Я когда-то была преподавателем.

Nov 22, 2008 20:52

За окном снег, красота. И него-то не хватает... не хватает подготовки к парам, точнее самих пар. Почему-то резко стало не хватать студентов, не хватает аудитории, которую можно научить пределам, диффурам, линейки и урматфизу, не хватает атмосферы занятий и понимающих глаз, вопросов, хороших студентов. Но я ушла из МАИ и вряд ли вернусь.

Закончив пять курсов, выйдя на диплом, решила попробовать преподавать. Захотелось. Дали пары, первокурсники, двум группам читаю курс "Линейная алгебра и аналитическая геометрия" и одной - "Математический анализ". Материал несложной, но одно дело знать, другое - научить других. Подготовка поначалу к каждой паре часа три, преподавать не учат, т.е. выходишь к доске и пой как можешь. У студентов спрашиваешь: "Понятно?", в ответ получаешь, конечно, что всё понятно. Прошло полсеместра, контрольная работа, с трёх групп написало человек пятнадцать. Наверно, именно столько и понимает тебя, остальные просто присутствуют. Делаю работу над ошибками, т.е. стараюсь объяснять лучше, интереснее, с примерами, где это используется, рассказываю, что всё это в жизни применяется, а не придумано, чтоб студентов мучать. Вообще рассказывать материал и общаться со студентами очень интересно, особенно с теми, кто начинает понимать и задаёт неожиданные вопросы по теме занятия. Особенно интересно с теми, кто начинает понимать лучше тебя. Да мне повезло, попался один очень способный студент, которому давала более сложное домашнее задание, потом он приходил с вопросами, потом доделал, что не получилось. Ему я наверно помогла чему-то научиться. К концу семестра студенты начинают учиться, почти все переписывают удовлетворительно контрольную и потихоньку сдают расчётные работы. Принимать работы у хороших студентов интересно, такое удовольствие услышать от студента правильный ответ на сложный вопрос. Таких студентов мало. Тем, кто понял, но не так или не до конца, стараешься ещё раз объяснить. Потом вялый и утомительный приём за несколько дней у студентов, которым это всё не интересно и они насилу выучили, потом обиды несдавших, которые не смогли дать определения вектора или матрицы или чего-нибудь элементарного. Далее у студентов сессия, у меня всякие преддипломные дела. После защиты устроилась в НИИ инженером-программистом, семестр весенний не вела. Преподавание было экспериментом для меня. Поскольку студенты, которых я научила, были, то решила, что эксперимент удался. Устроилась в МАИ на четверть ставки, устроиться преподавать - это жуткая бюрократическая волокита.

Следующий осенний семестр. Второкурсники, читаю им дифференциальные уравнения и численные ряды, - предмет интереснейший, готовиться и рассказывать одно удовольствие. Понимающих студентов больше, вопросов и общения интересного на паре больше. И ещё группы первокурсников, снова линейка, поток более слабый, чем год назад. Преподавать с одной стороны легче, т.к. меньше расстраиваешься из-за двоек студентов, проще дисциплинировать студентов. С другой, сложнее, т.к. нужно совмещать две работы, плюс чем слабее студенты, тем сложнее их научить. Но преподавать интересно. Даже не знаю почему, просто интересно.

Потом весенний семестр - уравнения математической физики, понять не просто, а объяснить уж... Кто инженер и помнит метод Фурье для, допустим, волнового уравнения, тот поймёт. Я старалась как могла рассказывать не скучно, выписывая длинные формулы. У второкурсников принимать работы проще, т.к. студенты приходят в основном подготовленные.

Вообще студенты очень разные, группы подобраны из студентов разного уровня подготовки, рассказать чтоб было интересно всем достаточно сложно. Если ориентироваться на слабых, то можно потерять внимание более сильных студентов и наоборот. Приходилось искать компромисс.

Неприятно удалять с занятия студентов, делать замечания. Но удалив в начале семестра студентов, потом уже мало кто мешает. Особенно противно объяснять, что пьяными приходить не надо. Противно, когда пытаются купить "зачтено" за расчётку и прочее.

Но пока есть студенты, которые понимает предмет, и ты видишь, что им интересно всё, что ты им рассказываешь. Видишь, что есть люди с юных лет влюбленные в авиацию, в военные самолёты и ракеты, и им хочется в МАИ учиться, то в МАИ можно ходить.

Следующий осенний семестр, одни второкурсники технических факультетов, любимый предмет - диффуры - для четырёх групп в неделю. Но студентов, ради которых можно ходить в вуз, нет. Уровень подготовки ко второму курсу таков, что студенты не знают, что производная константы ноль.
На одну пару пришло мало народу, я начала объяснять. Рассказывать, когда понимания почти нет, крайне сложно. Потом пришли опоздавшие, одного студента вырвало по пьяни, когда я рассказывала про дифференциальные уравнения. Я не нашла в себе сил вести дальше. Довела занятия пока не нашли мне замену и уволилась.

Сейчас немного грустно, хочется преподавать, но не кому.
Previous post Next post
Up