Ранним утром на набережной кто-то ругался. Ката совершенно такого не ожидала и уставилась на набережную, пытаясь спросонья понять, что не поделили местные жители. Оказалось - именно набережную. Совсем юный и тонкий парень с огромной шваброй писал этой шваброй каллиграфические буквы, которые Ката не смогла разобрать, и как раз дошел до пожилой дамы, расположившейся на берегу с походным мольбертом. Впрочем, двое художников довольно быстро договорились: каллиграф описал вокруг дамы идеальную дугу как часть какой-то буквы - и пошёл дальше, а художница осталась на выбранном месте, с которого, должно быть, был хороший вид.
Это был некоторым образом ответ на внутренний катин вопрос: как они вообще тут живут. Любое вдохновение, если его не ограничивать, неминуемо упрётся во вдохновение твоего соседа. Но, похоже, договариваются как-то. Возможно, даже слишком легко договариваются.
- Я тут подумала, - сказала Ката Ярре, когда та поднялась на бак с кружкой кофе и самокруткой, - не стоит ли нам повесить у них на орбите несколько антимаяков? Захватить их тут легче лёгкого. Слишком открытые и принимающие ребята. Вот та же милейшая Тиата ни о чём не спросила, только умилялась нашему разнообразию. Может, их и вообще ничего не интересует, кроме творчества.
- Ну, не знаю, - Ярра пожала плечами, - мне вот они очень сторук напоминают. Похожий уровень реализации. За сторук же мы не боялись.
- Ну, там мы вообще как во сне были, - усмехнулась Ката.
- Сон не сон, а ногу-то ты там сломала, - напомнила Ярра, - тут, может быть, состав воздуха не такой расслабляющий, но пространство похожее. Ну, если хочешь, давай ТэВэ предложим, антимаяки у нас собой еще есть, штук шесть.
Даже улетая с домашней и привычной уже Тортуги, дирижабль поднимался над верхним уровнем, чтобы полюбоваться видом, хотя вид в целом был один и тот же. Здесь же, где было на что посмотреть, само отбытие с планеты Нимна заняло несколько часов. Официально Ярра выбирала подходящую для перехода точку, но в действительности то один, то другой восклицал: "Ой, а что это, давайте посмотрим", и дирижабль, вместо того, чтобы спокойно уйти в переход, перелетал к очередному архитектурному шедевру. Механик поставил всё-таки маскировочное поле, и теперь ворчал, что уже кучу топлива потратили на всю эту прогулку, и не пора ли уже восвояси? Аашваста на это отвечал, что с такой архитектурой у них и музыка должна быть довольно интересной, и, если покружить над городом ещё, наверняка получится её услышать. В конце концов капитан возмутился, что впереди еще куча переходов, координаты Нимны теперь в базе есть, и, если кому-то захочется, можно будет исследовать её после выполнения основной задачи.
- Я сделаю хорошее видовое видео, - пообещал Овощ, - всем понравится. Значит, кто-нибудь наверняка захочет этот мир исследовать.
- Но не мы! - пригорюнилась Хайди, которой местные жители показались очень обаятельными.
- Может быть, и мы, - пообещал капитан, - давайте уже стартовать.
Ярра потащила дирижабль в переход, и, когда он вынырнул из улитки, всех словно придавило к палубе.
- Это не проклятие, - предположил Овощ, - это здесь сила тяжести выше. Мы можем здесь не останавливаться, я чувствую по грибным спорам, что нужную формулу мы тут не найдём.
- А тут вообще-то интересно, - Айша перегнулась через борт и смотрела вниз. Внизу всё было белым, кроме отдельных багровых пятен деревьев - каждое из них росло отдельно, у каждого был белый ствол и тёмно-красная округлая свисающая вниз крона. Белую равнину рассекали то ли трещины, то ли рукотворные траншеи, в их расположении была какая-то шестигранная структура, но в такую же структуру складывается, например, и застывающий базальт, так что с первого взгляда нельзя было сказать, есть здесь разумная жизнь или нет. Так или иначе, раз грибы отметили этот мир как бесполезный, надо было двигаться дальше, чему вся команда была очень рада. Хотя Айша на всякий случай отсняла панораму белого пространства до самого очень далёкого горизонта. В конце концов, можно ведь и про весь путь сделать длинное видео, как подарок тутикам на Хакнуку.
