В экспедициях наступила пауза, в игре в текстми наступила пауза, но нельзя же вот так просто взять и бросить команду дирижабля. Чем они заняты? А вот чем: раз не время искать сокровища в дальних мирах, ищут сокровища прямо у себя дома.
Как-то так получилось, что общая работа по перестройке Тортуги вдохновила и команду дирижабля что-то сделать с дирижаблем. Тем более, что экспедиций пока не брезжило, капитан снова застрял в игровом клубе за очередной сложной многосерийной настолкой, а Ярре нужно было как-то отвлечься от своего тайного садика, потому что даже в полуреализованном пространстве, где угнездился Овощ, растениям нужно время, чтобы вырасти. Да и частые перемещения очень выматывают. Поэтому Ярра начала раскопки в пространстве под баком, где хранились кранцы, катушки с запасными снастями и стропами, канистры с защитной смолой и лаком, швартовы, в самом носу нашлось даже два якоря, один обычный вроде тех, что используется в море, другой высокотехнологичный, похожий на паука со сложенными лапками. Его скрывал парусиновый тент, предназначенный для снежных мест, который можно было растянуть на всю палубу, но, поскольку команда таких мест избегала, не применявшийся, видимо, никогда. Как и грунтовый якорь, давным-давно потерянный и забытый.
- Мы могли бы не вбивать колья, - заметила Айша, привлечённая раскопками, - эта штука вгрызается в грунт. А парус зачем?
- Ну вдруг снег, - предположила Ярра, - хотя я не знаю, зачем нам надолго оставаться там, где бывает снег.
- Вот именно, - кивнула Айша, - а места эта тряпка занимает пол-кондейки. Может, вынесем её на склад? Про якорь вот полезный забыли.
- И впрямь, - подумав, согласилась Ярра, - только надо посмотреть, что там на складе.
Подготовить склад вызвались Рони и Аксель, Рони как опытный собиратель в недрах Тортуги, Аксель - как физическая сила. Им выдали ключ от склада, и они надолго пропали. В это время в возню под баком включились и Айша с Катой, потому что домашняя археология оказалась довольно весёлой. Среди запасных верёвок нашлась, например, одна очень гладкая, полированная, розоватого цвета из неведомого натурального растения, пахла она не обычными смолами, а каким-то нежным маслом, предназначенным как будто для тела. Айша с сомнением выложила верёвку на брашпиль и снова закопалась в нос гондолы, где нашелся, например, непонятного назначения заводной механизм, скорей всего, нерабочий и собранный явно из не сочетающихся друг с другом деталей.
- А, - сказала Ярра, - когда я попала на дирижабль, тут было двое мальчишек, они часто что-то такое мастерили. Но оно у них редко работало. Это, я думаю, сразу за борт.
- В смысле за борт? - удивилась Айша, - прямо в пространство выкинуть?!
- Да нет, - нахмурилась Ярра, - это я фигурально. Всё можно переработать. Давайте поставим тут ящик какой-нибудь для мусора, наверняка же его еще много будет. Несколько лет тут ничего не разбирали.
Впрочем, не так уж много интересного нашлось среди верёвок и канистр. В результате в шесть рук всё полезное вынесли на палубу, Айша тщательно вымыла весь нос корабля, и дельные вещи вернули на места: верёвки на верхний ярус, канистры на нижний. Полезные якоря заняли место по центру, а парусину и швартовные колья выкатили к трапу, чтобы потом унести на склад и забыть надолго. Хотя Ката подумала, что тент при случае можно и продать. Столько натуральной плотной ткани, многие дирижабли, например, используют паруса, вот хотя бы "Это безобразие".
- Что-то ребята там на складе совсем застряли, - заметила Айша, - надо бы уже эту парусину туда тащить. Схожу, проверю, как они там.
Вернулась она через пятнадцать минут с очень любопытным выражением лица.
- Место-то они расчистили, - сообщила она Кате и Ярре, - но теперь они сидят там и читают. Ката, это же ты собирала тот контейнер с архивами?
