Как Денис приучился читать

Nov 23, 2014 20:10

Эту историю наверное надо начать с того, что я читала много. Сейчас суета и "высшее образование" не дают читать столько, сколько хочется. А в детстве все легче. Закрыться в комнате и читать было привычным делом. В нашей семье была огромная библиотека и бабушка филолог по призванию и образованию. Поэтому практически с рождения ребенка я знала, что читать он будет, что это важно для формирования мировоззрения и грамотности. Я не собиралась заниматься с ним каким то ранним развитием, развешивать по квартире карточки или с полугода учить буквы. Все произошло само собой.



В 1.5 года я повела Дениса на развивающие занятия. Мне не нужно было воспитать в нем какие то навыки. Но почему то было очень важно, чтобы сын общался с детьми своего возраста. А т.к. из всех друзей ребенок появился у нас первым, то вокруг детей не было. Мы перебрали много клубов, но остановились на одном. Все там было как бы так сказать - основательно. Учительница, которая по совместительству была учителем младших классов, была влюблена в свое дело. На каждое занятие придумывала что-то новое. То аппликации разные, то кукольный театр. Так же дети просто играли с кубиками Зайцева. Это такие кубики, на которых вместо одной буквы нарисованы слоги. Никто детей учиться и читать не заставлял, они просто строили башни.


Ближе к 2 годам детям стали читать слога. Ну допустим по 5 кубиков за раз. И просить их повторить. А в 2.5-3 года в клубе на занятиях использовались уже две комнаты. Первая - для активных игр и вторая - прототип школы. Маленькие столики, маленькая досточка. В этой комнате начала внедрятся новая методика - Домана. На доске учительница прикрепляла несколько слов и детки по очереди выходили и читали. Тут то и начали проявляться лидерские качества Дениса. Ему хотелось быть лучше, больше запомнить, поэтому он был очень внимательный. К слову сказать, родители сидели в коридоре, т.е. я могла наблюдать в щелку двери исключительно незаменто. Детей не учили читать по слогам, это была методика, основанная на запоминании слова целиком. Как мы теперь учим английский.


В три года стало понятно, что человек технически читает. Т.е. у него не составляет проблем прочитать легкие слова и есть уже некая база слов "по сложнее". Конечно при чтении он спешит и не особо смотрит какая там приставка или окончание - просто выхватывает знакомый корень и сочиняет по смыслу. И тут я поняла, что до тех пор, пока не будет наработана техника чтения, ни о каком самостоятельном чтении речи быть не может. У нас у всех есть какое то любимое дело и мы помним, что удовольствие от процесса начинается после определенных навыков. Вот тут то и начались жесткие методы. Которые продлились с 3 до 4.5 лет.
Мне очень нравится дисциплина и подход "Мы решили и мы так делаем. Всегда. И не смотря ни на что." Часто мы с супругом ссоримся из-за отсутствия компромиссов. Но для достижения результатов это отличная техника. Конечно читали и вместе, как без этого)


Было принято такое решение. 4 странички прочел - пошел гулять. Не прочел - ждем пока прочтешь. Конечно если бы ребенок не любил гулять, был бы выбран другой более действенный стимул. Сначала это были 4 страницы простых картонных стишков, позже 4 страницы больших книжек с крупным шрифтом и картинками. Но главным было постоянство и ежедневное чтение. Однажды мы жили неделю у родителей мужа с моей кумой и ее ребенком. И вот дети позавтракали и стремились на улицу. А Денис поднимался на второй этаж и читал свои 4 страницы и только после был свободен. 3-4 года, а такие методы. А кто сказал, что в нашей семье будет легко?)
На фото Денису 5.


Кроме ежедневного обязательного чтения конечно же были и другие методы. Призванные заинтересовать и показать, что читать таки полезно. Наш папа придумал такой метод - читать ценники. В магазине если Денис хотел, чтобы ему что-то купили - он должен был прочитать, что именно. Ну вы знаете, обычно ж пишут не "печенье овсяное", а "печенье овсяное с кунжутом и изюмом ТМ "Красные маки"")) Этот метод действовал.
Так же в 4 года стало уже понятно, чем интересуется ребенок. Интересовался он машинами. Мы купили красочную энциклопедию с картинками, подписями и коротенькими объяснениями под рисунками. Т.е. Денису было и интересно и не успевало надоесть, пока прочитаешь пару предложений.
Еще был такой ньюанс. У нас в доме было заведено, что днем ребенок должен спать. Желательно 2 часа. Если по какой то причине уж очень не хотелось ему ложиться или встал раньше, то я разрешала не спать - а почитать) Все это я делала с серьезным лицом - пойди выбери книги и так уж и быть, можешь не спать. Ну а что делать пол часа - час. Если вставать не дают. Ну раз дурака поваляешь, два, три, но рано или поздно приходит понимание, что лучше просто читать.


