Абсолютно неожиданно для себя попала я давеча на экскурсию по Покровскому собору, что на Красной площади. Да не простую экскурсию - проводила её для нас директор музея Татьяна Сарачева. Кстати, сегодня собор является филиалом Исторического музея.
Экскурсия была посвящена росписям Покровского собора. Но для начала хотелось бы разобраться, почему официально называемый «Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на рву», он в народе стал Собором Василия Блаженного!?
В 1555-1561 годах русские архитекторы Барма и Постник по велению царя Ивана Грозного построили великолепный храм в честь покорения Казанского ханства. Он получил название Покрова, что на рву. Одна часть названия связана с тем, что этот храм был посвящен также празднику Покрова Богородицы, которая, по преданию, простерла покрывало над войском и таким образом укрыла его, спасла от поражения. А вторая часть названия - на рву - обязана тому месту, где возвели храм. Оно было и в самом деле необычным - на крутом обрыве над Москвой-рекой, а рядом ров, защищающий кремлевскую стену.
Первоначально собор состоял из девяти столпообразных церквей, соединенных двумя галереями в единый архитектурный ансамбль. Каждая из церквей была освящена во имя одного из святых, в день памяти которых произошли важные события похода - Александра Свирского, Григория Армянского, Киприана и Иустины. А в 1588 году после канонизации московского чудотворца Василия Блаженного над его захоронением была пристроена еще одна, десятая церковь. До появления на этом месте каменного собора здесь стояла деревянная Троицкая церковь, куда святой Василий часто приходил молиться.
В 1672 г. к собору была пристроена одиннадцатая церковь - именно столько церквей и сегодня. Задумка собора кажется необычной даже по нынешним временам. Он выглядит как свод из восьми церквей, который окружает самую высокую - девятую (центральную церковь Покрова Пресвятой Богородицы). Подобного храма до сих пор не существует в России. У каждой церкви есть свой вход и освещение, тем не менее собор является единым зданием.
Ну а теперь - вовнутрь!
Тот, кто хоть раз бывал внутри собора, видел на стенах аккуратную кирпичную кладку. Да и на внешних стенах она есть. Но если вы посещали собор без экскурсовода и сами не знаток его истории, то, наверное, не знаете, что это - самая древняя его роспись, 16 век. Да, это именно роспись под кирпич, а не натуральный камень. Таким вышел собор «из-под пера» своих архитекторов.
А уже в следующем, 17-м веке, он расцвел! В его внутреннем и внешнем убранстве появились утонченные цветочные орнаменты, потому что «под кирпич», решили современники эпохи просвещения, - слишком скучно.
В 18 веке собору перевалило за 150, и пора было проводить реставрации. Но такого понятия тогда еще не было, и цветочные орнаменты были обновлены художниками не по старым линиям. Т.е. по сути «цветочки» были написаны заново. Росписи 18 века выглядят более толстыми и грубыми. Расписывать своды и купола ликами святых - примета того же века, ранее такой практики не было.
Все эти декоры сохранялись вплоть до 1937 года - к 20-летию революции собор решили основательно подновить. Реставраторы тогда решили использовать модные в то время краски на клеевой основе - в масляные краски для особой их стойкости добавлялся клей. Реставраторы были уверены, что простоят такие краски лет 50, не меньше.
Но уже менее чем через 20 лет произошло непредвиденное - краска на фасаде отшелушивалась и буквально клочьями отлетала от стен. Небольшой фрагмент внешней стены так и оставили «в назидание потомкам», правда, он совсем небольшой и закрыт куполами, так что издалека и с улицы вы его никогда не увидите.
Туристов обычно интересует вопрос: а подлинны ли росписи, если памятнику уже более четырех веков? Конечно, на соборе давно нет росписей, нанесенных красками 16 или 17 веков! Все эти узоры по мере стирания или разрушения неоднократно перекрашивала рука художника и реставратора. Из десятилетия в десятилетие, из века в век. И тем не менее подлинной сегодня считается роспись, которая «не переписана». Сохранена геометрия, те же лини и завитки - если рисунок удалось повторить, эту роспись считают подлинной и относят к тому или иному веку.
Интересно, что при реставрациях, особенно в 20 веке, каждый раз возникали горячие споры - какой же слой росписи оставлять и поновлять? Представьте всю сложность реставрационной комиссии: если исходить из постулата, что нужно оставлять самый древний слой, то и сегодня весь храм и внутри, и снаружи был бы расписан одной кирпичной кладкой. И мы бы с вами никогда не увидели ни нежных цветочных орнаментов 17-18 веков, ни ликов святых, которые также появились в убранстве собора многим позже его постройки. Поэтому решение реставраторов всегда было компромиссным.
Так же и с внешними стенами - на соборе то появлялись, то опять на время исчезали роспись «кокошников» и «чешуйки» 17 века, цветочная роспись то «забивала» собою роспись «под кирпич», то после очередной реставрации снова уступала ей место.
И тот собор, который мы сейчас с вами видим, по большому счету, компиляция росписей всех прежних веков: в каждом конкретном месте фасада или внутренней стены оставляли законченный рисунок росписи того века, которая лучшим образом сохранилась и её можно было реставрировать максимально точно.