можно расти и так (про Сантехника, уже неважно, которая глава)

May 30, 2018 22:30

Мы играем в блиц, и у меня тут выросло. Тут бы времени побольше, вижу всё это, как мульт, не хватает времени на подробные описания, но и так что-то выросло. И, между прочим, не совсем то, что я сажала.

Обрушившееся на город внезапное майское лето, вопреки ожиданиям, не вернуло Ленке утраченное за время долгой весны душевное равновесие, но, наоборот, привело её в окончательно нервное состояние. Очень быстро менялся город вокруг, везде что-то строилось, не успеешь оглянуться, как всё пропало. Где стол был яств, там гроб стоит; где был дикий бережок, теперь скоростная магистраль. Но вдруг оказалось, что новые мосты и дороги открывают новые пространства! Яхтенный мост, как оказалось, выводит прямо к дикому бережку под названием Пьяная Гавань; архитекторы увековечили этот топоним громадным домом в виде группы пивных бутылок, но бережок не затронули. А мост Бетанкура, безумный и извивающийся, открыл недоступный дотоле берег острова Декабристов, практически лес на краю Васильевского. Ленку эти открытия примирили с переменами, она всей душой отдалась катанию на велосипеде и лазанию по кустам.

А кусты-то оказались популярными. Вот так сидишь дома, читаешь соцсети, и кажется, что вокруг одни нежные домашние зверюшки. То им рынок в Апрашке не нравится, то открытые дворы, то уличные музыканты, уберите всё, закройте клетку, принесите корм для человечков и поилку. А выйдешь на берег - а там всё в порядке, сами всё приносят, разжигают огни, жарят мясо. Нормальные дикие люди.

Соотношение дикости и домашности в людях давно беспокоило Ленку. И она даже знала, кого об этом спросить. Но настроение было не совсем подходящее для вызова Сантехника. Как раз сейчас, в разгаре лета, покидать город не очень хотелось.

Сантехник появился сам, безукоризненно выбрав момент, когда Ленка обнаружила, что на поляне со смородиной трое пролетарского вида парней жгут мангал, а на бережку в бухте резвятся, хоть и ментально близкие, судя по одежде и бубну, но совершенно незнакомые ребята, и податься как-то некуда. И тут как раз в кустах щёлкнула дверь Лифта. Очень удачно.

Выражение лица у Сантехника было озабоченное.

- Мне нужна твоя помощь.

- Ключик подержать? - высказала догадку Ленка.

- Гораздо, гораздо хуже. С одной ведьмой договориться.

- А тебя она не слушает?

- Не слушает. А тебя может и послушать.

- Почему, собственно?

- Ну, в основном, потому, что ты же полюбила всё-таки мосты. Давай, закатывай свой транспорт и держись за что-нибудь.

Несколько минут назад Ленка думала, что ей никуда сейчас не надо, и так хорошо: лето, город, берег. И вдруг оказалось, что вот сюда было надо просто позарез. Лето, берег и физически невозможная картина: нависающая над морем огромная гора, похожая на волну Хокусая, на вершине которой росло... висело... каким-то образом располагалось огромное дерево. Берег выглядел непролазным, Ленка сначала не поняла, из каких соображений Сантехник остановил Лифт здесь, на берегу, откуда некуда было двигаться, всё было завалено переплетением ветвей и лиан. Приглядевшись, Ленка поняла, что всё это, до того, как стать грудами мусора, было какими-то сооружениями. Обломки ветвей явно были переплетены и сращены между, и делали это мастера.

- У тебя блокнотик-то с собой есть? - участливо спросил Сантехник. Ленка посмотрела на него с благодарностью. Так это он для неё остановился здесь! Счастье. Обычно спутники ленкиных путешествий раздражались, когда ей хотелось сделать набросок. Блокнотик, конечно, был. Там уже было набросано разноцветным чешским карандашом несколько пейзажей, в основном, петербургские берега. Присев на порог Лифта, Ленка принялась набрасывать это всё: дерево, свалку на берегу, виднеющийся неподалёку высокий остров.

