Оригинал взят у
alex_leshy в
Турция и три закона пистолета Есть такое эмпирическое правило, иногда называемое тремя законами пистолета. Не уверен, что знаешь, когда применять оружие, не доставай его и даже не бери с собой. Не уверен, что выстрелишь, не показывай его и, тем более, не угрожай им. Если достал оружие и озвучил граничную черту, при малейшем ее нарушении немедленно стреляй. Решительно. На поражение. Без каких бы то ни было "ой, я не хотел, оно случайно вышло". Нарушение любого из этих правил обычно приводит к крайне негативным последствиям. Так вот Турция нарушила их все и теперь закономерно отгребает.
Сбитый турками российский фронтовой бомбардировщик принципиально и глубоко рассорил Анкару с Москвой. Теперь Эрдоган вынужден доказывать себе и всему миру, который уже запасся попкорном, свою решительность уже хотя бы для того, чтобы не прослыть Промокашкой. Был такой характерный персонаж в фильме «Место встречи изменить нельзя». В дипломатии, особенно на Востоке, имидж имеет очень важное, часто вообще ключевое значение. Потеря лица для Эрдогана чревата утратой поддержки внутренних элит, без которых одних его собственных ресурсов (финансовых, политических, дипломатических и электоральных) недостаточно даже для сохранения своего текущего положения.
Поэтому турецкий президент пытается продолжать размахивать пистолетом, но находясь в положении цугцванга, понимает, что практическая реализация озвучиваемых угроз - убытков и проблем ему принесет намного больше, чем какой-либо пользы. Да что там, откровенно говоря, никакой пользы не выйдет вообще. Потому никто этих угроз и не пугается. Тем более Россия, которая только и ждет момента, когда Эрдоган оступится и подставится, чтобы сторицей вернуть ему "должок".
Спасти турков может только принципиальное изменение общего расклада. Например, превращение конфликта из только российско-турецкого в какой-нибудь глобальный международный, лучше всего еще и антитеррористический. Но, увы, в этом направлении Анкару тоже преследуют неудачи.
Не вышло втянуть в конфликт суннитские монархии Залива. Нет, враг у них с турками общий - это Россия и Иран. Башар Асад - это не враг, это просто препятствие на пути к решению ими их геополитических задач в регионе. Но практика показала, что слишком много о себе думать это одно, а реальные возможности - совсем другое. Много денег можно превратить в создание почти сказочных оазисов посреди жаркой пустыни, а вот за несколько десятков лет подняться от нищих малограмотных кочевых пустынных племен до уровня современного государства со всеми его институтами, в том числе мощной и надежной армией, практически невозможно. Независимо от количества имеющегося золота.
Война саудитов в Йемене показала два важных момента. Большую и лучше всех на Ближнем Востоке вооруженную армию они имеют только на бумаге. Ибо на практике воевать совершенно некем. Несколько отрядов спецназа сути дела не меняют. Из всех своих вооруженных сил Королевство смогло выделить менее 10 тысяч способных воевать штыков. Это и само по себе оказалось неприятным открытием, но еще большее разочарование ожидало Королевство, когда оно увидело реальный уровень боеспособности своего дорогого войска. Надо сказать, почти никакой. Что характерно, аналогичным образом в войне с хуситами себя показали все остальные участники Коалиции. Война в Йемене надежно связала все военные ресурсы этих претендентов на региональное лидерство. Им даже пришлось прибегнуть к найму псов войны везде, где это возможно, вплоть до Центральной Америки. Но наемники быстро сообразили, что легкой прогулки не предвидится, потому тоже бегут.
И вот в этих условиях турки пытаются втянуть саудитов в еще одну войну... Нет, конечно, как принято на Востоке, все будут продолжать важно надувать щеки и доказывать свою способность голыми руками в одиночку на лоскуты порвать хоть миллион голодных львов. Но Восток на то и Восток, что говорить далеко не всегда означает делать. Словом, сколотить Коалицию с местными монархиями туркам не получилось. Да и как ее сколотить, если там начальниками хотят быть все, а реально воевать не собирается никто.
Осталось последнее направление поиска союзников, НАТО и США. Точнее, уже только США, потому что НАТО достаточно ясно дало понять, что вписываться за турков в их войну с русскими в Сирии они не намерены. Не в последнюю очередь и потому, что турки сами не понимают толком, за кого или за что они собираются воевать. Они слишком заигрались с контрабандной ИГИЛовской нефтью. Они не имеют четкого представления о разнице между группировками "зеленых", типа "ан-Нусры", которых называют своими союзниками, и формированиями "черных", т.е. ИГИЛ, которые сейчас вроде как плохие террористы. Правда, совсем недавно Анкара пыталась сдвинуть окно Овертона и вбросить мысль о необходимости с радикальными террористами как-то договариваться на том основании, что тем удалось построить свое государство.
Эта неопределенность, в конечном счете, привела к возникновению прямого противостояния Турции с США. Да, турки входят в НАТО и даже продолжают стремиться стать полноправным членом ЕС. Да, на территории Турции дислоцируются военные части других членов Альянса. Да, на авиабазе "Иджирлик" находятся американские боевые самолеты, летающие бомбить "террористов" в Сирию. Но расклад уже дошел до граничной черты. Эрдоган уже пытался публично поставить перед Вашингтоном "вопрос ребром", потребовав от американцев четкой определенности: или они с Турцией или они с курдами.
Похоже, Анкара не желает признать простую истину, что Америка везде и всегда только сама с собой, только с теми, кто совпадает с ее интересами. А в них курды и иранцы намного важнее турков. Причем США хорошо понимаю, насколько ограничены возможности Эрдогана по
выдворению американцев из Турции. Потому нынешнюю его угрозу "принять меры по отношению к США, в том числе по линии авиабазы Инжерлик" - они попросту проигнорировали.
Правда, есть в этом и свои неприятные подводные камни. Несрабатывание угроз серьезно портит реноме самого Эрдогана. Что это за лидер, если все страны об его мнение демонстративно вытирают ноги? Нужен ли такой лидер нации? Может, стоит поискать кого-то лучше? Эти вопросы вполне могут толкнуть Турцию на вовсе уж необдуманные поступки. Тем более, что внутренняя обстановка в стране накаляется и выплескивается в рост количества терактов. Вряд ли стоит ожидать начала нашумевшего турецкого наступления в Сирию, но попытку организации чужими руками чего-нибудь вроде акта месте исключать не стоит.
Специально для
ИМПЕРИЯ