Из нашей братии сформирован батальон, к которому прибавили два батальона из татар и башкир.
Это полк Иисуса Христа.
Когда мы выехали из Челябинска, то купеческая публика на вокзале кричала нам:
«Да здравствует капитализм!», «Вперед за православную веру!»
Все татары и башкиры в нашем полку стройно ответили: «Ура!»
Я.Гашек."Дневник попа Малюты"1919 год.
Прочтя "Прибалтийские дивизии Сталина" я вспомнил эти незабвенные строки Гашека и решил сделать краткий обзор военных усилий прибалтов в ВОВ.
Материала для поста много .поэтому решил разбить на части.
1. Литовцы
29-й литовский стрелковый корпус начал формироваться в июне 1940 года на базе национальной армии Литвы,
Корпус состоял из 179-й и 184-й стрелковых дивизий и частей корпусного подчинения: 615-го корпусного артиллерийского полка, 26 кавполка, саперного батальона, батальона связи и 29-й авиаэскадрильи.
На октябрь 1940года- 15 300человек, 4265 лошадей, винтовок- 31 106, пулеметов-1695, 81,4-мм минометы Stokes-Brandt шведского производства-80 шт.,20-мм автоматические швейцарские Oerlikon BW и 20-мм немецкие зенитные орудия Flak 28 -140шт,76,2-мм пушки образца 1902г.-17шт, 75-мм пушки Schneider-117шт,105-мм гаубицы Schneider французского производства 66 шт танки Т-26-3шт, БА-20шт., автомобили-294шт,радиостанций-311шт мотоциклов-87, тракторов-15
Корпусной авиаотряд (29-я эскадрилья) был оснащен 19 самолетами литовского производства (14 Anbo-41 и 5 АпЬо-51). Он базировался в районе Укмерге.
Постепенно все это устаревшее вооружение заменялось советским оружием новейших образцов.Реорганизацию дивизий проводили согласно советским штатам.
http://imf.forum24.ru/?1-5-80-00000027-000-260-0 Одновременно с перевооружением и реорганияацией корпуса происходила его советизация.Части получили политруков. ЧШло обновление личного состава путем увольнения выслуживших срок и ненадежных. Часть командиров была направлена на учебу .
Началась война.
22 июня руководство Компартии Литвы отважно сбежало их Ковно бросив население на произвол фашистов.
184 сд
На 22 июня 1941 года дивизия, а также
429-й гаубичный артиллерийский полк находились в Оранском (
Варены) лагере близ
Алитус Состояние дивизии оценивалось командованием 11-й армии как «184-я стрелковая дивизия ещё не укомплектована нашим составом полностью и является абсолютно ненадежной»
На 23 июня 1941 года 184-я стрелковая дивизия имела задачу выйти в район Олькеники для организации здесь обороны, отмобилизования и доукомплектования. Однако дивизия была ещё 22 июня 1941 года окружена немецкими войсками в районе
Валкининкай, и здесь же её боевой путь фактически завершился.
Здесь следует иметь в виду,что окружить шеститысячную дивизию немцы в первый же день не могли. Речь идёт о банальном мятеже с убийствами нелитовских командиров.
Некоторые подразделения дивизии (моторизованные части, 616-й артполк, зенитный и противотанковый дивизионы) после пятичасового боя по выходу из котла смогли вырваться из окружения и ушли на восток .Речь идёт о частях в которых благодаря значительному числу русских солдат командование сохранило контроль.
179 сд
В мае 1941 года направлена в летний лагерь в районе
Пабраде, возле реки
Жеймяна. Любопытно, что стрелковые полки и спецчасти, состоящие из солдат-литовцев базировались по берегу Жеймяны по прямой линии, а советские части распределились полукругом вокруг, так, что литовские части были окружены с одной стороны советскими полками, а с другой протекала река.
С 24 июня 1941 года отходит в сторону
Швенчёленай, по пути теряет дезертировавших литовцев, однако их бегство было затруднено, в сравнении со
184-й стрелковой дивизией того же корпуса, так как командование приняло соответствующие меры. Дивизия двигалась через
Поставы, Глубокое (в этом районе мятежные литовские солдаты предприняли попытку нападения на штаб), Дунилевичи, достигла
Полоцка, а к началу июля 1941 года вышла к
Невелю, имея в составе 1500-2000 человек, однако была пополнена более чем семью тысячами мобилизованных из России, при этом все литовцы были отправлены на восток.
19 сентября 1941 года официально расформирована.
615 корпусной артполк
Перед войной дислоцируется в летнем лагере юго-западнее
Алитуса.
