Навигатор

Oct 19, 2024 01:43

Вселенная мельтешит вокруг хороводом осколков, и сделать с этим ничего нельзя. Родной мир остался где-то далеко, но это совершенно неважно, потому что болезнь остановила и без того медленное тело, заперев сознание внутри. Дозваться сородичей тоже не получается, видимо, быстро меняющаяся вокруг картинка реальности унесла его слишком далеко. Успел заметить паузу, капельку неподвижности и темноты, и всё снова замелькало. Чтобы чем-то занять ум, начал рассчитывать идеальный курс в мир, который наметили для переезда, когда болезнь стала эпидемией. Сначала рассчитал курс из родного мира, и путь получался довольно прямой; потом начал потихоньку восстанавливать картину своих перемещений, разворачивая внутри себя сплошную цветную ленту пройденного курса, разбивая её на отдельные картинки. Так, тут возник некий белый карлик, небольшая бездетная звезда на краю небольшой же спиральной галактики, степень реализации высокая, стоп, а это что? Похоже на творение этих быстрых созданий, населяющих планеты. Это их искусство. Значит, не имея под рукой планеты, они создали её подобие из какого-то мусора. Что ж, не всем доступно сияние чистого разума. Восстановил в памяти известную ему карту мультиверсума, сопоставил видимую картину с картой, определил местоположение. Отсюда придётся прокладывать курс через слои с более низким уровнем реализации. Что ж, занялся этим.

В момент, когда уже нарисованный в разуме курс засиял идеальной ровной кривой, он как раз лежал в рюкзаке Каты, рюкзак - в кают-компании дирижабля "Чемодан приключений", дирижабль у причала в правом крыле Тортуги, Тортуга летела вокруг белого карлика и была занята преимущественно освоением нижних этажей. В любом случае, для перемещения вслед за сородичами придётся найти более быстрого носителя, чем ставший бесполезным кристалл розового кварца.

***

- Бабушка говорит, что в ближайшие дни занята, - грустно сообщила Айше Ката, - смеётся и говорит, что мой новый друг ждал, может быть, сотню лет, подождёт и ещё несколько дней. А я уже настроилась его распаковать.

- А почему ты думаешь, что он знает что-то полезное?

- Сама не знаю, - призналась Ката, - какое-то смутное чувство, что там в нём не стишки.

- Овощик, - Айша обернулась к углу, где пророс динамик Овоща, - а ты не мог бы?..

- Почитать, что в нём, или Бабушку уговорить? - уточнил Овощ, - почему-то мне кажется, что у меня ни то, ни то не получится. У нас подходящего считывателя нет, я могу только метки времени с него считать, потому что он кварц. Бабушку уговаривать тоже смысла мало, если она говорит, что занята, значит, точно занята. А к вам идёт капитан, он хочет кофе.

- Да мы слышим, - засмеялась Айша, - его шаги ни с чем не спутаешь.

- И кофе как раз есть, - добавила Ката.

Капитан, услышав о проблеме кристалла, как-то оживился.

- У него ведь, как я понимаю, ээээ сознание внутри? Не только запись на теле? Это же практически дух! Вот как тот ээээ предположительно Рубин, которого мы до лавовой планеты подбросили. Блошка его видела. А давайте чайного мастера попросим? Как его, Чавусса. Может, удастся с ним напрямую поговорить!

- Напрямую он очень медленный, - усомнилась Айша, - он же камень. Проще уж Бабушкиного считывателя дождаться и почитать прямо информацию.

- Так мы можем Чавуссе предложить чёрную капусту заварить, - глаз капитана засиял нездоровым блеском, - я выпью, замедлюсь и поговорим...

- Вот! - Айша уставила на капитана палец, - я знала, что ты к этому клонишь! Мало нам было проблем с этой твоей капустой. Ну уж нет, у нас хватит терпения подождать. Хватит ведь? - так же внимательно Айша перевела взгляд на Кату.

- Безусловно, - вздохнула Ката, понимая, что лучше ждать, чем чёрная капуста.

Разговор предсказуемо заглох, и кварц остался стоять посреди стола. Потом Ката переставила его в шкафчик с растительными ингредиентами.

