Когда я согласилась приехать в Иран, одним из главных условий было устройство ребенка в британскую школу. Как же, пресловутое британское качество! Да просто даже английский язык, выученный не с российским репетитором, а с реальным носителем языка...
Язык-то мы выучили, но теперь я не чаю, когда мы наконец унесем отсюда ноги - в том числе и из британской школы.
Поначалу мы от школы тащились. У них был замечательный International Day, где все дети и родители представили свои страны - одежда, еда, всякие традиционные предметы быта, музыка. Было очень интересно. Да и первые учительницы - две австралийки - довольно бодро обучали малышей языку и прочим британским премудростям.
Потом наступили первые разочарования - особенно, когда я узнала, что после начальной школы у них не появляются предметы типа химия, физика, биология, география. А есть один предмет - наука (science), который включает в себя все вышеперечисленное. Более того, оказалось, что в British school of Tehran этот предмет в каждом классе преподает тот же учитель (он же вроде классного руководителя), который обучает деток математике, литературе и всему остальному, даже физкультуре. Эдакий всезнайка на уровне одного класса, потому что в каждом последующем классе учитель у детей другой. Но - один, если не считать помощника.
Физкультура меня особенно умилила. Дочь как-то вернулась домой и рассказала, что на физкультуре они кувыркались. Я поинтересовалась, кто им показывал, как это делать, - все-таки деткам 5-6-7 лет. Никто не показывал, пожала плечами дочь. Просто объяснили словами, и все. На пальцах то есть. Штука несложная, это ж не упражнение на брусьях (слава богу!).
В общем, я даже рада, когда физкультуру у них заменяют репетицией какого-нибудь performance или даже поеданием торта в честь ДР кого-то из детей. Пусть лучше торт едят, чем с риском для жизни выполняют упражнения, буквально высосанные из пальца страшно далекой от спорта учительницей. Почему школа не наймет нормального учителя физкультуры - совершенно непонятно.
Доходит до смешного: ребенок недавно с гордостью мне рассказал, что в их классе, кроме нее, плавать не умеет никто, даже учительницы. Помимо этого, я знаю, что и на лыжах никто из их класса не катается, даже учительницы. Хотя в Иране на горные лыжи встают практически все иностранцы, потому что зимой здесь больше делать нечего.
При этом абсолютно неспортивном образе жизни детям навязывается и совершенно нездоровый образ этой самой жизни. Во-первых, никто в классе (или даже во всей школе) никогда не переобувается. Хотя в Тегеране и снег бывает, и дождь, да и просто грязно и пыльно. Уже не говоря о том, что просто холодно. Нормально - когда ребенок приходит в школу в резиновых сапогах, и в них же сидит на уроках ВЕСЬ ДЕНЬ. Ни одной заразе учительнице не приходит в голову снять с него эти сапоги. Нормально - когда в ноль градусов дети носятся по улице (а перемены у них тут - исключительно на улице) в резиновых шлепанцах на босу ногу или в сандалетах. Никого из взрослых это не беспокоит.
Мы, воспитанные в нормальном российском детском саду, старались все-таки в холодное время продолжить традицию сменной обуви. Но потом дочь рассказала, что учителя не дают ей переобуться, говорят, что она задерживает всех, и пусть идет гулять прямо в легких туфельках. Та же история - с русским мальчиком из ясельной группы. Родители принесли мешочек с сандаликами, переобули сына, но когда помощница учительницы (тоже русская) перед переменой взялась натягивать на мальчика сапожки, старшая по званию ей строго выговорила: "Ты тратишь время на эту ерунду, вместо того, чтобы вести всех остальных на улицу". Теперь Гоша тоже гуляет в 2-5 градусов тепла в сандалиях.
(Кстати, здесь в ясельной группе - 15 детей и трое взрослых; как же справляются в наших яслях, где по 25 детей и всего две нянечки?)
Я решила вопрос иначе: отныне мой ребенок сидит 6 часов в классе в теплых зимних ботинках. И теперь у нее другая проблема.
Какой-то британский идиот "сухомлинский" когда-то решил, что дети начнут лучше соображать (или дружить, или визжать), если их вместо столов и стульев посадить на пол, то есть на какую-то грязную подстилку, которую почему-то в школе именуют гордым словом carpet.
И вот детей по поводу и без усаживают на эту подстилку, по которой перед этим они все ходят в грязной уличной обуви. Дети елозят по ней руками, потом руки тянут в нос и в рот.... Но я не об этом. Сидеть на этой подстилке полагается в СТРОГО ОПРЕДЕЛЕННОЙ позе. То есть со скрещенными ногами и руками. И неважно, что никто на йога не учился, и неинтересно, что кому-то неудобно, а кому-то просто больно. Сказано - cross your legs, и все тут. Дочка мучается: зимние ботинки большие, в них скрещивать ноги трудно, лучше их просто вытянуть, но - учительница ругается.
