Слово Божие и Библия 18.12.2009
Оставить комментарий Вчера на Литургии читалось начало Евангелия от Матфея, 1,1-17:
Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова.
Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его; Иуда родил Фареса и Зару от Фамари; Фарес родил Есрома; Есром родил Арама; Арам родил Аминадава; Аминадав родил Наассона; Наассон родил Салмона; Салмон родил Вооза от Рахавы; Вооз родил Овида от Руфи; Овид родил Иессея; Иессей родил Давида царя;
Давид царь родил Соломона от бывшей за Уриею; Соломон родил Ровоама; Ровоам родил Авию; Авия родил Асу; Аса родил Иосафата; Иосафат родил Иорама; Иорам родил Озию; Озия родил Иоафама; Иоафам родил Ахаза; Ахаз родил Езекию; 10 Езекия родил Манассию; Манассия родил Амона; Амон родил Иосию; Иосия родил Иоакима; Иоаким родил Иехонию и братьев его, перед переселением в Вавилон.
По переселении же в Вавилон, Иехония родил Салафииля; Салафииль родил Зоровавеля; Зоровавель родил Авиуда; Авиуд родил Елиакима; Елиаким родил Азора; Азор родил Садока; Садок родил Ахима; Ахим родил Елиуда; Елиуд родил Елеазара; Елеазар родил Матфана; Матфан родил Иакова; Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от Которой родился Иисус, называемый Христос.
Итак всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов.
В январе 2006 г., я тогда служил еще в Могилёве, тамошние баптисты пригласили меня сказать проповедь.
Проповедь я начал с этого текста и, конечно, под конец его заметил в глазах у слушателей то самое выражение усталости и недоумения, которые наверняка возникли и у вас, во всяком случае, у меня они при чтении этого места возникали много раз.
Ну для чего, скажите на милость, современному читателю всё это перечисление неудобопроизносимых, полузабытых, ничего ему не говорящих, за редким исключением, имён? - Между тем, имена эти говорят очень много, если хоть как-то помнить Священное Писание.
Простым перечислением, в нескольких строках, Матфей воспроизводит в памяти осведомлённого слушателя всю библейскую перспективу, обрамляющую рождение Спасителя. Авраам и патриархи, Вооз и Руфь, Давид и Соломон и все цари до плена… После плена для нас наступает «тёмная» эпоха, лишь фрагментарно освещённая в библейских книгах, но для современников Матфея и она наверняка была заполнена живыми именами из родословных: они-то знали своих предков…
Об этой библейской перспективе я и напомнил своим слушателям. Но вот о чём не стал я вспоминать - и времени бы не хватило, и тема совсем другая: а какое, собственно, имеет отношение к Иисусу вся эта родословная?
Ведь в следующих стихах Матфей как раз о том и говорит, что Иосиф, муж Марии, от Которой родился Иисус, называемый Христом, отцом Иисуса вовсе не был?
Слово Божие и Библия (продолжение) 19.12.2009
Оставить комментарий В том-то и дело, что был, хоть и в особом смысле. Матерь Божия недаром говорит о нем Своему Сыну: «Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя» (Лк 2,48).
Вспомним, что в античные времена отцовство понималось гораздо шире, нежели сейчас. Для нас в отцовстве главное - физическое родство, в античности - нечто иное. Когда у грека, например, рождался сын, его клали на стол, и отец произносил над ним слова: «Мой сын!». Лишь с этого момента ребенок признавался его сыном, приобретал какие-то права, а до этого считался… - да ничем он не считался. В результате в прекрасных «золотых» Афинах, образце и вершине античной цивилизации, сплошь и рядом на улицах можно было видеть выброшенных за ненадобностью новорожденных младенцев. (Кто видел изумительный японский фильм «Легенда о Нарайаме», наверняка запомнил такого же младенца, подброшенного в огород соседу: как видим, языческие нравы живучи, даже до сего дня, разве что в нашей «гуманной» цивилизации женщину избавляют от родовых мук, кончая с младенцем задолго до рождения).
У иудеев младенцев, конечно, не выбрасывали, но к одному только кровному родству отцовство не сводилось и у них. Быть иудеем значит быть потомком Авраама. Но тот, кто принимает обрезание, становится таким же потомком Авраама, как и те, кто произошли от него по плоти. А принятый в семью становится таким же членом семьи, как и все прочие, с теми же правами и с той же родословной.
Иосиф принял Иисуса в свою семью, включил Его в свою родословную. Наделил Его всеми правами сына. Что значит, дал Ему больше, чем если бы дал просто физическую жизнь. Дающий физическую жизнь совсем не обязательно становится отцом, совсем не обязательно берет ребенка под свою опеку, признает его своим потомком. Иосиф это сделал.
(Продолжение следует)