***

Молекулы запаха оказались такими неожиданными, что заставили отмотать восприятие назад. В них была энергия! Настолько ясная, что заставила мёртвую поверхность камня как-то с ними провзаимодействовать. Вошёл с ними в одну временную линию, чтобы понять, что это. Это были семена растений, двух видов. Дома на растения обращали мало внимания, они жили своей жизнью и не участвовали в играх разума, но появилось смутное чувство, что у этих семян есть какой-то дополнительный смысл, словно они могли быть источником энергии, как ядерная реакция в звёздах или более мягкое тепло планет. Сознанию было неуютно в этом временном потоке, но в этой неуютности был выход. Если бы можно было как-то взять эту энергию, может быть, получилось бы перетащить бесполезный мёртвый камень туда, к своим, куда так удачно проложился курс. Но как? Разочарование.

***

Капитан всё-таки отнёс камень Чавуссе, но тот только развёл трёхпалыми руками: дух, если он и есть, заперт в камне и никак не может провзаимодействовать с чаем. Впрочем, он на пробу заварил что-то в чайничке и долго прислушивался к камню; ТэВэ увидел через кочевничий монокль, как дух-рыбка выглянул из чайничка, но оба покачали головами, и чайный мастер, и его помощник. Камень вернулся в кают-компанию, дирижабль отправился в небольшое путешествие к новому расположению Триктриатчи с небольшим поручением от содержащих океанариум иктчи. Путешествие было ерундовое, курс у Овоща был готов раз и навсегда, да и перевозить надо было мелочи, так что капитан даже не стал созывать всю команду на борт. Даже Механика не было на борту, оказалось, он как раз отправился поиграть джаз с ритмическим креслом и другими странными музыкантами, так что капитан сам спустился в трюм, завёл двигатель; Айша встала на руль, а Ката переместила дирижабль одним хопом на Триктриатчу, где капитан немедленно обменял коробку системных плат на контейнер с какой-то удивительной рыбкой для океанариума. Всех дел на полчаса, единственное неудобство - швартоваться втроём, поэтому капитан ещё на подлёте вызвал на причал Рони с Акселем.

Больше заказов пока не было, а любопытство грызло. После нескольких попыток дирижабля найти себе дело в чатике Бабушка сжалилась и сообщила, что софт для считывателя лежит у неё на открытом сервере, сами разберитесь, какой хард для него нужен, не маленькие, не до вас сейчас. Овощ обрадованно скачал программу, но тут же выяснил, что для бортового считывателя она не годится, нужна то ли дополнительная программа, то ли дополнительное железо, то есть, материальный переходник. К этому моменту у Каты был уже готов ужин, предполагалось, что к ночи команда так или иначе на борт вернётся.

Команда вернулась, но такая усталая, что заниматься камнем никто не захотел. Ката приуныла, а вот Аашваста, совсем уже было собравшийся спать, внезапно остановился.

- А что, - в лоб спросил он, - у тебя есть про него какое-то предчувствие, или любопытство грызёт?

- Предчувствие - это ненаучно, - вздохнула Ката, - даже если оно есть.

- Ну, наука в полной мере реальность не описывает, - покачал головой Аашваста, - ну ладно, давай я посмотрю, что там можно сделать. Ты иди спи, мы с Овощем покопаемся.

Ката с лёгким сердцем отправилась спать, но уснуть удалось не сразу, потому что в кают-компании происходило какое-то шевеление, шелест перьев, по трапам шлёпали лапы Аашвасты, кто-то полушепотом ругался, что-то бормотал Механик, но в конце концов усталость взяла своё.

Наутро в кают-компании обнаружилось сложносочинённое устройство, занимающее весь центр стола. Основной деталью здесь был обычный бортовой считыватель, но к нему подсоединялось еще несколько девайсов, на живую нитку, но явно со смыслом. В лунке считывателя лежал кристалл кварца, всё причудливое устройство соединялось с экраном кают-компании, а на диванчике спал, свернувшись, как дикая птица, Аашваста. Услышав топот просыпающейся команды, он высунул голову из-под крыла, встряхнул ею, чтобы пригладить перья на затылке, и сонно сообщил:

- Мы без вас не читали, только проверили. Если мои расчеты верны, всё должно сработать. Хотя мы всё сляпали из подручного материала. Но программа у Бабушки стоящая.

- Приятного, - пробурчал капитан, наливая себе кофе, - ну и давайте уже запустим эту штуку, ээээээ, сколько можно ждать.

Аашваста с готовностью щёлкнул тумблером, Ката хихикнула. Несомненно, этот архаический тумблер был вбросом от Механика. Из любви к искусству. Экран засветился, и по нему побежали непонятные значки.

- Кодировка не подходит, - озабоченно произнёс из угла Овощ, - надо перепробовать все, что было в пакете у Бабушки. Какая-то должна подойти, Рубина же прочитали.

После нескольких попыток удалось подобрать нужную.

