На досуге снова думала. Давно уже собиралась бросить это бесперспективное занятие и заняться чем-нибудь действительно полезным, типа расчищения дворовой территории от снежных завалов, однако, как всегда победила круглая голова с бегающим внутри человечком.
Обдумывала вопрос гениальности личности в сфере литературы и искусства. Вернее, гендерную ущемленность женщин в возможностях и ее причины.
Не буду оригинальной, сказав, что гениальные творения - это прерогатива, в основном, мужчин. Живопись, скульптура, поэзия, проза, музыка. Я рассматривала сферы, где рождается замысел, а не реализуется чужой, поэтому театр, оперу и балет не берем.
Как ни крути, не творцы мы, женщины. Иногда талантливо "отражаем", трактуем, стилизуем, но ничего принципиально нового создать (а тем более за 7 дней) не можем.
Разница, судя по всему, в гормонах, которые влияют в том числе на устройство головного мозга. Что-то там у этих мужчин явно поперек. И они могут, в отличие от нас, не отвлекаться от главного. Чувствовать это главное. (Хотя почему "в отличие" от нас. У нас тоже есть хорошо забытое главное - рождение детей. Повторив мужчин во всем, только этим и сохраняемся.)
Гениальность - это как будто доступ к некой совершенной сфере, в которой уже созданы и существуют все произведения искусства, и гениальность конкретного человека состоит в абсолютном слухе и уникальной сосредоточенности на том, что ему дано "слышать". Гениальность невозможна без одержимости и idée fixe. Тут и постоянно всплывающая тема гениальности и сумасшествия, конечно.
И вот этой способностью к одержимости, на мой взгляд, и определяется - сможет ли дорасти талантливый человек до гения или нет. Талант - способность "слышать", а гений - желание "слушать" не смотря ни на что, невозможность поступить по-другому. И это и является определяющим, а не опыт, учителя, среда, образование, генетика и пр.
И вот тут для женщин проходит, на мой взгляд, самый главный предел, из-за которого практически все гениальные творения созданы мужчинами: мы не способны на одержимость идеей, если за ней не стоит мужчина. Для женского творчества всегда нужен какой-то межличностный "повод", положительный или отрицательный эмоциональный заряд, полученный от отношений. Абстрагируемся плохо.
Я не принижаю, кстати. Потому что считаю, что то, до чего мужчины доходят умом в редкие минуты озарений (как ни печально, но гениев всегда было не то чтобы много), женщина чувствует по самому своему устройству. Просто мы чувствуем сразу всё, из-за чего с одной стороны, многое понимаем интуитивно, по-матерински что ли. А с другой - это ежесекундно проходящее через нас мироустройство не позволяет сосредоточиваться ни на чем конкретном, а предоставляет возможность лишь пульсировать ответными эмоциями. Потому что они хоть и крупнее конкретных мыслей, но размытей по содержанию.
Поэтому мы сосредоточиваемся на мужчине, а мужчина - на идее. И они рожают гениальное новое, а мы рожаем их.
А теперь: дискотека!