Сегодня по надобности проехалась по Филевской линии метро, родной и любимой, а ныне задвинутой новомодной Арбатско-Покровской куда-то на задворки.
Более безумного метро, чем в нашем, западном конце Москвы, нет, наверное, нигде. Тянулась когда-то самая коротенькая голубая веточка - не через весь город, а всего лишь от центра, от "Киевской". И не в тоннеле, а по улице. Станции маленькие, как дачные вокзальчики: будки-стекляшки, два турникета, две двери. Сегодня у дверей случилась небольшая пробка. В одну - бабулька, в другую - дед, обоим сто лет в обед. Бабулька, та чуть быстрее идет, народ за ней пристроился. Так нет, в самых дверях она замерла и давай ругаться на бедного дедка: "Что ж ты, старый пень, тут все застопорил!". Дед не ответил смиренно. Я было, подумала, что он ее несчастный муж, но нет: разошлись в разные стороны.
В субботу в этих дверях - пробки настоящие, столпотворенье и кошмар. Кто ж знал, когда строили, что здесь расположится всемирно знаменитая Горбушка?
Почему нашу линию строили так - по улице и крошечной - можно только догадываться. Заканчивалась она когда-то "Кунцевской", где располагалось т.н. "Царское село", оно же - "Ондатровый заповедник". ЦКовский квартал. Эти люди на метро не ездили, но, видимо, для порядка нужно его было все-таки сюда протянуть.
Сейчас на "заповедник" жалко смотреть: престижные дома выглядят облезлыми и какими-то забитыми рядом с новостройками, открывающими собой Рублевку. Да и ондатровые шапки нынче носят одни бомжи. Впрочем, от былой роскоши осталось что-то. Ковры в подъездах, цветы на лестницах, консьержки no pasaran. Не так давно зашла к бывшей однокласснице, перепутала дом. Они ж одинаковые, как ондатры в питомнике. Набрала код, вижу, не туда попала, пошла туда. Гонится кто-то. Уже на улице консьержка настигла: "В какую квартиру?!". - "Неважно, ошиблась я". - "Нет, куда вы шли!" - Насилу отвязалась, а то уже, видать, и "воронок" был наготове.
Здесь, на "Кунцевской" в 80-е годы паслась корова. Чужие были у нас редкостью, завидев животное, они кричали "смотрите!", тыкали пальцем в окном, а местные усмехались про себя, уткнувшись в толстые журналы: "Такие края!..."
Еще одна странность есть у линии. На конечной - станции "Александровский сад" (б. "Калиниская") тоннель уходит дальше, куда-то под Кремль. Поезда, конечно, не едут туда, а "разворачиваются" и идут ообратно. Почему-то раньше, на некогда конечной с другого конца станции "Крылатское" тоннель тоже куда-то устремлялся, и поезда проделывали тот же самый трюк. Я однажды напугала подругу. затаскивая ее в поезд, откуда только что вышли люди. Она кричала: "Не может быть! Так не бывает!". Боялась, что я хочу прокатииться вместе с ней в депо. Но оно - посреди ветки, на "Багратионовской"
От "Кунцовской с ее коровой по тропинке можно дойти до "Пионерской" с ужасным вонючим прудом, в котором я однажды купалась. Он был тезкой Патриаршьих прудов, то есть пруда, который тогда тоже стыдливо называли Пионерским.
"Филевский парк", "Фили" "Багратионовская" и даже совсем центровая "Студенческая" считались захолустьем. Здесь жили гопники с огромными воротниками батников и лешами, кассетниками "Легенда" наперевес. Их ждали заводы Хруничева и "Рубин". Трудовые резервы.
В пижонской (элитной тогда была только пшеница) нашей школе на "Кутузовской" училось несколько из них. Только теперь я понимаю, как им, бедным, было там тяжело и с каким облегчением после 8-го класса они разбрелись по своим путягам. Школа наша возвышалась (и возвышвается) на высоком берегу р.Москва, над самым метро. На "Кутузовской", обымающей своими стеклянными вестибюльчиками две стороны широченного олноименного проспкета, коровы не паслись. Здесь, у самых путей, внизу, располагалось удивительноезаведение - пункт приема молочной посуды. Сейчас даже память о нем покрыло третье транспортное кольцо.
А спуститься от школы к речке - и попадаешь в другой мир. Зеленый крутой берег с кучками кустов. В них можно было летом прятаться, курить и пить сухое вино. Самое забавное, что непонятно было, лежишь ты или стоишь - берег почти вертикальный. Сидеть не получалось: мешало всемирное тяготение.
На той стороне - Красная Пресня, тихая, деревенская. Оттуда орали соловьи, туда закатывалось солнце. По железнодорожному мосту бродил дядька с ружьем и изредка проезжали товарные поезда. Любопытно, что когда там начали строить монструозные небоскребы, то пытались внушить встревоженному населению, будто делают это, исключительно радея об экологии района. Сейчас, глядя на кошмарный "сити", в это трудно поверить, однако у меня имеется свидетельство. Был грех, писала заказные заметки в защиту этого самого бизнес-града. Пресня, прости...
Зато Филевская линия все та же. Тихая, немноголюдная, пронизанная солнцем. Не похожая на метро. Зимой здесь, случается, идет снежок, в мороз здесь жутко холодно, а бывалые пассажиры знают, на какую сторону надо садиться, чтобы не сдувало ветром.
Свой маленький мирок. Не-ондатровый заповедник. Нет - ностальгии и печали, ведь здесь все то же, что и много лет назад.
Только стала наша ветка еще более причудливой. Она, наверное, единственная в мире такая. С недавних пор параллельно ей идет другая - современная, с роскошными вестибюлями и даже лифтами, длинная, деловая. Полно народу, современные вагоны - и никаких коров, что им делать в скоростных тоннелях! Обе привезут на "Киевскую", потом на "Арбатскую" и "Смоленскую". На последних двух станциях - засада для приезжих: несмотря на одинаковые названия, пересесть с "Арбатской" синей на голубую не удастся. Шутка метростроевцев.
Мы предпочитаем теперь синюю, Арбтаско-Покровскую линию - быстро и удобно, глазом не моргнешь, как ты уже под самой Красной Площадью. Мало кто выберет неспешную Филевскую, которая теперь, как встарь, обрывается на "Кунцевской"...
А я, наверное, теперь буду. Хорошо тут, как в детстве. Я, кстати, тоже в школу ездила с "Филей")