Ростовский Музыкальный театр представил премьеру - балет на музыку Чайковского с хореографией Марка Перетокина
Недавно мне попалась публикация с интервью с заместителем генерального директора театра Натальей Самоходкиной. Там она говорит следущее: « …от музыкальных и театральных критиков я хочу профессионального разбора наших спектаклей. Не хочется вкусовщины по принципу «нравится - не нравится» и банальных описаний, которые ограничиваются констатацией фактов». Сочтя это высказывание как своеобразное разрешение, начнем разбирать новую премьеру, как говорится, с первого такта.
Чайковский за свою недолгую жизнь написал 10 опер и всего 3 балета: Лебединое озеро, Спящая красавица и Щелкунчик. Про множество симфонического материала мы уже не говорим. В марте 1873 года Чайковский за три недели написал по просьбе самого драматурга Островского музыку к пьесе, тогда только-только сочиненной. Для балета музыкального материала «Весенней сказки» оказалось очень мало, и поэтому создатели ростовской «Снегурочки» добавили сюда же отрывки из всех трех перечисленных балетов, а также симфонию № 1, симфонию № 4, «Времена года» и «Меланхолическую серенаду». Впрочем, ничего удивительного здесь нет. По такому же пути пошел когда-то Владимир Бурмейстер в 1963 году, поставив «четвертый балет Чайковского» на сцене Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко. Позже этот прием повторил, и тоже очень удачно, Андрей Петров для труппы «Кремлевского балета». Тут можно упомянуть, что музыка Чайковского часто микшируется в произведениях, создающихся после смерти композитора. Все в том же Ростовском Музыкальном театре идет балет «Драма на охоте» по рассказам Чехова, а на экраны не так давно вышел фильм-балет британского хореографа Макмиллана - «Анастасия». Созданный в 1961 году, он рассказывает историю болезни душевнобольной, утверждавшей, что она - пропавшая наследница дома Романовых.
Однако, составители буклета к спектаклю (так в эпоху экономического кризиса переродились и значительно утолщились театральные программки), не говорят об этих балетах ни слова.
Если не разбирать каждую сцену в отдельности, то можно сказать следующее: хореографическая канва спектакля составлена, как и музыкальная, из известных отрывков балетов. Искусный глаз балетомана с легкостью различит «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Жизель», «Спартак» и многое другое. Хореограф, при этом, смело вставляет в канву собственные танцевальные находки, которые вряд ли бы пришли в голову Петипа, Иванову или Григоровичу. Так, например, Снегурочка катается на спине у Деда Мороза, выглядя при этом, мягко говоря, совсем некомильфо и явно противореча существующей балетной эстетике.
Неискушенный же зритель, наверняка честно поверит в существование на сцене нечто грандиозного. Ведь в ростовской «Снегурочке» собраны все шаблонные представления о балете и звучит с детства знакомая музыка.
Кстати, на все, что только возможно, хромает и логика повествования. Если к нестыковкам в классических балетах мы уже привыкли и воспринимаем их как нечто разумеющееся, то в новых постановках хотелось бы сразу понимать, что происходит и зачем.
Итак, сцена первая. На сцене толпа снежинок, явно и не очень напоминающая стаю лебедей. Происходит некое действо с завязыванием глаз Деду Морозу. А потом Снегурочка (Вита Мулюкина) якобы просит отпустить ее к людям. Либретто повествует, что ее одолевают странные и незнакомые чувства. Непонятно, конечно, чего это девушке не сидится в лесу. В упомянутом уже балете Бурмейстера, Снегурочка увидела на поляне Мизгиря с Купавой и тоже захотела любви. В Ростове постановщики решили вычеркнуть этот момент. Почему чувства у девушки странные, что за тяжелую судьбу с мимикой заколдованной в лебедя Одетты она рассказывает Деду Морозу, скрыто туманом.
Переодевшись, Снегурочка выходит на полянку к веселым людям. И танцует вместе с ними. Там же появляется Лель. Ему отводится даже две минуты коды: вращения и прыжки по кругу. Ничего о характере этого героя зритель не узнает, но Константин Ушаков все выполняет технически виртуозно.
Далее сюжет подводит нас к самому загадочному: сватовстве некоего, видимо состоятельного юноши по имени Мизгирь (Денис Сапрон) к девушке Купаве (Анастасия Кадильникова). Сватается Мизгирь, сразу скажем, неоригинально. На сцену вносят ящики якобы с богатствами. В толпе девушек в сарафанах ему навстречу выходит Купава и, в знак приветствия, исполняет русский танец с платочком. Но тут внезапно на сцене появляется Снегурочка. Мизгирь к ней, она от него, Купава страдает.
Причем страдает она минут десять. Не понимая, кто все эти люди, создается впечатление, что все страдания - кому достанется тот самый сундук, который появился на сцене раньше всех действующих героев. «Берендеи возмущены», - обозначает либретто. По факту на сцене вокруг Купавы стоит человек шесть балетной труппы, один раз за всю сцену страдания изобразив что-то волнообразное руками. Разрази меня гром!, - как поговаривают старые моряки, но до этого момента я подозревала, что возмущение изображается как-то иначе.
Вторая часть балета затягивает все глубже в омут тоски. Мизгирь мечется по волшебному лесу, Снегурочка что то получает от Весны, то ли любовь, то ли сердце.
Они воссоединяются в любовных утехах. Восходит солнце, Снегурочка тает, а Мизгирь бросается вниз с обрыва, заставляя вспомнить все школьные представления о матах за сценой. «Невозможность обретения счастья вот главная трагедия Мизгиря и Снегурочки», - угодливо подсказывает буклет. Но берендеям уже не до них, они опять пляшут и поют, Лель с Купавой находят друг друга. Выходит хор. Зрители вскакивают со своих мест с надеждой первыми попасть в гардероб. Занавес.
Труппу Ростовского Музыкального театра принято считать очень молодой и не требовать от танцовщиков высокого профессионализма. Алексей Фадеечев, возглавлявший художественное руководство труппой, специально для нее в свое время поставил две хореографические постановки «Драма на охоте» и «Гамлет», именно для того, чтобы скрыть все несовершенства и представить отдельных танцовщиков в выгодном свете. После трехлетнего руководства Сергеем Горбатовым труппа значительно выросла именно технически и смогла даже одолеть классическую трактовку «Лебединого озера» под руководством Народной артистки СССР Габриэлы Комлевой. «Снегурочка», к сожалению, это огромный шаг назад для многих солистов, как в техническом, так и исполнительском мастерстве. Вполне понятно желание руководства театра привлекать зрителя новыми постановками. Но хотелось бы напомнить, что раньше спектакли никогда не показывались зрителям до сдачи их художественному совету театра. К сожалению, этот институт оказался отменен и зрителю подсовывается халтура под видом высокопрофессионального балетного искусства. И это особенно печально, потому что проходит все действо на фоне по настоящему волшебных декораций Ирины Агуф, созданных вручную из шелка разных сортов и ярких костюмов художника Натальи Земалиндиновой.