Дающие надежду.
Сидела вчера на спектакле и преисполнялась благостными мыслями. Во-первых, балет этот очень люблю. С первых звуков музыки он для меня такой наш, такой родной, такой чеховский и такой русский. Даже начальная сцена отпевания почему-то прошла вчера для меня без обычной неловкости от неуместного натурализма на балетной сцене. Как-то что ли вчера удалась эта сцена.... Или просто я увидела реакцию сидящих вокруг многочисленных иностранных гостей театра, смотревших её, затаив дыхание от пиетета к происходящему? ) Так или иначе, первая моя мысль была про то, что какое это счастье, что этот балет был поставлен и продолжает жить на сцене Большого театра. )
Первое действие запомнилось мне прежде всего игрой Андрея Меланьина в роли Петра Леонтьевича. Персонаж получился сильным, глубоким, не проходным, а даже где-то заставившим отступить главных героев пьесы на второй план. Мысли то и дело возвращались к трагедии этого мягкого, деликатного, интеллигентного человека - вспоминались позы, жесты, разыгранные мизансцены.
Артынов в исполнении Ивана Алексеева силой образа не поразил. Мне кажется, Иван по натуре своей слишком "не Артынов". ) В роли Студента он был очень трогателен и многим запомнился. Но, забегая вперёд, скажу, что дуэты с Евгенией Образцовой у них были очень интересными - и в поддержках легки, и эмоционально наполнены. Наверне, в них было даже больше нежного чувства, чем надо было бы на самом деле. )
Очень понравилась Девушка Дарьи Бочковой. Обычно я эту роль особо и не замечаю, но тут влюблённая в Студента Девушка вышла такой выразительной, такой "живой" и наполненной неподдельными чувствами, что не заметить её было невозможно. Я огорчалась её разочарованием, когда предмет обожания "не заметил, внимания не обратил", сопереживала, когда долгожданное, заполученное в маленькие ручки счастье, чуть было не пошатнулось случайной встречей предмета с прежней любовью и даже вздохнула с облегчением вслед ей, поспешно уводящей его подальше, - слава богу, всё обошлось.
Потихоньку подбираемся к главным действующим лицам. )
После первого действия я вышла с мыслями о полу-"Анюте". Видела Анюту Анастасии Сташкевич - хрупкую, с надломом, трагичную; видела Анюту Кристины Кретовой - сильную, не сломленную, сатиричную. Анюту Евгении Образцовой я сначала не поняла. Долгое время она отказывалась становиться для меня ключевым персонажем. Тем более, что сцена встречи со Студентом вышла какой-то совсем уж слабой. Чувствовалась натуга в поддержках, видно было, как Артём Овчаренко (Студент) старательно вертел свою даму, перебирая руками по талии, а сама дама выглядела отрешенной, будто исполняющей дуэтый урок в репетиционном зале. Чего встречались, зачем приходил, вверх ногами поднимал и на шею присаживал? Непонятненько...
Сильно спасал положение в первом действии неподражаемый Модест Алексеевич - Геннадий Янин. Однако и тут не обошлось без сюрпризов для меня, я поподробнее расскажу о них чуть далее.
Второе же действие вышло настолько другим, настолько более наполненным игрой и смыслами, что этот спектакль останется для меня совсем не рядовым воспоминанием.
В сцене на балу Евгения Образцова словно проснулась, будто включилась в ней какая-то таинственная лампочка и во время исполнения "Тарантеллы" вдруг накрыла полная иллюзия того, что сейчас на сцене танцует Сама. Я этими мыслями своими ни с кем не делилась, но по окончании спектакля, дочка тоже удивлённо и восторженно сказала, что "как будто это Екатерина Максимова была". )
Евгения из растерянного и потерянного ребёнка превратилась в принцессу, вдруг обретшую своё королевство - очаровательную капризулю-кокетку, любимое дитя великосветских салонов. И даже, вот он сюрпиз, Модест Алексеевич, всегда человек-функция в исполении Янина, невольно стал выдавать заботливые отеческие интонации в обращении со своей кралей-Аннушкой.
Вместе с кокетством в Аннушке пробудилась женственность и самая первые её, самые чистые ещё и нежные проявления раскрылись перед зрителями в сцене Сна. Этот дуэт со Студентом получился таким нежным, таким пронзительным - юное сердце проснулось и попросило любви, а не её великосветской имитации. Студент был лишь символом, частью сна, но с каким эмоциональным наполнением провела этот дуэт Евгения и как тонко поймал и подхватил настроение Артём, оставшись благородной тенью. )
И всё дальнейшее действие было окрашено уже этой вырвавшейся на свободу нежностью и женственностью. Юная Анюта купалась в лучах обожания и поклонения, щедро излучая в ответ обворожительную непосредственность и снисходительную любовь к свои "подданым". )
Монолог новоиспечённого орденоносца от Геннадия Янина был, как всегда, великолепен. И, разумеется, получил бурные восторженные овации. Кто хоть раз это видел, вряд ли когда-нибудь этот образ забудет. )
Отшумели балы, утомили визиты, на катке моцион совершает народ... А Пётр Леонтьевич, упустивший за горем своим материальные дела и единственную квартирку, бредёт с сыновьями начинать жизнь с нуля. Красиво падает снег, мальчики зачарованно ловят снежинки и даже сам Пётр Леонтьевич поддаётся их настроению от созерцания белого зимнего чуда. И вот, на катке, проносится мимо них в хороводе кавалеров любимая Аннушка. "Ребята, давайте, скорее, помашем, это же она, Аннушка наша!... Ах ты, господи, не заметила нас. Ничего, главное, у неё всё хорошо. Пойдёмте, мальчики." И за закрывающимся занавесом зритель успевает увидеть приподнимающего шляпу улыбающегося доброй, слегка извиняющейся улыбкой, человека, имеющего надежду и вселяющего её в нас: "Ничего, не волнуйтесь, у нас всё ещё тоже получится хорошо."
По выходу из театра, хотелось не то петь, не то танцевать, не то плакать, а в душе всё звучала и звучала музыка той зимней красоты и надежды. Тара-там-там-там, тара-там-там-там, тара-там-там-там-параампампам... )
А ещё у меня были такие благостные мысли, что какое это счастье, что я: во-первых, живу в Москве; во-вторых, люблю балет и имею возможность смотреть его в лучших театрах; а, в-третьих, как мне повезло, что совпало моё зрительское время с Николаем Цискаридзе Великолепным, Геннадием Яниным Неподражаемым, Марией Александровой Царственной, Светланой Захаровой Красивейшей, Анастасией Сташкевич Кристальной, Анжелиной Воронцовой Прекрасной, Евгенией Образцовой Очаровательной и многими-многими другими таким разными, но такими по-своему неповторимыми и удивительными артистами балета. )