IX Фестиваль бразильского кино

Oct 10, 2016 13:02

Завершился вчера.

Во фрилансе есть такой явный плюс, как самостоятельное управление собственным временем. В результате за минувший фестиваль я посетила рекордное для себя количество фильмов (если не сравнивать, разве что, с Латинофьестой прошлого года, на которой я волонтёрствовала и в итоге побывала практически на всех сеансах).
И вот что могу сказать:

1. Nise - o coração da loucura ("Низе, сердце безумия")

image Click to view


Хотя в первые минуты и у меня проскользнула улыбка из-за знакомого лица (а в ряду за спиной раздался громкий шёпот: "Да это же Тропиканка!"), Глория Пиреш прекрасно проявила себя как драматическая актриса.
Отличный фильм! По-настоящему отличный. Речь в нём идёт о даме, преобразившей сумасшедшие дома Бразилии и изменившей отношение общества к тем людям, которые в них содержатся. Низе (так зовут главную героиню) начала применять к ним арт-терапию, заставила их вспомнить, что они являются людьми. Вспомнить - потому что в течение предшествующих десяти или двадцати лет (в зависимости от того, кто сколько провёл в этом месте) к ним относились хуже, чем к диким животным, немудрено, что к этому моменту люди по сути потеряли свой человеческий облик.
Больше всего меня впечатлил тот факт, что история основана на реальных событиях, прототип имелся не только у главной героини (вот страница Низе да Силвейра на Википедии - https://en.wikipedia.org/wiki/Nise_da_Silveira - на русском пока, к сожалению, нет, но на англ. имеется; на португальском инфы, конечно, больше, и есть картинки, но и так неплохо, наверное), но и у каждого из больных, показанных в фильме; кино снято на территории той самой больницы, где они содержались и где она работала; работы, показанные в фильме, действительно написаны именно этими больными (разумеется, процесс их создания - только копия, но сами работы существуют, и вот здесь, к примеру, есть кадр, где можно видеть некоторые из них: http://izvestia.ru/news/636026, впрочем, не лучшие, а просто некоторые).
В реальной жизни эта женщина впоследствии организовала для больных и театр, и вообще говорила, что существует десять тысяч способов, чтобы занять человека. И всё это - в противовес лоботомии и "электроконвульсивной терапии", которые применялись и считались новаторскими и очень успешными в те годы (фильм повествует о 40-х гг прошлого века). Потрясающе!
Лично у меня, кстати, был и ещё один интерес в просмотре этого фильма: как раз в тот момент я дочитывала (наконец!) кортасаровскую "Игру в классики". Она интересна, но речь не о том. В конце книги появляется описание аргентинского сумасшедшего дома, действие разворачивается в 50-х. И вот интересно, при всей бесчеловечности методов 40-х к бразильским больным всё же обращались по имени, а вот аргентинец Кортасар не описывает никаких радикальных методов (да не о них и речь, когда больные уже почти поменялись местами с врачами), но пациентов называют исключительно по номерам (Седьмой, там, или Шестнадцатая). Любопытно.

2. Big Jato ("Биг Жато")

image Click to view


О нём не буду повествовать долго. Фильм основан на автобиографической книге бразильского писателя Шико Са. Всё в нём так - и всё не так. Даже двойной Матеуш Нахтергеле (который в прошлогоднем "Тринте" играл главную роль, а в этом фестивале снимается ещё, как минимум, в одном фильме, - в общем, местный Безруков. Но определённо талантливый!) не спасает.
В течение фильма ощущение будто: "а, это отличная метафора", "о, да эти братья - двойники-антагонисты, и тот факт, что один актёр играет обоих, подчёркивает это", "ух ты, мальчик стихи написал", "экая философия необычная", "да, кто смотрит на мир глазами ассенизатора-философа?", "Уш Бетуш - двойники-антагонисты битлов", "так что же важнее - работать или не работать?" и т.п. - но всё это - какое-то лоскутное одеяло. И дело не в том, чтобы не хватало цельности или актёрской игры... Не знаю даже, чего не хватает в большей мере. Наверное, непредсказуемости: всё как-то ожидаемо. Не считая, ну разве что, тех дико творчески снятых отдельных сцен, где мальчик беседует со своим чуднЫм пожилым другом, уж не знаю кем ему этот старик приходится.
И потом мораль: главное - вырваться из своей дыры на Северо-Востоке Бразилии. Когда я вышла, то сделала для себя вывод, что по сути, это фильм о Мальчике, которому удалось покинуть бразильский Омск.
В общем, не. Не круто.