- В общем, дело такое, - Сантехник присел рядом, - море подмывает берег, весь город, как видишь, уже осыпался, жители вырастили другой подальше от моря, увидишь, когда поднимемся. Этот кусок держится только потому, что девочка не даёт ему упасть. Не хочет перемен.

- Это как же не даёт? - рассеянно спросила Ленка. Картинка получалась удивительная: с первого взгляда нормальный сюр, а потом понимаешь, что нарисовано с натуры, а не может ведь такого быть. Просто отлично.

- Магия. Или недоступная нашему пониманию технология. Как-то эти ребята договариваются с растениями, а у девочки прямо талант. И это плохо, потому что выращивать корабли они еще не научились, а добраться до острова им было бы крайне полезно.

Ленка внимательно посмотрела на остров. Он зарос незнакомыми растениями и выглядел очень привлекательно. Про пользу с первого взгляда было не очень понятно, но что добраться туда было бы очень прикольно - несомненный факт.

- Закончила? Давай покажу.

В будущем этого мира невероятно нависающего берега уже не было. Зато был потрясающий деревянный мост, похожий на растущие индийские мосты, но не спрятанный в джунглях, а подставленный щедрым лучам и пышно зеленеющий. И еще здесь было не очень приятное ощущение какой-то нереальности. Там-тогда, во время первой остановки, Ленка сразу приняла мир, как еще одно хорошее место, ну, небо чуть другого оттенка, ну, воздух полон моря и листвы, кого этим удивишь. Здесь и сейчас Ленка вспомнила модное слово "дереализация". Что-то было не так.

- Вообще-то, это почти должностное преступление, - сознался Сантехник, - вероятность существования этой временной линии - пятьдесят на пятьдесят. И я его еще раз совершу, потому что это надо показать нашей ведьмочке.

Ленка присмотрелась к мосту. Где-то первую четверть его образовывало упавшее дерево. Корни его вонзались в берег, как ванты моста, опорой ему служили остатки прежних домов. Дальше сплетались и тянулись ветви. Некоторые из них спускались и врастали прямо в морское дно. Удивительное сооружение. И остров выглядел уже по другому. Видимо, местные люди до него уже добрались и извлекли пользу, в чем бы она ни заключалась. Мост был прекрасный, остров был удивительный, но Ленке очень хотелось назад во времени.

***

- Что, прямо так и строите? - спросила ведьма, - как дети из камешков? Ужас какой.

В общем-то, было понятно, почему Сантехник охарактеризовал её ведьмой. Она ведь могла быть и садовником-технологом. И просто девушкой, выращивающей свой сад на берегу. Но выглядела, как форменная ведьма. У нее были черные дреды до попы. У нее были черные внимательные глаза и тонкие длинные пальцы. Ну, ведьма. А как еще.

Девушки сидели в корнях дерева, и разговор, кажется, налаживался. Звали её Эса, дерево звалось сойя. Я не дам ей упасть, говорила Эса, я уже со всеми поссорилась, мама волнуется, отец ругается, они уже отличный дом вырастили там, на холме, но это же моя сойя. А если дашь, из неё вырастет мост, говорила Ленка, она не умрёт, смотри, какой там остров, Сантехник говорит, там есть что-то полезное. Он мастер, кивала Эса, он питает корни деревьев, но как же я дам сойе упасть, упадёт она - и ничего не будет как раньше. Будет по-другому, обещала Ленка, ну давай, мы покажем. Мне тоже сначала не нравились мосты, а потом я полюбила места, в которые они ведут. Конечно, не нравились, бурчала Эса, вы же их строите, как дети малые, как можно вообще ступать на то, что построено - но уже было понятно, что ей интересно, что она согласится.

Ленка трепетала, ожидая момента, когда ведьмочка ступит на порог Лифта. Лифт-то несомненно построен. Но ничего: Эса осторожно сделала первый шаг, принюхалась, наморщив широкий львиный носик, потом округлила глаза:

- Ой, он построен, но он живой! Как это может быть?

- Да так уж вышло, - пожал плечами Сантехник, - ты с ним не ссорься.

- А сойя не упадёт, пока я тут? - обеспокоилась ведьмочка и рванулась было назад.

- Да мы вообще не потратим времени, - успокоил ее Сантехник, разворачивая лицом к табуретке. Садись и держись за что-нибудь.

