Эта запись была первоначально опубликована 16.06.2013г
Здесь я выложил небольшой анализ того, как видели в 1939 войну в Великобритании.
Полный текст этого очень интересного документа есть здесь.
http://www.hrono.ru/dokum/193_dok/19390802brit.html мой анализ польского хвастовства здесь
http://katmoor.livejournal.com/244034.html А в этом тексте я ограничусь небольшим анализом взглядов британцев на предстоящую войну и роль в их планах предназначенную для СССР.
Итак
Инструкции для британской делегации на переговорах военных миссий СССР, Великобритании и Франции *
2 августа 1939 г. **
Часть первая
ОБЩАЯ ПОЛИТИКА
1. Этот меморандум был составлен для руководства делегации Соединенного Королевства во время переговоров штабов с Россией и был одобрен начальниками штабов . Мы не имели времени для согласования этих инструкций с французской стороной. Если какие-либо важные пункты в инструкциях двух делегаций расходятся, британская делегация должна доложить об этом начальникам штабов. В наши намерения входит, чтобы обе делегации работали как единая делегация, хотя они и не называются так. Следует, разумеется, иметь в виду, что делегаты должны действовать лишь как лица, ведущие переговоры, и что окончательное согласие относительно любой военной конвенции должно исходить от правительств Франции и Великобритании.
2. ............ с самого начала переговоров с Россией Советское правительство занимало сильную позицию вследствие того, что мы предоставили ранее гарантии Польше и Румынии. В связи с этим позиция русских сводилась к тому, чтобы попытаться извлечь максимальные выгоды для себя из предложенного Россией пакта о ненападении в обмен на обещание сотрудничать с нами. Русские заявляют, что уже достигнута та стадия, на которой завершение переговоров должно было бы главным образом состоять в определении условий предоставления Францией и Великобританией помощи Советскому правительству в случае, если последнее оказалось бы вынужденным защищать независимость или нейтралитет одного из Прибалтийских государств. До настоящего времени не оказалось возможным прийти к соглашению по этому пункту.
3. Со временем обнаружилось, что русские намерены настаивать на необходимости заключения военного соглашения в качестве предварительного условия для окончательного политического соглашения, тезис, не представлявшийся очевидным для британского и французского правительств. Однако, оказавшись перед возможностью разрыва переговоров, эти два правительства согласились теперь с тем, чтобы переговоры штабов начались возможно скорее, с целью удовлетворения требования русских о военном соглашении. Именно в силу этого соображения делегации и направляются в Россию.
Для понимания сути англо-русских разногласий следует иметь в виду следующее. Подписание ПОЛИТИЧЕСКОГО соглашения с Англией в отсутствие соглашения ВОЕННОГО означало что Россия должна вступить в войну не имея планов совместных действий и скоординированной стратегии. То есть новоявленные союзники будут вести войну как им вздумается а принудить их к ему-либо будет невозможо. Но ведь именно такая "статегия и привела царскую Россию к военным неудачам а впоследствии к революционным потрсяениям повлекшим огромные разрушения и жертвы В том числе и гибель царя с семьей и правящей верхушки. Новые правители России повторно настуать на те же грабли не желали.(здесь и далее курсив мой. К.М.)
4. Делегация должна хорошо понимать, что политическое соглашение, так же как и военное соглашение, должно относиться только к Европе и не должно включать Дальний Восток. Любая информация, которую русские дали бы нам по поводу своих планов или намерений в отношении Дальнего Востока, должна тщательно учитываться, однако миссия должна категорически уклоняться от обсуждения или сообщения намерений и планов союзников в этой зоне.
Это означало,что помощь России союзникам в решении созданных ими самими же проблем в Европе совершенно неозначало помощи союзников на Дальнем Востоке(где именно в это время продолжался конфликт на Халхин-Голле). Вступлеие России в войну в Европе или даже декларация такого намерения серьезно подрывало ее позиции на дальнем Востоке. Но считаться с этим англичане как видим не желали. Эгоизм чистейшей воды.
..........................
11. Тем не менее, в целях достижения военного соглашения, какова бы ни была его форма, необходимо будет раскрыть по крайней мере некоторые из наших намерений. Мы считаем, что, как только политическое соглашение будет заключено, делегация должна будет изложить свои предложения относительно дальнейшей процедуры и ожидать указаний из Лондона до начала второй фазы переговоров. Эти предложения, разумеется, будут зависеть от атмосферы, в которой будет развиваться первая фаза переговоров.