3. Muitos homens num só ("Уроки вора")

image Click to view


Кстати, по-португальски название интереснее: "Много людей в одном".
По-русски оно отражает суть фильма.
Я думала, это будет глупый фильм в красивых декорациях и шла чисто посмотреть на интерьеры и туалеты Бразилии начала прошлого века. Оказалось - вовсе не так!
Фильм очень хорошо выдержан: смешное смешно, грустное грустно, захватывающе захватывающе, всё очень аккуратно чередуется и делает сюжет интересным. Здесь тоже описана история реального человека, и наверняка любовная линия, ставшая основной, добавлена только для того, чтобы построить интересный сюжет. Вероятно, поэтому, герои так и не оказываются вместе, как ни жаль.
Дело в том, что реальный человек пять раз попадал в тюрьму и в тюрьме свои годы закончил, но сам способ его ограблений в самом деле очень любопытен. Это история отельного вора (прототип носил прозвище Rato de hotel - "Гостиничная крыса"), который прилично одевался и прикидывался одним из постояльцев, вселяясь под ложными именами, а затем грабил богачей из соседних номеров.
В фильме же он ещё и неуловим. Он попадает в тюрьму только став слабым. А ослабляет его, конечно, любовь. При этом интересна и линия его возлюбленной - изначально вынужденной жить под крылом у мужа, впоследствии - благодаря главному герою сбегающей и превращающейся в эмансипированную женщину, способную самостоятельно заработать на жизнь собственным творчеством, реализовавшую свои способности (в которые муж, разумеется, не верил, а ГГ - убеждал развивать).
В общем, хороший фильм, всем советую.

4. De onde eu te vejo ("Окно напротив")

image Click to view


В описании фильм значится как "романтическая комедия". Я бы назвала его жанр - мелодраматическая комедия. На мой взгляд, он отлично удался - и как комедия, и как мелодрама. Всю первую часть я хохотала без остановки вместе с остальным залом, над трогательными моментами разлила океан слёз и пыталась не залить соседей.
Суть в том, что невероятно приятно встретить в наши дни фильм, в котором единственная постельная сцена будет выглядеть как "мужчина и женщина недолго лежат в обнимку, укрытые одеялом" и не будет шуток ниже пояса или связанных с туалетом и т.п.
С другой стороны - у фильма очень правильная идея:
1) с одной стороны, он призывает решать конфликт не способом "нет человека - нет проблемы", а способом "хочешь изменить мир - начни с себя";
2) с другой, в кои-то веки фильм, призывающий создавать и укреплять семью, а не разрушать или откладывать, подходить притом со всей ответственностью (как-то сухо звучит, речь о стремлении понять ближнего своего).
Дочь-подросток показана сознательнее обоих родителей, это отлично и как юмористический приём, и как пример для молодёжи.
И наконец, помимо бытового уровня "что делать с семьёй", затронут и философский уровень: что важнее, сохранять старое или возводить новое.
В общем, фильм вышел примечательным со всех сторон. Хоть и романтическая комедия (которую обычно принято считать жанром несерьёзным и в расчёт особо не принимать).
Да, ещё один плюс - куча видов современного Сан-Паулу. Какой-то дух Бразилии, в которую снова хочется попасть. Обычная бытовая жизнь, с раздвижными окнами, тёплым климатом, булочными-кофейнями на углу... Возможно, это особенно дорого именно мне как человеку, видевшему подобное... Но да - оно меня привлекает.
Из прочих впечатлений - отношение к обуви (над этим откровенно по-русски посмеялась): бразильцы ведь обычно всегда ходят в уличной обуви дома. У главной героини заведено снимать в доме обувь, и полфильма я этому несколько удивлялась. Затем всё встало на свои места, когда муж разорался, что ни к чему делать всё только по феншую и что оттого, что в дом пройдёшь в обуви, мир не перевернётся)) В плане домашней обуви бразильцы всё же ничего не понимают в уюте)
А, вот ещё. Глав.героиня напоминает мне одну русскую актрису - ту, которая в "Ёлках" ломала ногу, выйдя из кабины грузовика... Это не плюс и не минус. Плюс - упоминание впечатлений "русского космонавта" (Гагарина, судя по всему) и "русской куклы" (матрёшки) греют русскую душу, ггг.
Previous post Next post
Up