- Вот этот белый минерал внизу очень напоминает тот мир летающих островов, - заметила Ката, - если бы в нём тоже был анобтаниум, мы бы озолотились.
- Ну ты сравнила, - пожал плечами капитан, сидя прямо на палубе в том месте, где он обычно стоял, - ээээ там всё было лёгкое и летало, а здесь даже эээээ деревья к земле гнутся. И всё плоское.
- Здесь может быть церий, - предположил Ричард, - один из его оксидов белый. Но на нём мы много не заработаем.
- Не в каждом же мире нужно зарабатывать, - сказала Ярра, и вся команда уставилась на неё: слышать такое именно от неё было неожиданно. Но, видимо, ей тоже очень не понравилась здешняя тяжесть, - идём дальше?
Капитан только кивнул.
Уже в улитке перехода всем полегчало, а в финальной точке все радостно расправили плечи, а Аашваста взмахнул крыльями.
- Вот тут прямо приятно, - сказал он, - а что с воздухом? Если надо за растениями, я бы слетал.
- Воздух нормальный, - оценил Овощ, - нам всем подходит. Здесь есть и растения, и животные, только нам пока их не видно, потому что облака. Но грибы считают, что здесь что-то может быть. Здесь большое биоразнообразие. Нам надо снизиться.
- Снижаемся, - скомандовал капитан, - но защиту и маскировку пока не убираем. Мы же эээээ не знаем, что там.
Дирижабль ожидал увидеть что-то, подходящее к слову "биоразнообразие". Но под облаками обнаружился город, простирающийся во все стороны, бесконечный, глубокий, переплетённый внутри себя мостиками, переходами, проводами.
- Эээээ Овощ, - строго спросил капитан, - это чего вообще?
- Я не знаю, - грустно ответил Овощ, - грибы говорили, что тут растёт и живёт.
- Я бы потрогал их поближе, - Механик посмотрел вниз, - но где найти почву? Мы тут не в каждую улицу пролезем, а на улицах наверняка еще и мостовые есть.
Аксель подвёл дирижабль к улице пошире и отработал двигателями назад, чтобы более-менее зависнуть над улицей. Вся команда разлеглась животами на планшире в попытках разглядеть хоть что-то, если не растения, то хотя бы местных жителей. В бесконечной глубине внизу действительно кто-то мельтешил, но на таком расстоянии, да еще и сверху, трудно было определить даже вид.
- Похоже, здесь растений не будет. Эээээ, Меха, грибы могут ошибаться? - спросил капитан.
- Грибы всё могут, - усмехнулся Механик, - но насчет растений мы редко ошибаемся. Мы же с ними сосуществуем. Грибу нужно дерево, я вот себе это дерево нашёл, - он похлопал по планширю, - значит, где-то они должны быть.
- Подождите, мне надо разобраться, - жалобно попросил Овощ, - мы же можем немножко повисеть на месте?
- Разумеется, - пожал плечами капитан, - мы же дирижабль. Мы эээээ созданы висеть.
Айша, пока ничего не происходило, нырнула в рубку и закопалась в недра штурманского стола. Где-то там, помнила она, была довольно мощная подзорная труба. С трубой она вернулась на палубу и посмотрела через неё вниз.
- Ну, я могу сказать, что волосы они красят, - наконец сообщила она и снова приникла к трубе.
- Они хоть хуманы? - спросила Ката.
- Вполне возможно. Или другие какие-нибудь приматы. Сверху даже в трубу подробностей не разглядишь. Попробуй сама.
Ката посмотрела в трубу - да, местные жители стали ближе, но понятнее не стали. Разноцветные головы текли и кружились по улице как поток, несущий цветные шарики, но одно было понятно: внизу растений тоже нет.