То есть тянем время .
............................
13. Во всяком случае необходимо будет обсудить нашу стратегию в отношении Восточноевропейского фронта, в районе Балтики и Северного моря. Раскрытие одобренной нами стратегии для Западного фронта и Средиземного моря должно быть отложено на более поздний срок, вероятно до того времени, когда будет подписано политическое соглашение.
14. Раскрытие русским в начале переговоров технических деталей, касающихся нашего вооружения, представляется невозможным, а обмен мнениями относительно тактической подготовки - если его нельзя будет избежать совсем - должен быть ограничен общими местами на начальной стадии переговоров. Раскрытие русским технических деталей вооружения может оказаться необходимым на дальнейшей стадии, однако и тогда каждый вопрос должен тщательно взвешиваться, и, прежде чем раскрывать что- либо, должны быть запрошены инструкции.
15. Британское правительство не желает быть втянутым в какое бы то ни было определенное обязательство, которое могло бы связать нам руки при любых обстоятельствах. Поэтому в отношении военного соглашения следует стремиться к тому, чтобы ограничиваться сколь возможно более общими формулировками. Что-нибудь вроде декларации политического характера, которая была бы одобрена, отвечала бы этим условиям. Это представляется трудным, так как русские не преминут настаивать перед нашей делегацией на получении более подробной информации, и нужно будет запрашивать инструкции в тех случаях, когда возникнет сомнение относительно позиции, которую делегация должна занять.
16. Ввиду того, что поляки и румыны не хотят допускать на свою территорию советские войска, и так как они отказываются принять к рассмотрению проекты, касающиеся возможного сотрудничества, мы предлагаем следующую линию поведения, которой надлежит придерживаться в переговорах с русскими:
Какова бы ни была точка зрения Польши и Румынии, вторжение Германии в одну из этих двух стран быстро изменило бы их позицию. Кроме того, России было бы весьма невыгодно, если бы Германия могла непосредственно достигнуть русской границы или получить доступ к Черному морю, не встретив серьезного сопротивления. Следовательно, в интересах России иметь заранее выработанные планы, с тем чтобы прийти на помощь одновременно Польше и Румынии в случае, если бы эти две страны подверглись вторжению. Если русские потребуют, чтобы французское и британское правительства сделали Польше, Румынии или Прибалтийским государствам предложения, которые повлекли бы за собой сотрудничество с Советским правительством или его Генеральным штабом, делегация не должна брать на себя каких-либо обязательств, а должна доложить об этом в Лондон. Делегация не должна вести переговоры по вопросу обороны Прибалтийских государств, поскольку ни Великобритания, ни Франция не давали гарантий этим государствам,...........
То есть СССР должен был договариваться с польскими проходимцами самостоятельно. Англия брать на себя ответственность за соблюдение поляками договоренностей не желала. Учитывая явную недоговороспособность панства шаг логичный. Но какой нормальный человек (или государство) будет вести переговоры с лицами заведомо недоговороспособными?
17. Как это вытекает из части второй, наиболее желательным является, чтобы Россия могла оказать помощь Польше и Румынии путем доставки боеприпасов и сырья. Весьма возможно, что Россия согласится на это при условии, что Франция и Великобритания сделают все необходимое в отношении поляков и румын.
Делегация должна все же попытаться побудить русских начать непосредственные переговоры с этими двумя странами. Уже имеются признаки изменения позиции Польши в этом вопросе.
Маловероятно, что Россия согласится поставлять материалы (представляющие значительные ценности) в сколько-нибудь значительном объеме, если мы не изъявим готовность выплатить определенную финансовую компенсацию.
Следует подчеркнуть, что Россия, как великая держава, должна быть готова сделать то, что было сделано нами, т. е. оказать помощь нашим союзникам как в финансовом отношении, так и материалами.
Читаем еще раз внимательно:
Россия, как великая держава, должна быть готова сделать то, что было сделано нами, т. е. оказать помощь нашим союзникам......
Вы не находите что такое предложение является верхом наглости?
18. Несмотря на указанные выше трудности и на новые трудности, с которыми, возможно, придется столкнуться, имеются признаки, свидетельствующие о том, что русские действительно желают одновременного заключения как политических, так и военных соглашений. Делегация должна будет обратить внимание русских, насколько важно ведение войны на два фронта для того, чтобы победить Германию. По тем же соображениям надлежит избегать раскрытия наших собственных трудностей.......