- Ну да, - призналась Ката, - когда нам бумажки носили, попалось интересное. Я оставила на почитать потом, но как-то так руки и не дошли.
- В общем, похоже, теперь этот контейнер будет жить в форпике у Рони, - сказала Айша, - в форпике и с пониманием лучше. Записи древние, да еще и письменность разная, а некоторые старые пираты еще и писали, как курица лапой. Так что эти двое уже делают там выписки и пытаются расшифровывать. И вообще, кажется, они хорошо поладили.
- И что, даже не дерутся? - удивилась Ката.
- Нет, ну, почему не дерутся. Рони периодически Грибника кусает. Весело за ними наблюдать! Я сказала Акселю, чтобы подходил минут через пять, пока я найду, например, Ричарда ему в помощь. А то тент на палубе очень проходу мешает.
- Ладно, - пожала плечами Ярра, - предлагаю перекур. А что, кстати, остальные делают? Может, и их к делу пристроить? У нас столько еще мест неразобранных.
- Никки, кажется, собиралась в сандалечную, - отозвалась Айша, - а вот Ричард опять сидит и что-то изучает. Механик у себя, Аашваста и Хайди тоже где-то ходят. Капитан в игровом клубе, Овощ то ли спит, то ли по сети шарится, Блошка на коленях у Ричарда. Вот полный отчёт. Ладно, я иду оттаскивать Ричарда от экрана, а там посмотрим.
Ката курила и думала, что в её каюте развести беспорядок, пожалуй, и негде, а вот очень интересно, что творится в грузовом отсеке в самом низу. Там же еще полно полезной древесины, да еще и наверняка завалялись по углам какие-нибудь артефакты из прошлых экспедиций. Там археология могла принести даже больше интересных плодов, чем под баком, потому что и площадь грузового отсека чуть побольше. О чём она и сообщила Ярре.
- Любопытно, - оживилась Ярра, - древесина ладно, а вдруг там в каком-нибудь контейнере и семена завалялись? Я помню, мы когда-то собирали какие-то шишки и стручки.
- Семена логичнее искать на камбузе, - предположила Ката, - мы же вывозили травушки из мира Сторук, да и Кася вечно что-нибудь раздобывала из пряных трав. Но покопаться в грузовом не вредно. Вдруг и впрямь там чего.
Раскапывать грузовое оказалось не так удобно, как пространство под баком: маленький простенок между грузовым и машинным отделением не был предназначен для заваливания досками и контейнерами. Поэтому разбирать полки пришлось по очереди, выкладывая предметы на другие полки или прямо на слани под ногами. Непредсказуемой добычи оказалось меньше, чем хотелось бы: выяснилось, что в процессе предыдущих разборок Ката и Ярра неплохо изучили, где что лежит.
- А, вот вы где, - сказала им Айша, спустившись, - помощь нужна?
- Да нет, - отозвалась Ярра, - втроём тут неудобно будет. Мы уже скоро тут всё разложим по порядку. Как-то не видать тут сокровищ.
- Погоди, - Ката посмотрела себе под ноги на стык сланей, - а вот я, кажется, вижу какое-то сокровище, - она вынула из ножен поясной ножик, подцепила в щели что-то ржавое, потом переступила, приподняла одну из сланей и вытащила из щели связку ржавых ключей, - ого, вот это похоже на сокровище! Интересно, от чего они?
- Не так много мест на дирижабле, которые можно закрыть на ключ, - покачала головой Айша, - и три из них мы знаем. Ключи у капитана. Но этот корабел, который строил этот дирижабль, явно не был лишён художественного чувства. Мог бы везде и нормальные цифровые замки вставить. Вся вселенная так делает. Но нет же - у него всюду механика, да еще какая. Настоящий художник.
- Надо поискать замочные скважины, - засмеялась Ката, - пойду спрошу у Механика преобразователь ржавчины.
