будванским полем на склонах горы Румии. Спичанцы решили обустроиться на берегу и построили поселок, ставший в наше время известным курортом.
Руины церкви Св. Рока в Спиче. Находятся недалеко от Сутоморе, построена в XIV веке. Церковь служила и православным, и католикам, причем с одним и тем же алтарем.
Крепость Хай-Нехай построена в XV веке венецианцами. По другим источникам возвигли крепость дворяне Зеты. Преграждала сухопутный выход к Бару с севера. Когда-то здесь был средневековый город Нехай, расположенный на высоте 225 м над уровнем моря. В городе имеется церковь Св. Дмитрия с двумя алтарями - католическим и православным. Руины древней крепости и сейчас дают прекрасное представление о фортификации тех времен.
Церковь св. Теклы (Феклы) построена из битого камня в XIII веке. Находится к западу от Сутоморе, в километре от моря. Поначалу была православной, потом получила второй, католический, алтарь. Сохраняет два алтаря и по сей день, сюда приходят верующие двух конфессий.
Церковь Св. Атанасии в Сотоничах относится к периоду XIV века.
Село Горня Брца известно по своей необычной архитектуре. Застроено прекрасными каменными домами, башнями с арками при сочетании камня, дерева и железа. Село находится рядом с пляжем Сутоморе. Сюда с XVIII приезжали отдыхать венецианские графини. Ныне графские апартаменты опустели и стоят заброшенными.
Монастырь Рибняк находится в селе Зупцы. Построен на месте руин церкви, возведенной Еленой Ажуйской - Неманич. При монастыре построена церковь Св. Василия Захумского. Верхнюю церковь монастырского комплекса, посвященную Честному и Животворящему Кресту, построили в честь освобождения Черногории от османов. По рассказам, сюда приезжал князь Никола (поздее ставший королем) для наблюдения за боями 1877 - 1878 годов.
Минарет Али-аги Хасечия построен в 1819 году. Сильно пострадал в 1912 году при пожаре, а так же при землетрясениях. Высота минарета 22 метра. В 2005 году отреставрирован, представляет собой значительный памятник восточной архитектуры в Черногории.
Монастыри Горни Брчели и Дони Брчели (Верхний и нижний монастыри Брчели)
Верхний монастырь основал Владыко Данило в XVIII веке, как свою зимнюю резиденцию. Нижний монастырь еще более древний, XV века, и знаменит могилой Степана Малого (См стр. ).
Село Године - старинное, с XIII века село виноградарей. В селе сохранились следы пребывания представителей династии Балшичей от XV века. Дома села представляют собой прекрасный пример традиционной черногорской застройки.
Вениамин Стрига©.