Часть вторая
СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЗАМЕЧАНИЯ
Э к о н о м и к а
21. Было бы неправильно, если бы обсуждение экономических проблем заняло важное место в этих переговорах. Во всяком случае, переговоры по экономическим вопросам под углом зрения национальной обороны должны быть сведены к общим соображениям, причем следует с самой большой тщательностью избегать раскрытия советским властям действительных размеров экономических трудностей наших союзников, имея в виду, что важные сведения были представлены самими этими государствами.
..................
22. Первоначальные материальные резервы Польши и Румынии, как предполагается, незначительны. Противовоздушная оборона их промышленных районов, видимо, весьма ограниченна, и их главные заводы немногочисленны и легко могут быть обнаружены.
23. В связи с трудностями сообщения, мало вероятно, чтобы Англия и Франция могли поставлять Польше и Румынии военные материалы, необходимые для расходования в большом количестве. С другой стороны, СССР имеет с этими двумя странами общую границу, а нападение с воздуха является единственным средством, имеющимся в распоряжении врага, для того, чтобы воспрепятствовать свободному продвижению русского снабжения в Польшу и Румынию. Принимая во внимание, что сомнения, быть может, испытываемые в настоящий момент Польшей и Румынией в вопросе принятия этой формы помощи, под давлением военной необходимости, видимо, окончательно исчезнут, экономическая помощь, которую Россия может оказывать нашим восточным союзникам, может стать жизненно важным фактором, от которого будет зависеть продолжение польского и румынского сопротивления. Следует, однако, отметить, что до настоящего времени из всех восточноевропейских государств одна лишь Турция использует в значительной мере военные материалы русского образца. Едва ли приходится сомневаться в том, что советская промышленность не была бы в состоянии приспособиться к выпуску военных материалов тех образцов, которые могут оказаться необходимыми для Польши и Румынии.
То есть нам предлагалось еще и потратиться на налаживание производства .....военных материалов тех образцов, которые могут оказаться необходимыми для Польши .....
М е т о д ы в е д е н и я в о й н ы
26. Мы не можем игнорировать возможности неограниченного применения Германией или Италией методов воздушной и подводной войны и газов, вопреки договорам или соглашениям, запрещающим это. Взятие на себя инициативы в применении такого рода методов противоречило бы политике французского и английского правительств, однако последние располагают необходимыми средствами на тот случай, если бы они оказались вынужденными предпринять ответные меры.
Мы должны побудить СССР согласиться с этой политикой и, в частности, с нашей политикой в области авиации, изложенной ниже:
«Политика британского и французского правительств в отношении воздушных операций заключается в том, что мы не должны брать на себя инициативу воздушных операций против каких- либо объектов, которые не являются чисто военными в самом узком смысле этого слова, т. е. военно-морскими, военными объектами и предприятиями, и что по мере возможности нужно будет ограничиваться объектами, нападение на которые не повлечет за собой жертв среди гражданского населения».
Вот это действительно разумая и дельная мысль.
С т р а т е г и ч е с к а я п р о б л е ма
27. В нижеследующих пунктах предполагается, что как Польша, так и Румыния сражаются на востоке против Германии; имеется в виду, что эти две страны поддерживаются франко-британскими действиями.
29. Как мы видели выше, степень использования русского вооружения и военных материалов должна была бы в начале военных действий обусловить силу и длительность сопротивления этих двух держав. Имея в лице России противника, Германия окажется на востоке перед лицом значительно более трудной ситуации. Глубина фронта возрастет при этом почти до бесконечности, и Германия не сможет надеяться на развязку на востоке в результате одной только оккупации Румынии и значительной части Польши. Чем дальше германские войска будут проникать на территорию противника, тем ближе они окажутся к России и тем более грозными окажутся те силы, против которых им придется сражаться. Прочный союз выгоден для России, так как дает ей уверенность в том, что Польша и Румыния будут служить буфером между нею и Германией.
Помимо того, что эти государства представляют естественное препятствие, в связи с чем упрощается проблема обороны России, они в известной мере освобождают ее от постоянного напряжения и от частичной мобилизации, на которые она была бы обречена в случае, если бы германская граница приблизилась к границе Украины.
Возможное развитие операций
30. Мы полагаем, что в первый период войны Россия не сможет ввести свои сухопутные силы в Польшу и Румынию, но все же мы думаем, что первоначальная обстановка должна явиться предметом обсуждения с русскими, и в связи с этим мы рассмотрим ее в следующих пунктах.
......