Ярра продолжила в одиночку разбирать грузовое, Ката, заглянув к Механику, подумала, что вот тут бы как раз тоже устроить разборки, вот уж где сокровища, но страшно, и всем, кроме Механика, было бы страшно. А сам он никакого вдохновения к уборке не выказал, да и быстрота, с которой он извлёк для Каты из груды хлама преобразователь ржавчины и маленький контейнер, показала, что он и так знает, где тут что лежит. Ката залила ключи преобразователем и оставила их отмокать на ближайшем к переборке стеллаже, вернулась в грузовое, а там Ярра разглядывала неведомо откуда взявшуюся совершенно хуманскую на вид руку, оказавшуюся, впрочем, скульптурой.
- Спросить бы капитана, - предположила Ярра, - вдруг вспомнит.
- Предложить капитанскому духу, - засмеялась Ката, - он же всё руку хочет, вот ему и рука.
- Так ведь он именно руку ТэВэ хочет, - возразила Ярра, - а не скульптуру из неизвестного материала. Хотя... Может, это и не камень. А и впрямь рука, но в стасисе. Очень уж все морщинки реалистичные. Пожалуй, я ее тут оставлю. И вообще пойдём отсюда. Всё равно я только о семенах думаю. Может, на камбузе поискать?
На камбузе уже нашлась Айша с очень решительным выражением лица.
- Готовили тут в последнее время все, кому не лень, - прорычала она, - все банки перепутаны! Я, если вы не против, расставлю всё, как было.
- Если найдёшь какие-нибудь семечки, скажи, - напомнила Ярра, - вдруг их можно прорастить.
Когда Ярра поднялась на палубу бака, оказалось, что там уже сидят четверо: Рони, Аксель, Ричард и Никки. На Никки надеты новые туфельки и забавные разноцветные носки. И все четверо передают друг другу разрозненные исписанные листы очень древнего вида.
- Носки?! - удивилась Ярра, - давно их не видела.
- Не так-то просто было их найти, - весело призналась Никки, - но мне очень хотелось. Чтобы мягкие и цветные были. Нашла! А вот эти бумажки я очень плохо понимаю. Почерк у челика отвратительный. Но интересно очень.
- Знаете что, а пойдём ко мне в форпик? - предложила Рони, - в каюте, которой нет, всё как-то понятнее делается. Я хочу еще что-нибудь узнать об этом Искоре Туду, кажется, это крутой был пират.
- Света-то там у тебя хватает? - нахмурился Ричард, - разбирать эти каракули.
- Должно хватить, - пообещала Рони, и вся компания направилась вниз по носовому трапу. Ярра устроилась на планшире, свернула сигарету и уставилась в пространство. Там к Тортуге подлетал какой-то грузовой дирижабль, ветер колыхал зелень, проросшую на стыках кораблей, какие-то люди заканчивали монтаж новых частей Тортуги установкой ящиков для земли, а по галерее по направлению к дирижаблю "ЧП" неспешно шли Аашваста и Хайди, нагруженные пакетами.
- А мы тут порядок наводим, - сообщила им Ярра, - уже разобрали под баком и грузовое.
- Что ж вы раньше не сказали, - огорчилась Хайди, - мы бы помогли. Но зато мы купили еды!
- Так это тоже нужно, - утешила ее Ярра, - тащите еду на камбуз, там как раз Айша бушует, может, ей помощь нужна.
Айша действительно была там, хоть и пряталась за штабелем банок с самым разным съедобным содержимым, а вот Кату нигде видно не было.
- Как день? - спросил Аашваста, сгружая пакеты на рундук, потому что камбуз явно был пока занят.
- Как-то чудесных находок меньше, чем мы все надеялись, - призналась Айша, - в целом, кажется, дирижабль в большем порядке, чем мы думали. Так, немножко прибраться. Ну, я не касаюсь каюты капитана или машинного отделения. Но это уж пускай они сами.
- Мы можем что-нибудь сделать?
