Я совершенно не хочу ругать ЖЖ.
Я вообще хочу писать не про ЖЖ. "Неча, - сказал классик, - пенять на зеркало с кривой-то рожею". ЖЖ - это зеркало, "рожа" - мы все, и я, наверное, тоже. По логике вещей, я вообще не должна никого ругать, а оставаться д'Артаньяном в белом жабо. Я и не буду. Я просто скажу, что мне неуютно.
Когда начались определенные политические события, все было ясно. "Как больно, милая, как странно, распиливаться под пилой" (с) Мы делились на своих и чужих, отделяли одних от других и кричали о своей правде. По-доброму как-то не получалось. Русский язык пополнился огромным количеством эмоционально окрашенных слов и запредельных идиом, вроде "личинок колорада". Ругаться и выражать злость стало проще простого: выбери парочку, добавь мата и предлогов - аргумент для дискуссии готов.
Мы уже давно поделились, мы знаем, где свой, где чужой. Нехороших парней повычищали из лент, а они в ответ - нас. Тишь да гладь должна бы наступить по идее. И не только по идее - по контрасту.
Но злоба - это джинн, который сидел в бутылке. Если его выпустить, он не будет, правда, выполнять желаний. Он просто распояшется и примется править бал. Нет-нет, мы и прежде были злы, ТОП ЖЖ вызывал рвотные рефлексы, гадливое недоумение, обиду и да! - агрессию.
Но теперь окружающее нас информационное поле, которое мы же и творим, стало просто истекать злобой. Привыкли. Перешли на новы уровень. Так у змеи капает яд изо рта, и всегда очень странно, отчего она сама не травится им. А еще я где-то слышала, что если яд принимать постоянно в маленьких дозах, словно витаминку, привыкнешь, тебя не будет тошнить от него и жить ты станешь вообще вечно.
Я все реже пишу сюда. У меня есть немало прекрасных френдов и френдесс, иные отсеялись в политических бурях, иные тоже перестали здесь появляться - возможно, по тем же причинам, что и я.
Этот простой эксперимент проводил каждый лж-юзер. Зайди на главную, прочитай хотя бы одни заголовки - и жди. Повод пойти удариться апстену или хотя бы возмутиться духом, не заставит тебя ждать.
Главный пафос почти любого поста - обличение. Обличают не только вату, укропов и Путина. Еще более гневно обличают толстых, немолодых, мужчин-козлов, женщин -знамо кого, тех, кто готовит салатики с майонезом, носит не те туфли под не те юбки, имеет маленький член, всех, похваливших дурацкий фильм, ставших сдуру известными и при этом продолжающих совершать какие-то поступки, мало зарабатывающих, много зарабатывающих и просиживающих штаны в офисе, упырей-москвичей, имеющих целлюлит, близорукость, перекачавших или недокачавших зад, дебилов-провинциалов, - в общем, всех. Даже если автор ни на кого не нападает, точкой отсчета все равно будет - нелюбовь.
Не говорите мне, что не стоит судить о всей жизни и всех окружающих людях по ЖЖ. Топ делается вручную, вокруг много прекрасных людей, а здесь много несчастных и больных. Но в начале я говорили про зеркало. Социальные сети - это зеркало. В ФБ люди более ленивы, полемика в комментариях неудобна технически, вот и пуляются друг в друга ссылками на злобу дня. А там, внутри - та же злоба, уже оформленная профессионально. Тексты про доброе, за редким исключением, слюнявы и бездарны. Отвыкший от любви читатель, заполошно ставит лайки под сусальной чепухой, пытаясь сам себе напомнить, а заодно и другим доказать: я хороший, я сочувствую, не замечая, что только что пал жертвой приема, который одна моя преподавательнца называла так: "давить сапогами на слезные железы зрителя". Жестокий тоже прием. Но нынешнего зрителя-читателя иначе не проймешь. Нам подавай мимими, а потом жесть - вот тогда мы поймем.
От простых и здоровых условий жизни мы отвыкли.
А хорошие люди вокруг, конечно же, есть, и умные есть, и веселые. Руку протяни - вот их сколько вокруг тебя. Но правда в том, что это - люди, которыми мы сами себя окружили. Наши знакомые, друзья, родственники, приятели. Даже курить на улицу не побежишь с тем, кто тебе неприятен.
Один умный человек, пытаясь отучить меня от соцсетей сказал: "Если бы люди, с которыми вы там общаетесь, вдруг оказались рядом с вами, вы бы ужаснулись. В обычной жизни вы шарахаетесь от таких, у вас нет ничего общего". И это так. Соцсети не только способствуют общения с теми, с кем развела жизнь, они заставляют нас окружать себя личностями, с которыми и в одном поле было бы несподручно, в общем, понимаете. Да и поддержка связей - дело опасное.
В моей ФБ-шной ленте, например, полно бывших однокурсников и сослуживцев. Читая некоторых из них, я прихожу в ужас. А отфренживать вроде как неловко. Я не слишком опытный психолог, чтобы пытаться прогнозировать, к чему может привести такое вот искусственное продолжение отношений с теми, с кем и друзьями никогда не были. Пока результат не так уж плох, хотя и неприятен: я больше знаю о людях. Общаясь лишь с теми, кто был рядом, я не подозревала, сколько в нас злобы. И даже сидящий за соседним столом сослуживец не позволял себе то, что позволяет себе в соцсетях. В реальной жизни - вздохи и междометия, в виртуальной - развернутое кредо с называнием имен.
Злоба - это не плохо и не хорошо, это - условие существования. Существуют какие-то бактери, которые чуть ли не в жерле вулкана, там, где гибнет все живое. А в нормальных условиях им карачун. Они и не знают, что существуют нормальные условия, впрочем, они бактерии, им нечем думать. Они лишь питаются и размножаются.
В прошлом году я ставила дурацкий эксперимент. Завела себе второй аккаунт, прилепила туда смешной юпик - и решила вести стопроцентно позитивный блог. Любопытно было взглянуть, насколько интересной для окружающих может стать такая затея. В общем, дневничок тот продвигался неплохо, даже очень. Только очень уж много сил отнимал. Добро - это очень трудно. Даже на самом незатейливом уровне.