Румыно-польское сотрудничество
60. Поляки и румыны не обеспечили согласованной обороны своих стран против германского нападения, поскольку в прошлом польско-румынский союз ориентировался лишь на предположение о нападении со стороны России.
Это еще один факт иллюстрирующий договороспособность тех с кем нам предлагалось договариваться.
Польско-русские отношения
61 а). Представляется очевидным, что в силу трудностей сообщения непосредственная помощь Польше со стороны британских или французских сил почти невозможна. Однако везде, где действуют наземные и воздушные французские и британские силы, они оказывают косвенную помощь Польше, сдерживая силы противника. Соображения такого же характера относятся и к Румынии.
Прелести такого рода "косвенной помощи" Россия испытала в полной мере в 1941-1943годах сражаясь в одиночку против главных сил Германии. Впрочем,что именно так и будет в случае если Россия вступит в бой настороне англичан было ясно еще в 1939м
b). Поляки не желают вступать в непосредственные отношения с Россией в мирное время с целью подготовки сотрудничества во время войны; они утверждают, что это явилось бы провокацией по отношению к Германии.
Мы рассматриваем это как предлог, поскольку настоящая причина заключается в том, что они опасаются быть вынужденными согласиться на использование русских войск в Польше. Они боятся, что не смогут в дальнейшем избавиться от этих войск и помешать «коммунизации» польских крестьян.
С другой стороны, мы полагаем, что русское правительство не очень склонно держать войска в Польше, опасаясь, как бы они не подверглись «буржуазному» влиянию.
Совершенно очевидно, что если и можно будет побудить поляков принять русские воздушные силы и материалы, то во всяком случае они не желают иметь русских солдат на своей территории.
Ну,а почему бы не принять? На халяву как известно и уксус сладкий
При таком положении переговоры потребуют большого такта.
67. Тем не менее, ввиду ограниченных запасов военных материалов, которыми располагают поляки и румыны, возникает вопрос, окажутся ли они в состоянии остановить германское наступление и организовать прочный Восточный фронт без значительной помощи со стороны России.
.......
74. В общем мы не ждем быстрого или показного успеха, но Германия непосредственно подвергнется экономическому давлению и должна будет нести тяжесть борьбы на двух фронтах. Эти факты в соединении с моральным эффектом, связанным с ведением войны против России, Франции и Великобритании, должны в огромной степени увеличить напряжение как морального состояния Германии, так и ее ресурсов. В связи с внутренним положением Германии и теми усилиями, которых требует ее программа перевооружения, сила сопротивления Германии оказалась бы ослабленной, и мы можем с уверенностью предвидеть окончательный исход.
....................
77. Сомнительно, чтобы Румыния могла бы сделать большее, чем отказать Германии в своих экономических ресурсах, особенно в горючем, и, может быть, сковать несколько второсортных германских или венгерских дивизий. Однако Польша, предприняв наступательные действия на востоке, могла бы облегчить давление на западе.
78. Всякое наступление против Восточной Пруссии обошлось бы тем не менее весьма дорого вследствие мощности германских укреплений и трудностей, связанных с местностью.
Польская армия недостаточно снабжена наступательными видами оружия, чтобы проникнуть в германские укрепленные зоны, за исключением того случая, когда Германия [уже] стояла бы перед лицом неминуемого поражения. Наиболее естественной операцией для польской армии являлись бы, казалось, ограниченные наступательные действия в Моравии и немецкой Силезии, преимущество которых заключалось бы в высвобождении трех расположенных по соседству и очень важных польских промышленных районов.
..........
Французские оборонительные сооружения
82. Франко-германская граница на всем ее протяжении прикрыта линией Мажино, которая, вероятно, является наиболее мощной из всех существующих систем неподвижной обороны. Кроме того, французы смогли бы быстро мобилизовать около 86 дивизий во Франции. В этих условиях прямое нападение на Францию весьма мало вероятно и всякое германское наступление должно будет проводиться либо через Швейцарию, либо через Нидерланды.
Поскольку рельеф местности в Швейцарии очень ограничивает возможность продвижения, представляется более вероятным, что немцы решат действовать через Нидерланды.
83. Развитие германского наступления через Нидерланды и Бельгию зависит от различных обстоятельств, например от эффективности разрушений и наводнений и от быстроты, с которой французская помощь могла бы быть оказана бельгийским войскам.
Рано или поздно этот фронт стабилизируется.
А вот тут англичане ошибались самым роковым образом.