- Ннну, - задумалась Айша, - а вот шкафчики давно не разбирали здесь и под носовым трапом. Там могло нарасти ерунды. И вот еще кормовая каюта, там никого не было с тех пор, как Пушок ушел работать на Тортугу. В касиной сейчас Ката разбирается.
- А тут любопытно, - раздался из каюты голос Каты, - во-первых, Кася половину той порнухи оставила, надо бы ей отнести, мы это точно читать не будем. А во-вторых, она, оказывается, рисовала прямо на балках. Красиво. И кстати, - Ката вышла из каюты и оглядела присутствующих, - я думала, каюта продолжается под трап, а она оказалась меньше. Что же там, под трапом? За холодильником?
Айша посмотрела на холодильник. Он мирно стоял под трапом, треугольники над ним и справа от него были рундучками, где обычно хранились крупы. До сих пор никому не приходило в голову, что за ним может что-то прятаться. Айша задумчиво вынула из кармана хашшавутов зарик, которому привыкла уже задавать вопросы, на которые не знала ответа.
- Какова вероятность, что там есть что-то интересное? - произнесла она и выбросила зарик на стол, но тот отскочил от стола, прокатился по палубе и исчез под холодильником.
- Кажется, теперь нам точно придётся его оттуда выкатывать, - вздохнула Ката, - это же тот самый зарик? - Айша кивнула.
Чтобы выкатить холодильник, понадобилось четыре руки, две лапы, два крыла и хвост. И в конце концов рычаг, которым его поддели сзади, сквозь трап. Холодильник занял всё свободное пространство камбуза, под ним нашелся хашшавутов зарик, удобный молоток, видимо, когда-то провалившийся между ступеней, некоторое количество монет, чёрная жемчужина, осколок чашки, небольшая баночка семян. И дверь. Дверь была закрыта.
- Вот! - воскликнула Ката, - я знала, что где-то должно найтись что-то!
- Скважина, - ткнула Айша, - конечно. Нормальный строитель сделал бы в тайной кондейке нормальный замок. Чтобы открывался отпечатком пальца или сетчатки. Так нет же. Скважина механического замка.
- Так! - загорелась Ката, - так ключи же! Они, наверное, уже отмокли. Сейчас, - она метнулась в нос гондолы, ссыпалась по трапу и вернулась через минуту со связкой ключей и масляной тряпицей, обтирая их на ходу, - я думаю, тут надо позвать всех. Такую штуку нашли! Овощ, ты спишь? Запишешь?
- Я не сплю, - отозвался Овощ, - я видео смотрю. Нашёл интересную лекцию об истории Империи. Или не истории? Как называется недавняя история?
- Политика? - предположила Ката, - ты там осторожнее. Ладно, скажи, пожалуйста, всем, чтобы шли в кают-компанию, а я пока ключи перепробую.
Бородки ключей напоминали буквы, но, возможно, буквы неизвестного языка. Ката долго разглядывала замочную скважину, потом ключи с торца, пока не выбрала подходящий ключ с бородкой, напоминающей две параллельные подковки. К этому моменту все уже подтянулись в кают-компанию, но видно было не всем, а Овощ вырастил глаз-камеру поближе к барной стойке, чтобы точно записать всё.
- Слушайте, а это вообще хорошо, что мы открываем эту штуку без капитана? - внезапно обеспокоилась Ката.
- Во-первых, он может о ней знать, - рассудительно отозвалась Айша, - во-вторых, кто знает, когда он вернётся с этой своей игры.
- Это нам интересно, - добавила Ярра, - а ему, может быть, ничего необычного. Давай открывай. Пока нам еще интересно.
Ката вставила ключ в замок и два раза повернула. Замок, щёлкнув, открылся, Ката потянула узкую дверь на себя, и вся команда увидела белый мундир.
Собственно, в этой маленькой кондейке был не только мундир. Но это белое пятно прямо бросалось в глаза несмотря на покрывавшую его пыль. Он был надет на манекен, прислонённый к стене, и выглядел настолько же неуместно, насколько и всё остальное. Остальное было папками, аккуратно расставленными по полкам. Собственно, места в каморке было не так много, и всё оно было аккуратно структурировано, папки надписаны: "Отчёты", "Экспедиционные задания", "Совершенно секретно".