- Нам нужен еще один переход, - сказал Овощ, когда Ката передала трубу следующему, это оказалась Хайди, - только не в другой мир, а прямо здесь.
- Что ты имеешь в виду? - нахмурилась Ярра.
- Здесь есть другие слои. Или вероятности? Или уровни реализации? Я сам ничего не понимаю, зато нащупал координату.
- Мне, честно говоря, не очень нравится переход в точку, которую даже ты не понимаешь, - резко ответила Ярра, и Ката подумала, что, будь Ярра сейчас в медвежьей форме, она бы топорщила шерсть на затылке, - ты уверен, что нам нужно именно это?
- Я уверен, - сказал Овощ довольно неуверенно, - я только не уверен, что там есть нужное нам растение. Но какие-то растения есть. Может быть, они вообще все там.
- Ладно, если мы ошибёмся, обратный переход ты мне дашь?
- Конечно, дам, эта точка уже у меня в базе, - заверил её Овощ, - но, я думаю, мы не ошибёмся.
- Капитан? - повернулась к капитану Ярра.
- Эээээ это авантюра, конечно, - кивнул капитан, - так что давайте. Заинтриговал.
Ярра подставила ногу усу Овоща, и дирижабль нырнул в очень короткий и головокружительный переход. И там, где он вынырнул, и впрямь были все растения разом.
Это было очень спокойное пространство, чем-то похожее на то, куда пустил корни Овощ. Но там ничего и не было, кроме корней Овоща и маленького сада Ярры. А здесь было всё: огромные деревья, ниже ярусом - деревья поменьше, еще ниже - заросли кустов, а на деревьях рос бородоподобный мох, а под кустами совсем какие-то мелкие травы. Деревья росли не настолько плотно, чтобы с палубы было видно только их кроны, между ними были просветы, и Аксель направил дирижабль туда, где виднелся просвет пошире.
- Мне как-то странно, - призналась Никки, - голова кружится. У вас тоже так?
- А мне нормально, - отозвалась Ярра, - прямо как в моём садике. Похожий уровень какой-то.
- Мы, кажется, такого раньше не встречали, - сказал Овощ, - единственная вещь на разных уровнях, которую мы знали до сих пор - это я. Но вот я же есть. Без растений этим людям было бы нечем дышать, значит, растения где-то еще. Эти две вероятности соприкасаются, но живут отдельно, а воздух у них общий. Так и домов всем хватает, и растениям достаточно места.
- Впереди ээээ хорошая поляна, - сказал капитан, - пришвартуемся там, и вы там ээээ ну, допросите, что ли, ваших грибов подробно.
Якорь бросили в траву посреди подозрительно живописной поляны, покрытой гладкой травой, настолько солнечно-зелёной, что Ката подумала о болоте. Но нет, якорь бумкнул о твёрдый грунт и вонзил в него когти.
- А что, хорошая проверка грунта, - заметила Айша, - не проваливается - значит, и нам можно.
- Я тут осмотрюсь, ладно? - оживился Аашваста, вспрыгнул на борт и раскинул крылья. Ката даже позавидовала. Хотелось познакомиться с этим миром получше, но почему-то очень жалко было топтать нетронутую гладкую траву, по которой ветерок пускал лёгкие волны. Пахло тёплой землёй и незнакомыми цветами.
- А я и пощупаю, - объявил Механик, спустился на грунт и запустил пальцы в землю рядом с якорем. И почти скрылся в высокой траве.
- Я тоже пощупаю, - согласился Овощ, но его действия не были видны с палубы - вероятнее всего, он, как обычно, выпустил тонкий корешок из любой заплатки в днище рядом с килем.
- А что, кстати, насчёт обеда? - неожиданно спросил капитан, - чья очередь?
- Кажется, моя, - предположила Никки, - но мне что-то так странно, что я не уверена, что что-то нормальное приготовлю.
