В мае перед Пасхой решили съездить на один день до Голланднии, выбрали небольшой городок на берегу реки Ваал. Сам город оказался с интересной историей, часовня Св. Николая поразила нас внутри настолько, что пришлось уговорить Диму найти и перевести о ней текст.
Неймеген официально является самым древним городом Голландии. Он был основан римлянами в 5 году н.э., а в 104 году императором Траяном Неймегену был присвоен статус города. В истории Нидерландов город отметился также тем, что в 1687 году здесь было заключено перемирие между Священной Римской империей, Испанией, Францией и Голландией. Кроме этого, Неймеген известен как место рождения знаменитых рок-музыкантов - братьев ван Хален и матушки Карла Маркса - Генриетты Прессбург.
Располагается Неймеген на южном берегу реки Ваал (небольшой протоки, соединяющей Маас и Рейн), на невысоких сопках, с которых в древности легко просматривались долины рек, чем собственно и объяснялся выбор римлян при основании города. Современный Неймеген - крупный индустриальный центр. Особенно развиты производство кирпича, химическая промышленность, производство табачных изделий и электрооборудования. Кроме того, Неймеген - речной порт. На берегу Ваала находится любопытная постройка - диспетчерская речного флота, выполненная в форме кита.В Неймегене - красивейшая центральная площадь с полным архитектурным набором различных средневековых зданий. Здесь находятся церковь Сент-Стевенскерк (St.Stevens Kerk, XIV-XVI века), или просто Гротекерк (Grote Kerk), Весовая палата (Waag, XVII век), городская ратуша (XVI век), пассаж Керкбог (Kerkboog, XVI-XVII века) и обычные дома XVII века.десь же находится скульптура вымышленной героине Марикен ван Неймеген - своего рода символ города. Рядом с городской площадью есть маленький квартал, состоящий из узких переулков, характерных для средневековых городов. На берегу Ваала на террасированном склоне раскинулся парк Валкхоф (Valkhof), именуемый также Кроненбургер. В здесь был разбит военный лагерь римлян, затем был построен замок-крепость Карла Великого, разрушенный со временем. Правда, в весьма добротном виде сохранилась старейшая каменная постройка Голландии - часовня Св.Никласа (Sint-Niklaaskapel, XI век).
Чуть вдалеке расположены остатки часовни Св.Мартина (Sint-Martinkapel, XII век), называемые «руинами Барбароссы» и обнесенные аккуратной оградой. В глубине парка Валкхоф возвышается наблюдательная башня Бельведер (Belvedere, XV век), сейчас в ней обустроен отличный современный ресторан с живописным видом на Неймеген и Ваал. Сразу под башней находится главная достопримечательность города - музей Валкхоф (Museum Het Valkhof), ориентированный на римскую старину. По одной из границ парка проходит фрагмент полуразрушенной крепостной стены с каменной башней.Далее вниз от башни Бельведер простирается мост через Ваал, построенный в 1936 году. Со времен II Мировой войны на набережной Ваала сохранились немецкие пушки, участвовавшие в обороне этого моста. Еще чуть ниже по набережной в летнее время на огромной поляне выкладывают из цветов герб Неймегена и его латинское написание.
В Неймегене находится Национальный музей велосипедов «Велорама» (Nationaal Fietsmuseum Velorama). Это единственный подобный музей в Нидерландах, не взирая на огромную популярность велосипедов в стране. Основана «Велорама» была совсем недавно - в 1981 году. Экспонаты являются частной коллекцией и выставлены на трех этажах музея. В экспозициях представлено все разнообразие велосипедного транспорта - от самых старинных неповоротливых моделей до современных гоночных байков. К настоящему времени коллекция музея насчитывает свыше 500 экземпляров.
Николаевская часовня в Неймегене - это единственная сохранившаяся из двух часовен крепости Валкхоф. Это одно из старейших зданий Нидерландов и старейшая из сохранившихся частей королевской резиденции Неймегена.