Ленка обычно никак не ощущала старта Лифта. Традиционную фразу Сантехника она воспринимала, как чистый ритуал. Пристегнуть ремни, выключить мобильники, держаться за что-нибудь, полагается что-нибудь такое говорить, а на самом деле ничего не происходит, мобильники не мешают, ремни не пригождаются. А вот Эса что-то ощутила, и это привело к большим неприятностям.

Стоило Сантехнику взяться за управление, как ведьмочка запаниковала, вскочила с табурета, выхватила из кармана платья горсть каких-то семян и бросила под ноги. Семена немедленно начали прорастать, и выглядело это, как в мультике "Джек в стране чудес": четыре стебля скручивались в один, корни вонзались в пол. В мгновение ока стебель дорос до потолка рубки, а где уж там были корни, кто знает; тут только Ленка опомнилась, подскочила к девушке сзади и завернула ей руки назад.

- Тихо, тихо, - она перехватила руки и прижала всю Эсу к себе, чувствуя незнакомый травянистый запах ее волос, - ничего страшного, мы просто стартовали, сейчас остановимся - и снова будет земля.

- Ну вы даёте, - Сантехник обернулся и, уперев руки в боки, смотрел на пронизавшую рубку насквозь зелёную колонну, - у меня все настройки сбились. Даже не знаю, где мы теперь.

- Ой, простите, - повесила голову Эса, - я испугалась. Я от почвы оторвалась, будто упала в небо. Никогда такого не чувствовала. Я не буду так больше делать.

- Больше и не надо, - проворчал Сантехник, - уже приплыли.

Подошел к двери, открыл её. Со своих табуреток девушки видели только его напряженную широкую спину и черноту космоса.

- А ведь я не знаю, что это, - наконец сказал Сантехник. Ленка и Эса с двух сторон заглянули под его локти, да так и сели на пол, глядя в дверь.

Там, прямо в звездной пустоте, без намёка на любую твердь, вились, переплетались, росли и простирались вдаль удивительные растительные штуковины. Как огромное перекати-поле, в сердцевину которого и врос своими новообретенными корнями Лифт. Один из стволов (ветвей, корней, лиан, да кто разберет, что это) удалялся от лифта в глубину растительной паутины, как приглашающая двигаться по себе дорога. Где-то там вдалеке передвигались и копошились небольшие существа, не слишком антропоморфные, но явно разумные. Кто-то из них шел по ветвям, неся поклажу, кто-то что-то подвязывал. Это было похоже на ленкин космический лес из цветного бифлекса, только возведенный из художественного перфоманса в истинную реальность. Да это же и был космический лес!

- Вот до такой степени, детка, можно от почвы оторваться, - сказал Сантехник и посмотрел на Эсу. Эса плакала. Сантехник погладил ее по голове и удалился куда-то в бесконечность Лифта.

- Мы туда не пойдем, - вздохнула Ленка, - если уж Сантехник не знает, что это и чем там дышат, лучше не рисковать. Но уж смотреть-то будем во все глаза, правда?

- Правда, - всхлипнула ведьмочка, - я не знала, что можно такое вырастить. Не знала, что можно растить без почвы. Да вообще ничего не знала. Вот так боишься, что дерево, растущее вверх, превратится в валяющееся дерево, а потом видишь дерево, которое вообще в небе висит и растёт же! Чего уж теперь бояться.

Ленка смотрела и смотрела. Ветви вились, ветви переплетались, ветви превращались в лестницы и дороги, в домики и мосты. В ветвях горели огоньки, тоже, кажется, выращенные, а вместо листьев вокруг ветвей клубился зеленый не то пух, не то мох. И корни пронзившего Лифт дерева, которые он, похоже, уже посчитал своими, уверенно вросли в толстый стебель-дорогу, обхватив его и присосавшись к нему. Кажется, мы тут надолго, подумала Ленка. Ну, хотя бы свет тут есть. Действительно, звезда у этого непонятного образования была, судя по всему, нормальная, свет был приятный, тёплый, и светил откуда-то из-за спины. Ленка видела перед собой прямоугольную тень лифта.