Был у нас еще один отличный метод, его я честно сказать где-то вычитала. Читаем Денису на ночь книжку. И на самом интересном закрываем ее - ну все, пока, пора спать. Ребенок в шоке - как так, давай же узнаем, что дальше. Ну и мы сжаливались, ну хорошо, если хочешь, можешь сам прочитать, у тебя 15 минут и ложись спать! И строго так, все на полном серьезе. Я представляю, что творилось в детской голове. И хочется, и как то очень не хочется напрягаться, и интересно.
Стоит отметить, что технически научить ребенка читать достаточно просто. Существует масса методик. Но заинтересовать, выработать технику чтения - это очень важно.
На фото историческое событие. Денису 5. Мы на море. Он читает книгу с "взрослым шрифтом" и без картинок про Винни-Пуха. И...расчитывает ее по фразам! Т.е. не просто читает, а понимает, что именно смешно и спешит поделиться с нами, взрослыми. Именно тем летом это произошло впервые, четкое осознанное чтение с желанием поделиться.


Ну а потом началась школа. У Дениса были самые высокие показатели скорости чтения на начало учебного года - кажется 100-110 знаков в минуту. При норме на конец года 40 знаков. Я не ставлю своей целю похвалиться, однако наблюдая за другими детьми и мамами я поняла, что бегло читать к началу школы - это важно. Детям, которые не умели читать было весьма сложно. Мамы рассказывали, что дети не могут прочитать задание и мамам приходится делать это за них, чтобы те не уставали. Чтение не читающие тоже быстро сделать не могли, мамы читали деткам, те потом пересказывали. Просто реально у нас пол класса уставали от того, что надо прочитать, а потом и сделать задание.
Годам к 5 у Дениса уже выработалось четкое желание читать самому и каждый день. А теперь почитать после школы, пока я грею обед - святое дело. Выглядит это как то так)


Лет в 6 я записала Дениса в областную детскую библиотеку. Скажем прямо, раньше мы были записаны в библиотеку не далеко от дома. Но там было как то все пыльно и не по детски. А в областной библиотеке был такой себе детский мир. Низкие стеллажи, чтобы ребенок сам мог достать книги. Тут же игровая зона с конструкторами и маленькими стульчиками. Зал с журналами. И библиотекари такие тетушки, добрые и немного строгие. Ты кто? Какую книжку хочешь взять? И улыбается. В библиотеку я всегда только приводила Дениса, разбирался что он там хочет уже сам. Представлялся, говорил откуда и заказывал книги. Или ходил выбирал что-то новенькое.
Признаюсь, у меня был и свой список детской классики, с которой сыну неплохо бы ознакомиться. Поэтому я тоже брала книги. Денис ругался, что он сам будет выбирать, что читать. Я соглашалась и оправдывалась, что это нам с папой. Дома же, когда он прочел свои книги, то интересовался "нашими". И я подыгрывала - ну ладно, так уж и быть, возьми вот эти "Лесные разведчики" Бианки. Нам с папой очень понравились, поделишься потом как тебе.
Так же периодически я приносила книги на такие темы, чем особо активно интересовался сын. (Слева книга моя))))


В школе польза от чтения проявлялась во всем. Это и эрудиция, с помощью которой всегда можно было выступить, а Денис это любит) И радость от того, что многие произведения он уже читал и теперь у него свободное время. Но дело даже не в свободном времени, а в том, что в школе читают в сокращении. А он читал все и может рассказать одноклассникам, как оно было на самом деле)
Не так давно мы сделали мебель в детскую. У меня была идея, что обязательно должны быть открытые полки для книг. И они должны быть перед глазами. Ребенок будет садится на кровать, а перед ним шкаф с книгами. Взгляд будет цепляться и вновь и вновь захочется перечитать и обдумать старые истории. Так и получилось. Сейчас он пол года не ходит в библиотеку, а перечитывает имеющиеся книги.


Где-то примерно пол года назад произошел случай, после которого я поняла, что в плане приучения к книгам могу быть свободна. Ребенок вышел на тот абсолютный уровень, ради которого все затевалось и ради чего все книги и пишут. Денис подошел ко мне за советом. "Мама, в книжке пишут про мальчика, который хотел быть похожим на папу. Я вот думаю, может и мне такое надо?" А что я могла ответить. Я в очередной раз про себя улыбнулась.
Вот такая у нас история. Я рада, что рассказала про наш опыт именно сейчас, когда Денису уже 8 лет. Т.е. рассказала не просто про методы раннего развития, а про то, что бывает потом и как работают эти методы.
Расскажите как было у вас и у ваших деток? Делитесь детскими книгами, т.к. я постоянно пребываю в поиске "что нового хорошего дать почитать")
Это Денис сегодня. Фото из серии "как читают гиперактивные дети"

книги, личный опыт, ребенок и книги, семья, Денис

Previous post Next post
Up