- А, - сказала Ярра, - это, наверное, тех еще времён, когда капитан не спятил.
- Кто сказал, что я спятил? - раздался за спинами наблюдающих голос капитана. Оказалось, он как раз вернулся с игры и теперь заглядывал под лестницу через головы всех остальных, - эээээ а я и забыл. То-то я думал, где мои ботинки.
Вся команда оглянулась на него и осмотрела с ног до головы. Капитан был всё тот же: сандалии, гранёные колени, мятый килт, жилет, который он носил только потому, что в камзоле на Тортуге было слишком жарко, дреды, повязка на глазу, высокая шляпа, которую сейчас он как раз повесил на обеденный колокол. Ботинки сюда не вписывались. Однако он растолкал команду, пробился в каморку, выкатил из-под нижней полки сундучок, достал оттуда длинные белые носки и светло-бежевые ботинки классического вида. К мундиру ботинки подходили, к его нынешнему облику - ни в малейшей степени.
- Капитан, - спросила Рони как юнга, не скованный еще условностями, - а ничего же, если мы тут немножко почитаем? Вот, например, секретная папка. А эта зелёная - это не альбом с картинками?
- Ээээ кажется, он, - согласился капитан, - это должен быть выпускной из академии. Впрочем, я уже плохо помню. А, кстати, где вы это нашли? - оказалось, он принёс в кают-компанию загадочную розовую верёвку, которую Айша так и забыла на брашпиле, - вот её я помню.
- Под баком, - сообщила Ярра, - а еще разобрали грузовое и камбуз вот разбираем. Кстати, капитан, а ты про руку в грузовом что-нибудь знаешь?
- Рука?! Где рука? - капитан бросил подозрительную верёвку на барную стойку и метнулся к носовому трапу.
- Что я говорила про жертвоприношение руки духу? - засмеялась Ката, - сейчас всё будет.
- Да нет, не будет, - успокоил ее Механик, - это отливка из серцита, ничего особенного, мне не понравилось. Из камня резать гораздо интереснее. Спросили бы раньше. И вот про эту каморку тоже. Понятно же, что, когда он с духами стал якшаться, он каморку закрыл и ключи потерял. А я-то её видел ещё до того, как мы холодильник купили. Тоже мне нашли сокровище.
- Сокрыто - значит, сокровище, - наставительно ответила ему Рони, - а остальные ключи от чего?
- Всё вам скажи, - засмеялся Механик, - вам скажешь - так вы всё тут позакрываете. А, между прочим, пока вы холодильник на место не вернёте, мы не поужинаем. А я бы не против.
- Тогда я возьму секретную папку? - вскинулась Рони, - и еще альбом с фотографиями.
- Я точно не знаю, но, скорей всего, в секретной папке какая-нибудь скучища, - предупредил ее Механик.
- Ну и ладно, - Рони пожала плечами, но папку и альбом таки ухватила.
Каморку закрыли, холодильник совместными усилиями вернули на место, а ужин готовить вызвался Аашваста, раз уж он выбирал в Шаварнуте овощи и мясо. Капитан вернулся из грузового разочарованный, но в свеженайденных ботинках. Ярра, не выдержав, еще раз переместилась в свой садик посмотреть, как растут саженцы, но они с прошлого раза совершенно не изменились, так что Ярра только высеяла на пробу несколько найденных семян. Хайди, вооружившись альбомом с лучшими узлами вселенной, уселась в кают-компании учиться вязать матросский коврик из розовой верёвки, Рони расположилась под световым люком с фотоальбомом, где на групповых фотографиях капитана можно было отличить только по бесконечному росту, а на индивидуальных он был еще с двумя глазами и короткой стрижкой. И только Ката до самого ужина бродила по гондоле дирижабля в поисках замочных скважин, потому что ключей было девять, а пригодился пока только один.