C 22 июня 1941 года отводится на восток через
Вильнюс, при прохождении через город подвергся нападению литовских повстанцев в том числе и дезертиров из состава 29-го стрелкового корпуса, потерял до 200 человек и практически всю материальную часть: 31 орудие и 32 трактора, как боевая единица перестал существовать.
Несколько орудийных расчётов из состава полка присоединились к
5-му артиллерийскому полку, в основном же остатки полка без материальной части вышли к
Невелю к концу июня 1941 года.
Таким образом в первую же неделю войны литовские части прекратили существование , эвакуация из Литвы была практически сорвана а мобилизация даже не начиналась. литва попала в руки немцев и их марионеток.
Но оставалось еще руковадство Компартии Литвы. Которое превратившись в генералов без войск начало осаждать Сталина предложениями сформировать войска которыми оно могло бы командовать.
http://sovdoc.rusarchives.ru/#showunit&id=369312;tab=img после того как Сталину доложили,что Латвийская дивизия вступила в бой и при этом катастрофы не произошло,разрешение было получено.
Вдохновленный мудрыми решениями Партии и правительства Щаденко 19,12,41 издал приказ:
«1. До 10 февраля 1942 года сформировать 16-ю ЛСД численностью 11 618 человек.
2. Формирование дивизии начать 25 декабря и закончить до 10 февраля 1942 года. В первую очередь укомплектовать руководящие кадры (не менее 30 %). Только после этого укомплектовывать рядовой состав дивизии.
3. При комплектовании личного состава соблюдать следующий принцип:
а) руководящие кадры среднего и старшего звена комплектовать из бойцов бывшего 29-го территориального (стрелкового) корпуса, из работников Народного комиссариата внутренних дел, милиции, партийных, советских работников и других граждан Литовской ССР, эвакуированных в другие республики Советского Союза.
Политработников комплектовать, подбирая людей персонально из партийного актива;
б) рядовой состав дивизии и младшие руководящие кадры также комплектовать из числа надежных, преданных партии и Советской власти граждан литовской национальности призывного возраста, пригодных к воинской службе, прежде всего из числа бойцов бывшего 29-го территориального стрелкового корпуса, работников Народного комиссариата внутренних дел, милиции, партийных, советских органов и других граждан Литовской ССР, эвакуированных в другие союзные республики.
4. Военному совету Московского военного округа обратить особое внимание на комплектование личного состава дивизии и особенно руководящих кадров.
5. Начальнику управления кадров Красной армии до 15 января 1942 года выявить руководящие кадры - литовцев, находящихся в других округах и в тылу, а также в резервных частях, и направлять их в Московский военный округ для комплектации формируемой дивизии.
6. Начальнику управления мобилизации и комплектации Красной армии направить обученный контингент и выздоровевших после ранения бойцов литовской национальности, находящихся в других округах, до 15 января 1942 года в Московский военный округ для укомплектования дивизии.
7. Не ожидая, пока будет закончена комплектация, начать военно-политическую подготовку прибывших и формирование частей.
Ядро личного состава дивизии составили:
годные к военной службе рабочие, крестьяне и интеллигенция Литовской ССР;
успевшие эвакуироваться в начале войны советские, партийные и комсомольские работники;
литовцы, проживавшие в других республиках ССР; откомандированные из других частей Советской армии военнослужащие-литовцы;
выпускники Вильнюсского пехотного училища.
17 февраля 1942 года руководство КП(б) Литвы решило обратиться в ГКО с просьбой выявить и направить в ряды формирующейся дивизии воинов бывшего 29-го корпуса - около трех тысяч человек. С ними затем работали мобилизационные комиссии. Они и составили основное ядро дивизии
[246].
Ввиду нехватки подготовленных бойцов ряда воинских специальностей партийное руководство Литвы направило в Наркомат обороны просьбу о комплектовании Литовской дивизии тремя тысячами минометчиков, пулеметчиков, саперов и связистов
.
Средний и старший офицерский состав дивизии включал как кадровых офицеров Красной армии, так и большую группу кадровых офицеров и генералов Литовской армии. К числу ветеранов Гражданской войны принадлежали Ф. Балтушис-Жемайтис, Юозас Барташюнас, В. Дильман, ...и другие
Командирами рот, батальонов, полков в основном стали повоевавшие в частях 29-го территориального корпуса офицеры - выходцы из Литовской армии и Народной армии, получившие военное образование в учебных заведениях Литвы
Было принято решение, согласно которому солдаты и офицеры, излечившиеся после ранений в госпиталях, возвращались обратно в литовские части для того, чтобы дивизия сохраняла характер национального воинского соединения.
