ШАРИАТ И СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО. НАСЛЕДОВАНИЕ ЖЕНЩИНАМИ.

Feb 27, 2011 17:28



СТЕПЕНЬ ВЛИЯНИЯ И ЕГО ГРАНИЦЫ.

Шариат определяет и организует жизнь мусульман на
пространстве от Марокко до Филиппинских островов и от Центральной Азии до
Нигерии и Занзибара. Однако его влияние не везде одинаково. Турецкие суды
сегодня следуют светским юридическим кодексам. В Саудовской Аравии шариат
остается единственной правовой системой. В Индии, Пакистане, Ираке, Сирии,
Ливане и в мусульманской Африке государственные правонарушения и сделки между
гражданами рассматриваются с точки зрения норм светского законодательства,
тогда как шариат регулирует вопросы наследования, брака, развода,
благотворительных организаций.

ВЛИЯНИЕ ДОИСЛАМСКИХ ОБЫЧАЕВ.

Некоторые нормы шариата восходят к племенным обычаям народов
доисламской Аравии, с их кровной враждой и вооруженными набегами. Богатство,
защищаемое от набегов, часто само являлось добычей, захваченной ранее во время
нападения. Наследование заключалось в перераспределении трофеев между
родственниками умершего, которые обычно сражались рядом с ним. Женщины, не
участвовавшие в набегах и не защищавшие имущество, ничего не наследовали.

НАСЛЕДОВАНИЕ ЖЕНЩИНАМИ.

Стремясь к повышению статуса женщин, пророк Мухаммед (ок.
570-632) включил их в систему наследования. «Завещает вам Аллах», - говорится в
Коране (4:11), - «относительно ваших детей: (а) сыну - долю, подобную доле двух
дочерей. (б) А если они (дети) - женщины, числом больше двух, то им - две трети
того, что он оставил, а если одна, то ей - половина». Вероятно, Пророк первоначально
склонялся именно ко второму решению (б). Дочери, получившие предназначенную им
долю, не нарушали баланс распределения наследства между ближайшими
родственниками-мужчинами. Однако такая схема ухудшала положение сыновей.
Например, если у него было две дочери и два сына, дочери поделили бы между
собой две трети, тогда как сыновья получили бы только треть. Из-за сильного
возмущения членов племени была добавлена также норма (а). В той же семье из
двух сыновей и двух дочерей имущество по-прежнему было бы разделено на шесть
частей, но теперь каждый сын получил бы по две шестых, а каждая дочь - по одной
шестой.

ШАРИАТ И
СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО.

Властная структура ислама при отсутствии церкви была
своеобразным воплощением самого шариата, обязанного своей силой именно тому,
что он не поддавался принципиальным изменениям и переработке. При этом идеи
шариата, будучи идеальной картиной мусульманского общества, так и не были в
полной мере осуществлены на практике. Уже на раннем этапе на смену уголовному и
административному праву пришли светские указы и законы конкретных правителей,
сохранивших за собой также право разрешать любого рода споры, которым не
препятствовали ограничения, налагаемые шариатом. Контакты с западными
торговцами требовали введения специальных судов и признания европейского
торгового права. Влияние западной культуры в 19 в. привело к широкомасштабному
заимствованию европейских юридических норм. Некоторые движения в 20 в.
стремились восстановить роль шариата, однако в конце концов были приняты
западные правовые кодексы с включением в них некоторых идей шариата.

В
большинстве мусульманских стран исламское право применяется сегодня лишь в
области наследования, семейных отношений и благотворительных фондов.

источник 
krugosvet.ru

по теме:

ШАРИАТ  http://vgil.livejournal.com/191969.html

ВАХХАБИЗМ  http://vgil.livejournal.com/178643.html

цивилизация

Previous post Next post
Up