- Пойдём вместе, - предложил Ричард, - помогу.
Ката взобралась на бак, набила трубку и принялась слушать здешние звуки. Вероятнее всего, это были птицы или насекомые - кто-то звучал, свистел, пощёлкивал. И ветер шумел в кронах. Звук был чужой: листья почти у всего были узкими и длинными, как ленты, и всё это шелестело непривычно.
- Да у них тут полно этих слоёв-вероятностей, - наконец сообщил Механик, - один, например, почти целиком грибной.
- Похоже, всё было зря, - печально ответил Овощ, - выходит так, что нужной формулы тут нет. Грибы такого не встречали. А перебирать поштучно мы не сможем, слишком тут много всего. Но есть и хорошая новость.
- Ну? - оживился капитан.
- Из этого слоя я могу проложить курс покороче. Два хопа. Одно место как будто недалеко от моего родителя, только это не планета, а что-то другое. А оттуда можно сразу на Тортугу.
- Ну, ээээ, в крайнем случае скажем Такангиле, что нашли два из трёх, - кивнул капитан, - и впрямь новость хорошая. Ну, что, дождёмся Аашвасту, и стартуем.
- Что-то мне не очень нравится это вот "не планета, а что-то другое", - проворчала Ярра, - опять авантюра.
- А можно я попробую? - возбуждённо спросила Рони, - даже если я немножко промажу, на непланете мы не разобьёмся. Мне же надо тренироваться.
- И впрямь, - легко согласилась Ярра, - если что, мы подхватим.
Аашваста вынырнул откуда-то из зелени и поймал воздушный поток, принёсший его прямо на палубу без единого шевеления крыльями. В клюве он нёс что-то продолговатое и чёрное.
- Смотрите, что я нашёл! - приземлившись на палубе, он перехватил штуку пальцами и продемонстрировал всем. Это был здоровенный длинный стручок, издавший треск, когда Аашваста покачал им в воздухе, - естественная перкуссия. Я же не слишком нас перегружу, если её возьму?
Ката засмеялась. В трюме было уже полно полуфабрикатов для возможной музыки, и всего один довольно лёгкий, раз Аашваста смог с ним летать, стручок ничего в сущности не изменит.
- Ну, что мы тянем, - капитан поднялся и встал на своё место, - по местам стоять, с якоря сниматься. Рони, эээээ готовься.
- Поле поставлено, - объявил Механик, - я вниз, присмотрю за двигателем.
Дирижабль поднялся над лесом, Овощ сжал ногу Рони, передавая курс, и Рони азартно потащила дирижабль в улитку перехода. Пространство, из которого дирижабль уходил, ощущалось странно, хоть это и был просто бесконечный лес; пространство, в котором дирижабль вынырнул, оказалось и того хуже, но, по крайней мере, в нём было легко. Как показала практика, даже слишком легко.
- Держитесь, - скомандовал капитан, - не планета - это не очень удобно.
- Что это? - спросил Овощ, - это растения?
Черное пространство вокруг, бесконечное, с россыпью звёзд, пересекали серо-зелёные ленты, причудливо вьющиеся вокруг, и Ката подумала, что уже такое видела.
- Это косморосли, - сказала она, - мы здесь были как раз перед тем, как познакомились с Деревом. Да, похоже, это растения.
- Любое растение стоит ээээ проверить, - сказал капитан, - только как бы его наловить?
- Гарпун, - предположила Ката, - выстрелить и вытащить.
- Действуй, - кивнул капитан.
Ката двинулась вниз, перебирая руками по борту и подручным снастям. Вот тут она с грустью подумала, что у многих кораблей, составлявших Тортугу, до сих пор работали древние аппараты искусственной гравитации, иначе как бы у Тортуги вообще был низ; и как было бы хорошо и удобно, если бы такой был у дирижабля. Еще спасибо, что на дирижабле всегда есть за что ухватиться.
Кают-компания была полна оранжевых кусочков овощей. Тумпа, огурцы и что-то еще, название чего Ката забыла, но вкусное. Ричард и Никки собирали их в воздухе.
