Выкладываю здесь полный текст небольшой статьи, которую я писала для детского журнала о игровом пространстве в детской.
Мамино кресло с пледом, вязанием в корзинке и книгой; папин рабочий стол, где много журналов, важных бумаг и тяжелых ручек или же высокая кровать, куда забираются с книгами под одеяло старшие дети… У каждого в семье есть свой личный уголок уюта - так называемое «заветное место».
Когда в семье появляется малыш, у него есть люлька, кроватка или пестрое одеяло, на котором он изучает мир вокруг. Но проходит не так много времени - и ребенок растет, ему нужно больше пространства для изучения и игр, а вместе с ним растет и количество игрушек.
Тут уже не ограничиться погремушкой, мягким мячиком, гремелкой, которые легко убираются в холщёвый мешок или корзинку.
Как правило, ребенку отдают картонную коробку или контейнер под игрушки. И маленький человек ныряет с головой в игрушечный мир большой коробки: попробуй там - найди нужное!
Детки в таком возрасте переключаются с игры на игру быстро, искать что-то в глубоком контейнере им сложно.
Для удобства игры и наглядности хорошо использовать открытые полки на уровне роста ребенка.
Если в квартире очень мало места, отдайте ребенку открытую полку в книжном шкафу, малышу надо совсем не много.
Кроме того, маленький игровой уголок можно организовать и в однокомнатной квартире.
Для начала попробуйте разделить комнату на зоны: зона для сна, для работы, зона для отдыха и зона для игры. Ей может быть даже небольшой уголок за дверью или шкафом.
Даже если у вас дома теплый пол, ламинат или паркетная доска - обозначьте ребенку зону игры простым ковриком.
Если есть возможность - можно приобрести несколько ковриков и менять их в зависимости от времени года - летом зелёный, осенью теплый желтый или оранжевый, зимой белый или голубой; весной салатовый или нежно-зелёный.
Отделить такую игровую зону можно полкой типа «Труфаст»; они бывают различными по высоте и легко составляются одна к другой.
Чем удобна такая система хранения? Дети от трёх лет могут сами взять или убрать игрушки или же отнести нужный им контейнер с машинками, строительным материалом и т.п. к месту игры. Для удобства на контейнеры легко приклеить рисунки, нарисованные вместе с мамой или же самим ребенком.
В однокомнатной квартире полка-лесенка у нас стояла за дверью, можно было в любой момент достать или убрать игрушки.
В крохотной комнате, которую мы отдали под детскую в следующей квартире, места для игрового уголка совсем не было. Мы поставили простую полку за дверь, над ней повесили полки для настольных игр, которые достаёт взрослый по просьбе ребенка, коврик для игр постелили отдельно около кровати, организовав тем самым зону для игры.
После очередного переезда мы отдали детям самую большую комнату в доме. Ее нужно было разделить по зонам: спальное место, уголок для чтения и отдыха и место для игры. Зона для игры образовалась сама, как бы невзначай, мне она понравилось своей закрытостью: разделителем служит полка и шкаф, а сама зона игр обозначена ковром.
Ещё хорошо использовать небольшие плетеные корзины, в которые можно разложить все игрушки по тематике: транспорт - несколько машин, поезд с прицепами, маленькие машинки; конструктор - туда подойдут брусочки, веточки, хорошие яркие кубики; музыкальные игрушки - трещетка, бубен, марокасы, металлофон, дудочка; куколка с одеждой и постельными принадлежностями; лабиринт на проволоке и пазлы; отрезы легкого шёлка; маленькие деревянные или сшитые фигурки семейки животных.
Часть игрушек на какое-то время лучше убирать, меняя их по тематике или по времени года. Совсем не обязательно делать это в намеченный день, если ребенок увлекся конструктором или пазлом; подождите, дайте поиграть подольше, а потом постепенно смените героев.
Детям важна тактильность, и если совсем крохи все тащат в рот, то детки постарше трогают, катают, гладят. Положите в детскую корзиночку несколько шишек или каштанов, найденных на прогулке, небольшие веточки дерева, мох. Их можно перекладывать, катать, использовать вместо машин или строить замысловатые лабиринты на коврике, диване.
Я совсем не против пластика и «Лего» в доме, только его должно быть разумное количество. С младенчества старшего у нас остался музыкальный куб, телефон с большими кнопками и песенками, большая «скорая».
Большие детали «Лего» легко скрепляются малышом, их хорошо держать в руках, и это совсем не значит, что у ребенка ограничится фантазия: она будет и никуда не денется, просто не захламляйте дом сотым набором «Лего». Честно говоря, захламить можно и деревянными игрушками, если их уже сотня, но маме непременно нужна ещё одна.
Во время болезни ребенка, в холодное время года или когда за окном бесконечный дождь предложите ребенку что-то из больших или крупных игрушек использующихся каждый день. Это может быть подъемный кран, машина или же парковка; устройте большую стройку из блоков, кубиков, брусочков, только заранее договоритесь с ребенком сколько времени будут стоять постройка или оставьте часть из нее на некоторое время.
Для детей от 2,5 лет умеющих играть в простые настольные игры бродилки или «Фруктовый сад» расположившись на ковре.
Принести все одеяла, подушки и придумать домик-палатку с волшебной сказкой и подсветкой из фонарика.
Важно не забывать, что дети любят копировать взрослых. Детский стол, стул, «своё» рабочее место - как у мамы или у папы, своё маленькое кресло как у мамы и корзинка с любимыми книжками.
Детский стол, кстати, может быть настолько низким, что его легко спрятать за неимением места под большой взрослый, а стулья или табуреточки просто составить один на один.
Организуя игровое пространство в детской или общей комнате помните главное, важно сохранить ребенку его мир игры, где есть так же как и в ритме дня присутствует стабильность и уверенность, продолжить и игру дальше, дополнить ее, развить сюжет.
И еще одно важное правило чем проще игрушки и чем их меньше, тем лучше и убирать и играть ими.
А еще вспомните свое детство ведь так же как и ваши дети, вы любили устраивать под столом дом, из табуреток строить машины или лодки, из занавесок кукольный театр, мечтали прокатиться на лошадке качалке и поспать на ста перинах.
Немного фотографий детей игр и игрового пространства.