еще раз о нашем Дон Кихоте

Jan 30, 2014 00:20

Как-то давно так не вызывали во мне такие чувства наши премьеры, когда хочется сказать только одно: хочу еще! "Дон Кихот" - балет, с одной стороны, специфический, потому что далеко не каждого артиста балета можно представить себе в партиях Базиля или Китри. Но, с другой стороны, именно он позволяет выйти на сцену в этих партиях совершенно разноплановым танцовщикам.

Сначала я немного настороженно относилась к тому, что партию Базиля исполнит Олег Сальцев. Для него это, конечно, не премьера, но с этим артистом настолько уже связан образ абсолютно положительного героя, что мне казалось, эти черты я обязательно увижу и узнаю. Сальцев мне представлялся таким, не побоюсь этого слова, хорошистом, аккуратно выполняющим все необходимые технические элементы и не особо вживающимся в образ. (Хотя, я конечно, немного лукавлю, однажды он меня потряс в роли Альберта, когда из эгоистичного, бесчувственного и обласканного всеми мальчика превратился в мужчину, осознавшего ответственность за свои поступки. Но, увы, единственное на моей памяти подобное преображение давно стерлось за многочисленными выходами в образе принца из  "Белоснежки и семь гномов").

Китри впервые исполнила Екатерина Кужнурова.

Мне кажется, что основной успех этого спектакля заключается в том, что исполнители всех партий не должны быть серьезными. Если, танцуя в этом балете, внутри себя они смеются, та жизнерадостность, которая заложена как в музыке Минкуса, так и хореографии Петипа- Горского, становится просто бьющей через край и заражает всех, сидящих в зале. А когда самому зрителю начинает немедленно самому вылезти из мягкого кресла и пуститься в пляс в тарантелле, заметит ли он какие-то там технические ошибки, если таковые даже имеют место быть? Это я, конечно, безотносительно пары Сальцев-Кужнурова. Мысли вслух)

Так получилось, что я видела почти все составы, начиная с его премьеры в 2004 году, когда первый спектакль тогдашнее руководство не доверило местным исполнителям и были приглашены солисты Национального балета Кубы - Лаура Ормигон и Оскар Торрадо. Но и ростовские артисты постепенно росли, росли и сейчас на мой взгляд, одним из отличных Базилей, за которых не просто не стыдно, а можно гордиться, является выпускник Вагановки - Денис Сапрон.

Так вот. Это был замечательный Дон Кихот! Если кому-то надо, я готова написать большими буквами. Кужнурова, которая до этого показала себя как утонченная балерина лирического плана блестяще справилась с партией. Была удивительно легка и воздушна. Ее Китри - девушка с чувством собственного достоинства, высоко держащая голову так, что на ней просто чувствуется корона. То, что ее все любят, она воспринимает как и полагается царствующей особе,  само собой разумеющимся. Хорошенький Базиль это просто каприз, прихоть, которая может быть и прошла бы сама собой, но, похоже, первый раз в жизни она получила отпор. И дело не в том, что в женихи ей прочат комичного Гамаша, а в том, что она хочет по другому. Ну и как полагается любой принцессе, готова на небольшое притворство и, даже, интриги. Ведь именно она - хозяйка положения.

Базиль - Сальцев просто идет на поводу, не задумываясь, к чему приведет его эта игра. Это персонаж получающий от жизни удовольствие в любую ее минуту, однозначно и бесповоротно попавший под каблук. Им так умело руководят, что, похоже, он этого совсем не чувствует.

Чудесен Степан Ольховский в роли Дон Кихота. Все перемешалось в его голове и только образ прекрасной Дульсинеи, которая просто точь в точь Китри, преследует его как наяву, так и во сне. И вот почему-то мне показалось, что третий акт это совсем не свадьба Китри с Базилем, а продолжение фантазий несчастного идальго. В них невеста - настоящая принцесса, а жених - кавалер благороднейших кровей. Под стать им и гости. Ну и конечно, апофеоз праздника - гранд жете по кругу и 32 фуэте

И вот тут хочу еще раз сказать как поменялись внешне исполнители. Но отнюдь не за счет костюмов! И вот наблюдать за этими изменениями - высшее удовольствие. Часто ведь сталкиваешься с таким явлением, хорошо описанным в эпиграмме Гафта: "Лия Ахеджакова всегда играет одинаково".

Чтобы не писать долго, цветисто и витиевато закончу с чего начинала. Отличный спектакль. Отличная премьера. И да, хочу еще



Посмотреть на Яндекс.Фотках



Посмотреть на Яндекс.Фотках



Посмотреть на Яндекс.Фотках



Посмотреть на Яндекс.Фотках



Посмотреть на Яндекс.Фотках



Посмотреть на Яндекс.Фотках

балет

Previous post Next post
Up