- Это карта, - воскликнула Ката, - он помнит карту! Завидую я его памяти, - добавила она через несколько минут, когда Овощ, покрутив карту так и сяк, выяснил, что она прорисовалась в памяти кристалла не хуже, чем если бы он был простым неразумным носителем информации.

- Это один из слоёв, - объявил Овощ, - подождите, я это всё перекачиваю. Там... Там что-то вроде записки. Обычный поток мыслей не записывается, но если разумное существо решит что-то запомнить, чтобы передать кому-то - вот это может быть дешифровано.

- Это ты по себе судишь? - недоверчиво спросила Никки.

- Мне интересно, как работает разум, - честно признался Овощ, - я Такангилу спрашивал. Ну вот. Записка. - Он вывел на экран что-то, что выгядело как изображение каменной плиты с выбитыми буквами знакомого имперского дизайна, - это перевод, конечно. Он представляет это послание как что-то на надёжном носителе, а бабушкин кодировщик передаёт это как изображение. Тут форма не важна.

Команда уже и сама видела, что форма не важна, потому что вчиталась в записку. "Хочу воссоединиться с моим народом там, где он окажется. Курс проложен, энергия найдена, разум сможет рано или поздно найти опору и способ. Готов ждать, сколько потребуется. Готов действовать, когда понадобится".

- Просто и ясно, - оценил капитан, - вижу цель, не вижу препятствий.

- А что это он запомнил про курс?

- Ну, тут одиннадцатимерное, - отозвался Овощ, - на плоском экране будет не очень понятно, но курс прямо идеальный, от Тортуги через более низкие уровни реализации и прямо до лавовой планеты.

- Погоди, он что же, осознаёт, где находится?! - изумилась Ката, - он жив там, внутри? И он навигатор. Я же говорила, что ему надо только немножко помочь... - она смотрела на кристалл с нежностью, как на потерянного и обретённого брата. Надо же, навигатор.

- Овощик, - сказала она, - ты скажи, когда всё с него скачаешь. Может быть, у него есть и другие полезные курсы. А потом я бы попробовала ему помочь.

- В смысле? - переспросила Ярра, - нам-то на лавовую планету нельзя.

- Нет, - мотнула головой Ката, - не отправиться, а отправить.

- Да кто сказал, что это вообще возможно, - нахмурилась Ярра, - лично я так не умею.

- Но он же не просто предмет, - развела руками Ката, - он чувак и навигатор. Он бы и сам переместился, но он не может управлять своим телом. Ну, может, из-за грибка. Если мы сложим усилия, как Самутра учил, у него может получиться.

- Так, давайте ээээ сначала проснёмся как следует, - предложил капитан, - пока Овощ инфу скачает, успеем приборку сделать. По местам.

***

Снова вошел во временной поток, когда его коснулась энергия семян, переданная - животными?! Уму непостижимо. Его кристалла касалось четыре разных тёплых пальца, и с молекулами их органической жизни с ним словно бы взаимодействовали и те семена, но не они сами, а как будто их потаённый смысл. Даже устыдился немножко пронёсшейся мысли, что за дурацкая поэзия, не возвышенный же твердотельный рубин, а простой незамысловатый кварц, но забыл о стыде, когда понял, что тепло животных пальцев подталкивает его: иди! Иди домой! И вдруг почувствовал, что сейчас можно. Что это как раз та энергия, которой не хватало, чтобы перетащить бесполезное тело туда, где он сможет стать быстрее, горячее, где он встретит своих. Снова устыдился: всю жизнь недооценивал животных, а они на тебе; развернул перед собой улитку перехода, совпадающую с идеальным курсом, который он помнил, и устремился в неё.

***

Четверо навигаторов, потрясённо уткнувшие пальцы в опустевший стол кают-компании, переглядывались. Это был самый странный опыт последних лет. Видеть переход, ощущать его, но не войти, а проводить в него другого - это было странно. И как будто у каждого в крови еще кипела недорасходованная энергия. Ярра поёжилась.

- Куда-то хочется перейти, - призналась она.

- Как будто последнюю ноту в гамме не сыграли, - подтвердила Ката.

- А пошли в мой садик сходим, - предложила Ярра, - давно я вам его не показывала.

- Ура, сад! - воскликнула Рони.

Овощ хотел было сообщить, что он скачал у Навигатора еще и другие гениально проложенные курсы, но четвёрка навигаторов уже переместилась к его корням, чтобы осмыслить произошедшее в тишине и спокойствии. А разговаривать корнями Овощ еще не научился.

тексты, Каледонский Дух, Дирижабль ЧП

Previous post Next post
Up