Николаевская капелла резиденции Карла Великого была построена по центрально-симметричному плану из вулканического туфа, скреплённого строительным раствором. Вокруг восьмиугольного центрального помещения был расположен шестиугольный ход с отдельным потолком; в западной части этот ход переходил в портик. Двухуровневый ход имел диаметр около 12 метров. Его наружные стены имели полукруглые окна, переходящие в декоративные окна. Высота хода была существенно ниже высоты центрального пространства, в которое открывались арки на первом уровне. Эти арки опираются на выдающиеся вперёд импосты простого профиля. Потолок первого уровня хода состоит из плоских крестовых сводов, несущих пол верхнего этажа. Доступ к этому верхнему уровню осуществлялся исключительно через соседнее здание; лестниц в капелле не было. Второй уровень открывался в центральное помещение двойными арками с центральными колоннами; их основания и кубические капители частично сохранились до нашего времени. Неизвестно, как в точности был устроен потолок центрального пространства и как выглядела крыша первоначальной постройки. Имеются данные в пользу версии, что пространство под шатром отграничивалось от центрального помещения плоским потолком.
После первого разрушения, при котором были повреждены верхняя часть центрального помещения и верхний этаж, строение было восстановлено в приблизительно тех же формах и с применением таких же строительных материалов (однако при этом использовался другой вид строительного раствора, так что можно легко отличить первоначальную кладку от поздней достройки). Из-за дальнейших разрушений до настоящего времени сохранилось примерно две трети материала изначальной постройки. Однако он распределен неравномерно так, внешняя стена сохранилась в изначальном виде только на треть, а центральное строение сейчас выше, чем оригинальное, и имеет новую крышу, сохранившуюся и по сей день.
По результатам дендрохронологическоих исследований стропилы датируются 1393 - 1394 гг. В десяти пролётах хода, которые были обновлены, появились крещатые своды. Их распалубки строились из профилированных обожжённых кирпичей, равно как и вся кладка. Окна наружных стен были оформлены готическим масверком; всё строение в целом было модернизировано в соответствии с представлениями того времени.
В то время, как архитектурные особенности не вызывают серьёзных разногласий в научной среде, точная история строительства капеллы неясна до сих пор и может служить хорошей иллюстрацией того, как сильно порой различаются взгляды исследователей по одному и тому же вопросу.
Очевидным является сходство Николаевской часовни с Капеллой королевской резиденции в Аахене, так что вплоть до XIX века её строительство датировалось так же эпохой Каролингов. Однако в XIX веке был поставлен вопрос о датировке строительства XI веком. После многолетних дискуссий Ханс ван Агту удалось в 1957 г на основании современных научных аналитических методов датировать первоначальное строение 1030 г, и эта дата была принята большинством исследователей.
Тем не менее, альтернативные точки зрения существуют до сих пор, и в зависимости от них по-разному трактуют и повод для постройки капеллы. Так, Барбара Перлих и Габри ван Туссенбрёк предполагают, основываясь на общепринятой дате 1030 г, что капелла была построена при короле Конраде II по поводу бракосочетания его сына Генриха III с его первой супругой Гунхильд в 1036 г. Торстен Фремер, однако, предполагает при той же датировке, что на строительство оказала влияние абтисса Теофану, внучка королевы, умершей в 991 г в Неймегене. Кроме того, не исключена возможность появления капеллы ещё около 980 по повелению королевы Теофану в благодарность за рождение её сына Отто III в расположенном неподалёку большом лесу Кетельвальд, в честь её любимого святого - Николая Чудотворца. Элизабет ден Хартог придерживается, однако, другого мнения, а именно - что капеллу построил, наоборот, Отто III в 996 году в память об умершей матери.
Совершенно другую версию событий излагает Аарт Дж. Дж. Меккинг, основываясь на точно установленной дате первого разрушения Валкхофа в 1047 г. Он предполагает, что капелла была построена после этого нападения. Однако его мнению противоречат как датировка восстановленных частей капеллы, так и степень первого разрушения, которые были первоначально исследованы ещё около 1155 г и повторно изучены во второй половине XIV века.
не резкая фотография сводов и паникадила
Вид со стороны часовни и крепостного вала