Jul 29, 2013 00:50
Да вот беда: сойди с ума,
И страшен будешь как чума,
Как раз тебя запрут,
Посадят на цепь дурака
И сквозь решётку как зверка
Дразнить тебя придут.
А. С. Пушкин
Сестра привезла из Америки книжку "Logicomix: An Epic Search for Truth". После слова epic обычно следует, ну сами знаете, какое слово :-( Впрочем, на вопрос, стоит ли считать историю о поиске фундаментальных оснований математики трагедией, читатель должен ответить для себя сам.
Я до сих пор помню, холодок, пробежавший у меня по спине, и такое чувство, будто я упала в воздушную яму, когда лектор по матанализу, прочитав весь входящий в программу первого семестра материал, устроила нам для общего развития на оставшиеся полпары лекцию "Парадоксы теории множеств". После лекции я ошарашенно повернулась к одногруппнику ботану-красавцу и спросила: "А что теперь делать?!" Породистые ботаны это все давно отлично знали и мое безмерное удивление их рассмешило. Они оценили, скорее, насколько это цинично и стильно получилось у лектора весь семестр рассказывать материал, опираясь на наивную теорию множеств, а потом легким движением вырвать почву из под ног.
У меня не было ни тогда, ни на четвертом курсе после теоремы Гёделя ощущения "It's all over", было какое-то возбуждение и почти радостное (?) удивление от того, что и такое бывает. Наверное, это потому что я всегда относилась к математике и математической логике, как к высокому искусству: гениальной картине, стихам или музыкальному произведению. Это невероятно красиво и здорово, но это не то, чем я живу. Я могу восхищаться, но я никогда не буду сопричастна к созданию этого.
Для меня история, расказанная в "Логикомиксе", не трагедия, а красивая страшная сказка, где есть мятущийся и трогательный Людвиг Витгенштейн; обаятельный харизматичный лорд Рассел; милые и немного наивные логические позитивисты из "Венского кружка"; душка Джон фон Нейман, сказавший "It's all over", а еще брат Витгенштейна, пианист, оставшийся без руки; сумасшедший сын Гильберта, которого отец упек в дурдом и больше никогда не видел; сумасшедший сын Рассела; сошедшие с ума в старости Фреге и Кантор; лужица крови, растекающаяся под профессором Морицем Шликом, убитым своим бывшим аспирантом-психом на лестнице университета; бедолага Курт Гёдель, который из-за паранойи, что его хотят отравить, умер от голода; несчастный затравленный Алан Тьюринг и много еще героев этой длинной и до сих пор незаконченной страшной сказки.
универ,
книжки,
бредятина