Кроме того, дивизия стала служить структурой, при которой готовили кадры забрасываемых в оккупированную Литву подпольщиков и партизан. При 2-м запасном литовском батальоне была создана рота особого назначения, и она готовила кадры организаторов подполья.
однако формирование дивизии шло недопустимо медленно. Уж очень мало литовцев удавалось найти.
С 10 августа 1942 года штатная численность дивизии была установлена в 10 374 человека. Этому предшествовал доклад командира дивизии в штаб Московского военного округа 20 апреля 1942 года о том, что в дивизии вместо положенных по штату 12 795 бойцов налицо только 8129. При этом литовцев было 3923, евреев 2556, русских 1436 и 214 человек принадлежали к другим национальностям. Ряды дивизии росли, и 22 мая 1942 года в ней числились 12 398 человек (включая запасные и учебные батальоны)
По меркам первых военных лет, дивизию держали на обучении длительное время.(для сравнения-
http://katmoor.livejournal.com/1473135.html) Среди прочего учитывалось то, что добровольцы, составившие значительную часть численности дивизии (более одной трети всех бойцов), не только раньше не участвовали в боевых действиях, но и вообще не имели какой-либо военной подготовки. Воевали на фронтах Отечественной войны ранее 11,3 % рядовых, 15,3 % сержантов, 30,8 % командиров.
На момент окончания формирования литовцев(включая тех которых собирали по всейРоссии и по всей РККА) было 36,з%
И наконец 27 декабря 1942 года дивизия была отправлена на фронт.
К 17 февраля 1943 года, дивизия прибыла в район села Дросково Орловской области и по приказу командующего армией в ночь с 18 на 19 февраля сосредоточилась на участке Экономичное, Егорьевка, Вольный Труд, Никитовка, в районе поселка Алексеевка Покровского района Орловской области (в 50 километрах юго-восточнее г. Орла).
С 22 февраля по 22 марта 1943 года в составе 48-й армии она активно участвовала в сражениях на орловской земле у поселка Алексеевка.
далее шли длительные и разнообразные бои в которых дивизия несла неминуемые потери. несмотря на то что они были далеки от тех которые несли войска в маневренных боях 1941-1942 гг а также на то чтораненые бойцы дивизии по излечениивозвращались в часть, число и % литовцев в ней неуклонно снижался. на 01.07.44 их было в дивизии 1477 чел.
В июле РККА вступила на территорию литвы.Начался призыв местных в армию. Поскольку исход войны был в целом уже решен,то призываемые особо от призыва не бегали. всего призвали более 100 тыс часть из которых приняла участие в последних боях войны.
таковы факты
http://www.e-reading.club/chapter.php/1003621/22/Petrenko_Andrey_-_Pribaltiyskie_divizii_Stalina.html теперь оценка фактов.
В дни решающих боев 1941-1942года подавляющее большинство литовцев(литовских) встала на сторону немецких фашистов. Служили в карательных батальонах. работали на военных заводах. Боролась с фашизмом лишь немногочисленная горсточка коммунистов. которая на фоне многотысячной рати литовских фашистов выглядела более чем скромно.
Компартия Литвы в 1941 году никакого влияния ни на собственную армию ни на население не имела. Ее высшее руководство продемонстрировало сначала трусость а потом приспособленчество.
Тут всё понятно.
осталось разобрать политику ВКП(б) и Сталина в отношении всего этого.
Была ли правильной довоенная политика в Литве? Наверно другого варианта не было. Разве что доверять новые пушки и тракторы столь ненадежным лицам было необязательно.
Следовало ли Сталину удовлетворять пожелания руководства КП Литвы?
Возможно что политические соображения действительно требовали наличия в составе РККА такого соединения. Однако собирая в него литовских литовцев совершенно необязательно было включать туда литовцев из России и русских из Литвы. Вполне можно было поступить по рецепту Гашека упомянутому в эпиграфе. для того чтоб назвать дивизию литовской вполне хватило бы в каждом стрелковом полку 1-2 батальонов из титульной национальности. Это позволило бы ввести ддивизию в бой значительно раньше. и вообще ставить русских и прочих нелитовцев под команду командиров отобранных по расовому признаку было неправильно.
Следующее соображение.
Является ли участие горстки литовцев в боях с фашизмом основанием для освобождения Литвы от прохождения полноценной денацификации?
Взятых в армию осенью 1943 не считаем. В 1944 Сталин вполне мог позволить себе сформировать немецкую дивизию. и даже не одну. сформировал же он из военнопленных вермахта в 1943 югославскую бригаду. мог бы и немецкую сформировать кадров хватало. Но-не стал. А вот прибалтов пожалел. На свою голову.
Такие вот мысли.
Poll