Нет, вот я понимаю, когда наши учительницы велят сидеть за партой прямо, не горбиться, не перекашиваться... Про это во всех пособиях по здоровому образу жизни пишут. Что касается сидения на полу в позе лотоса - читала только в специализированных изданиях. И не пойму, к какой такой нирванне стремятся приблизить наших детей в британской школе.
И конечно, учителям наплевать, в чем вышли гулять дети - в куртках или прямо в футболках. По четвергам, например, их всех водят на общешкольное собрание в спортзал, который находится в другом здании. Раздетых, независимо от погоды. Сами учителя при этом стараются все же накинуть хоть пальтишко, хоть жакетик... Неделю назад в Тегеране подморозило, даже днем температура была минусовая. Понятно, с Москвой не сравнить, но все же. Минус - это не плюс. Я пришла в школу пораньше, и своими глазами увидела, как училка, одетая в пальто, ведет нашу мелюзгу в рубашках, майках и легких кофтах по улице из спортзала обратно в класс.
Сегодня мы не пошли в школу. Сопли ручьем, кашель, голова у ребенка раскалывается. Впрочем, там у них сейчас вся школа кашляет, как курильщик со стажем. Кто выживет - может, и позу лотоса освоит.
А еще я сейчас расскажу вообще жуткую вещь: раз в год в нашей британской школе обязательно борются со... вшами. Кто их притаскивает - неизвестно, каждый раз называют разные источники. Поначалу, правда, всегда пытаются скрыть, и я узнаю обо всем от той самой русской девушки, которая работает в яслях. Она меня сразу предупреждает: скажи своей, чтоб не играла со Стеллой и Электрой (например), и даже пусть не подходит к ним близко.
Другие родители и их дети ничего не знают, и только когда кто-то еще цепляет насекомых от Стеллы или Электры - директор специальным письмом оповещает всех родителей.
Интересно, что за любой буквально чих школа берет деньги. Дополнительно к основной, и весьма немаленькой, плате за обучение. За обеды (без супа), за занятия в кружках после уроков, даже за специальный дезинфицирующий гель для рук. Это когда был шум насчет свиного гриппа, директор написал письмо родителям - если хотите обезопасить своего ребенка, купите у школьного секретаря специальный гель для рук (1 доллар) и дайте своему ребенку.
Ну что сказать про образование... Может, и ничего образование. Для британцев. Нет, читать-писать они моего ребенка научили, правда, в нашем (российском) первом классе и пишут, и читают уже более сложные вещи, но английский язык - тоже непростая штука, даже для носителей.
Однажды на уроке математики дочка решила предложенный классу пример, используя икс. То есть уравнением. Потому что параллельно занимается математикой по программе российской школы, да и я ей подкидываю кое-что, чтобы не расслаблялась. Учительница посмотрела на дочкино уравнение и попросила больше одноклассников непонятными формулами не смущать, поскольку они эти "формулы" будут изучать только в седьмом классе. Это так мне ребенок пересказал. Может, присочинил чего... Потому что если и правда британцы только в 12-13 лет к уравнениям приступают - просто грустно даже становится.
Данное учебное заведение действительно британское. То есть его когда-то (сто лет назад) основала английская королева, ныне его патронирует британское посольство (школа находится на территории летней резиденции этого посольства), пару раз в год дети посещают или посольство, или старинное кладбище британских солдат.
Директор и несколько учителей - чистокровные англичане, на худой конец - ирландцы. Есть новозеландцы и южноафриканцы, в общем - носители языка. Но поскольку у UK сейчас не все гладко в отношениях с Ираном, многие британские учителя визу не получают. И поэтому в школе работает огромное количество иранцев с двойным гражданством (из Канады, например), которых случайным ветром занесло на историческую родину. Главный критерий здесь - знание иранцами английского языка, а вовсе не основ педагогики.
А сейчас, например, у пятого и шестого класса вообще нет учителей. Одна не приехала после каникул по причине сильного нездоровья, другая (иранка) вышла замуж и отправилась в свадебное путешествие. Помощники тоже куда-то подевались. И теперь у этих детей очень много занятий музыкой, рисованием, французским языком и фарси (это дело преподают отдельные учителя, к счастью). И совсем нет ни литературы, ни математики, ни науки... А ведь многим в конце года предстоит переезд к новому месту работы родителей, и соответственно поступление в школу. Переведут ли их в следующий класс - вот вопрос!
Да, многие родители тоже не в восторге от школы. И говорят, что в Британии (Австралии, Новой Зеландии, Южной Африке) за эти деньги в школе существуют учителя-предметники, физкультура во всех видах дается каждый день, обеды включены в стоимость и так далее... Но здесь выбора нет, приходится "брать, что дают". Бедные ребята из "цивилизованных" англоязычных стран!
У нас, в отличие от них, выбор есть. Даже в Иране. Мы уже записались на экстернат в нашу российскую школу, а в конечном итоге и вовсе туда уйдем. В Иране ли, в России. Хватит с нас вшивого британского образования.