- Не очень удобно потерять вес посреди готовки, - пожаловалась Никки, - мы здесь надолго?
- Вряд ли, сейчас я стрельну - и сразу домой. Мы в одном хопе от Тортуги.
- Правда? - обрадовалась Никки, - как так вышло?
- Овощ пересчитал, - кратко объяснила Ката, ныряя в каюту и выныривая с гарпунным ружьём, - нам только надо поймать тут косморосль, и можно уходить. Удачи вам с овощами.
- Спасибо, что это не мясо, - весело отозвался Ричард.
Ката выплыла на палубу, зацепилась ногой за перила трапа, взвела пружину гарпуна и выстрелила в комок косморослей, казавшийся особенно плотным. Осторожно, как тогда, на летающих островах, потянула за линь. Нехотя клубок серо-зелёных линий потянулся за гарпуном, который всё-таки умудрился в чём-то там застрять. Протащить что-то внутрь можно было только очень медленно, потому Ката и не торопилась, даже почти и не тянула больше, ожидая, что инерция сделает своё дело.
Когда спутанный клубок непонятного растения проник на борт и завис между бортом и Овощем, Ката, Айша и Хайди схватили его с трёх сторон и дёрнули. Серо-зелёные ленты оборвались у границы защитного поля.
- Поймали! - воскликнул капитан, - и давайте уже ээээ домой. А то меня тут эээээ простите мутит.
- Да, тут не самое приятное место в мультиверсуме, - согласилась Ярра, - ну что, дальше я веду?
- Я тоже хочу! - замахала руками Рони.
- Да и я бы не отказалась, - призналась Ката.
- Ну начинаааается, - протянул капитан, - и вроде был у нас порядок вахт, всё ээээ запутали. Давайте, я тогда. Чтобы никому не было обидно, - он выставил ногу, Овощ обхватил её и передал курс.
В улитке перехода тяжесть возвращалась постепенно, а ощущение реальности - сразу. Переход был настолько привычным, что мозг без всякого анализа принимал его за что-то предельно реальное, хотя, если подумать, туманные спиральные стены, уходящие в бесконечность, должны быть не самым обычным обиталищем разумных существ. Так что, когда дирижабль вынырнул над зелёной равниной внешнего уровня, все уже чувствовали себя вполне собой.
Тортуга была прекрасна, как всегда. Аксель повёл дирижабль к краю правого крыла, а Овощ сосредоточился на пойманном растении. Это были пузырчатые травянистые ленты, видимо, практически бесконечно длинные. Овощ затащил себе одну из лент в ящик для анализа, остальные уже готовились к швартовке - оставалось только спуститься к причалу. Некоторое время все оставшиеся на палубе занимались швартовкой и подключением к коммуникациям, потом Никки и Ричард прозвонили к обеду, видимо, ловля овощей прошла успешно; и только когда все собрались за столом, из угла прозвучал робкий голос Овоща:
- Я могу ошибаться, но, кажется, это она.
- В смысле? - отозвался капитан.
- Третья формула Такангилы. В косморослях. Я несколько раз проверил, всё совпадает. Видимо, нам нужен очень большой контейнер.
- Прямо сейчас? - огорчилась Айша, уже занёсшая вилку над оранжевым рагу.
- Я думаю, они могут подождать, - успокоил её Овощ, - они вообще какие-то совсем автономные. Свой воздух внутри, своя вода. Они растут там, где вообще ничего нет. Значит, и то, что вокруг что-то есть, их не напугает.
- Ну и приятного аппетита тогда, - пожелал капитан, - остальным после обеда займёмся.
- Решаем задачи ещё до обеда, - усмехнулась Ярра, - интересно, как у остальных дела.
- Это тоже после обеда, - проворчал капитан с набитым ртом.
- Забавно, - вставила Ката, - искали в различных пространствах, нашли же у самого дома.
- Всегда так бывает, - покачала головой Айша, - всегда.