Переходим к самому интересному. Как англичане представляли себе роль России в этой войне
Помощь русских на суше
87. Учитывая отрицательное отношение поляков к пребыванию русских войск на польской земле, мы считаем, что самой ценной формой помощи со стороны русских была бы следующая:
a) Сосредоточение [войск] на севере для защиты зоны Ленинграда в целях оказания сопротивления германскому продвижению через Прибалтийские страны или для помощи Польше на ее северном фланге.
То есть с "суверенитетом" прибалтийских стран считаться никто не планировал.
b) Сосредоточение второй группировки к югу от болот в районе Припяти для противодействия германскому наступлению через Венгрию или Румынию или для оказания помощи Польше в польской Украине.
То есть если Польше станет плохо мы обязаны ее спасать. С риском влипнуть как союзники в Бельгии.
c) Приведение в готовность экспедиционных сил, предназначенных либо для помощи союзному наступлению на Додеканезы, либо для подкрепления турецких войск во Фракии или в Салониках. Предпочтительнее, чтобы этот вопрос был поставлен французами.
Поставки пушечного мяса.....
d) Снабжение вооружением и военными материалами союзных государств в Восточной Европе, в частности Польши и Турции, и оказание им технической помощи.
....и всего что необходимо союзникам там и тогда когда они сочтут нужным.
В связи с изложенными выше положениями можно отметить, что в первую очередь представляется существенным обеспечить союзным государствам на востоке Европы возможность поддерживать непрерывный, крепкий и устойчивый фронт. Простое сосредоточение русских войск явилось бы большим моральным подспорьем для Польши и Румынии и сократило бы количество войск, которые Германия решилась бы использовать для наступления на западе. Представляется также весьма желательным с самого начала лишить Болгарию свободы действий. Помощь со стороны русской авиации
88. Мы уже обратили внимание на то значение, которое мы придаем тому, чтобы Польша и Румыния получили всю возможную помощь авиацией со стороны России.
Польше не хватает современных типов самолетов и средств противовоздушной обороны. Ее слабость в этом отношении может явиться важным фактором, ослабляющим ее способность сопротивления германскому нападению. С другой стороны, в ходе недавней дискуссии в Москве СССР проявил озабоченность в отношении возможного проникновения Германии в Прибалтийские страны. Таким образом, видимо, в интересах той и другой страны, как СССР, так и Польши, чтобы русские воздушные силы сотрудничали в деле воздушной обороны на польско-германском фронте. Если этот фронт сможет быть сохранен, то это будет удерживать германские бомбардировщики за пределами радиуса эффективных действий на русской территории и вместе с тем обеспечит полякам и русским более короткую линию обороны, чем та, которую русские должны были бы защищать, если бы они были одни и если бы Германия проникла в Прибалтийские государства и Польшу.
Итак, советские истребители и наземные средства противовоздушной обороны жизненно необходимы на польско-германском фронте, и в их пребывании в Польше заинтересованы как русские, так и поляки.
89. Быть может, для России окажется невозможным участвовать в совместных наступательных бомбардировочных операциях против Германии в той мере, в какой мы могли бы желать этого, ввиду того что русская бомбардировочная авиация, как правило, не организована так, чтобы быть мобильной. Однако мы придаем очень большое значение тому, чтобы максимальное количество германских военно-воздушных сил было приковано к Восточному фронту, и единственно верным средством для этого является увеличение возможностей союзников путем перехода в воздушное наступление на этом фронте. Делегация должна, следовательно, побудить Россию использовать и изыскать любые средства, которые она сочтет возможным для того, чтобы ее бомбардировщики смогли бы принять участие в наступательных операциях против германского фронта на востоке.
90. Та помощь, которую Россия может предоставить Польше и Румынии на первых фазах войны, и давление, которое она может оказать на восточные границы Германии как на земле, так и в воздухе, явятся, несомненно, ценным дополнением к нажиму, осуществляемому с другой стороны, и ускорят конец военных действий. Таким образом, мы весьма озабочены тем, чтобы узнать, в какой мере Россия считает себя способной усилить восточный барьер против агрессии в течение того времени, пока Польша и Румыния выдерживают первые удары, и до того, как Россия сможет развернуть свои главные силы против Германии. Так же обстоит дело и с военной политикой, которую Россия в связи с этим предусматривает на тот случай, если германские и русские силы войдут в соприкосновение в результате прорыва польского и румынского фронтов.
итак Россию они рассматривали как ценное дополнение к Польше. не больше ни меньше.....
окончание здесь
http://katmoor.livejournal.com/326829.html