- Кажется, мы тут навсегда, - сказал Сантехник, появляясь из-за спины, - Лифт считает, что он здешний дом и всегда тут рос, чем бы это тут ни было. Скажите спасибо, что он всё еще переводит и даёт вам дышать.

- Спасибо, Лифт, - хором отозвались девушки, - навсегда - это ну, такое, - продолжила Ленка, - слишком долгое. У меня дома котик некормленый.

Сантехник уселся между Ленкой и Эсой и свесил ноги наружу. Вид у него был уже безмятежный, словно перспектива поселиться навсегда в космическом перекати-поле не пугала его вовсе.

- Это из-за меня, да? - тихо спросила его Эса, - мне надо это исправить?

- Да было бы неплохо, - кивнул Сантехник, по-прежнему глядя в перспективу переплетения ветвей. Эса подтянула колени к подбородку и вся свернулась в плотный комок, занавесившись волосами.

- Я не знаю, как выкорчёвывать, - наконец донесся приглушенный голос из копны дредов, - мы так не делаем. Но я могу внушить стеблю, что он старый, очень старый. Прямо совсем. Попробовать?

- Лишь бы Лифт не решил, что он состарился, - озабоченно покачал головой Сантехник, - а так-то ничего идея, пробуй.

Эса развернулась, обхватила руками ствол в центре рубки и принялась чесать его ногтями, что-то шепотом приговаривая, а потом принялась напевать. Звук был не слишком приятный и как бы двойной, этакая незнакомая разновидность горлового пения, Ленка прикрыла уши руками. Ствол бурел, кривился, покрывался трещинами, расслаивался, Лифт начал покачиваться.

- Так-так-так, - Сантехник бодро вскочил и переместился к пульту управления, - на всякий случай держитесь обе за что-нибудь.

Ленка вцепилась в проходящую сбоку от двери трубу, но дверь не закрыла. Невозможно было заставить себя перестать смотреть на всё вот это. А ведьмочка и так держалась за распадающиеся на глазах куски ствола.

- Всё, оторвались, - удовлетворённо объявил Сантехник, - ну-ка дверь закрой. И держись по-настоящему.

Вот тут Лифт и правда тряхнуло, и это было похоже на то, как встряхивает головой человек, на несколько минут задумавшийся и очнувшийся от размышлений.

Эса прижимала к груди перекорёженную деревяшку. Всё, что осталось от бывшего дерева.

- Мне кажется, в ней осталась какая-то память об этой штуке, - сказала она, - корни-то некоторое время из неё сосали и передавали стволу. Можно ведь мне её взять? Может быть, я её приращу.

Сантехник посмотрел на неё внимательно и озабоченно, как будто ему в голову пришла мысль, ранее от него ускользавшая.

- Да. Да, конечно. Бери. Так, всё, возвращаемся в исходную точку.

***
Момент был тот же, берег был тот же, а вот Эса была уже другая. Ленка знала, что так и будет. Что она приласкает свою сойю на прощание, потом поднимется повыше по склону горы, протянет руки и позволит дереву упасть. А потом полезет вниз по цепляющимся за осыпавшийся склон корням. И помашет оттуда: идите, мол, я тут буду занята.

- Я дурак, - сказал Сантехник, - ты знала?

- Мне с тобой интересно, даже когда ты дурак, - честно ответила Ленка, - а почему именно ты дурак?

- Я не сообразил, что она-то мост и построит. Конечно, его нельзя ей было показывать. Собственно, подавать ей идею моста тоже не то чтобы разрешенный спойлер, но вот показывать точно было нельзя.

- Ну, видишь, - сказала Ленка, - судьба не дура, всё неплохо вышло.

- Но не совсем честно. Ладно, неважно. Поехали отсюда.

- А, ты хотел, чтобы она научилась принимать перемены, а она вместо этого научилась их делать? - догадалась Ленка, - черт, а ведь так гораздо круче! Поехали. Я тоже что-нибудь в городе переменю.

Сантехник усмехнулся и привычно скомандовал держаться, но Ленка не держалась. А сразу улетела мыслью в космический лес из бифлекса, который можно будет вырастить да вот хотя бы на берегу острова Декабристов.

тексты, фанфикшен

Previous post Next post
Up