Непервая Аэрократическая война.

Oct 05, 2015 17:03

Уважаемая Сандра назвала операцию проводимую Россией в Сирии  первой аэрократической операцией России.
http://sandra-nika.livejournal.com/1161322.html

должен заметить что именуемые столь блестящим термином операции Россия проводит далеко не в первый раз.

Ранее подобные операции проводились. Еще до ВМВ. В Испании и Китае.

и если испанская война для России  чисто аэрократической не была, там еще и танкисты воевали, то в Китае  имевшем в отличие от испанских цэеуропейцев  собственные , пусть и скромные, танковые войска война для россии носила чисто аэрократический характер.

Некоторые подробности.



В августе 1937 был подписан договор о ненападении между Китаем и СССР, а нанкинское правительство обратилось к последнему с просьбой о материальной помощи.

Почти полная утрата Китаем возможностей постоянных сношений с внешним миром отвели провинции Синьцзян первостепенное значение как одной из важнейших сухопутных связей страны с СССР и Европой. Поэтому в 1937 году китайское правительство обратилось к СССР с просьбой оказать помощь в создании автомобильной трассы Сары-Озек - Урумчи - Ланьчжоу для доставки в Китай из СССР оружия, самолетов, боеприпасов и т. д. Советское правительство ответило согласием.

С 1937 по 1941 год СССР регулярно осуществлял поставки вооружения, боеприпасов и пр. в Китай по морю и через провинцию Синьцзян, при этом второй путь являлся приоритетным из-за морской блокады китайского побережья. СССР заключил с Китаем несколько кредитных соглашений и контрактов на поставку советского вооружения. 16 июня 1939 года был подписан Советско-китайский торговый договор, касавшийся торговой деятельности обоих государств. В 1937-1940 годах в Китае работало свыше 300 советских военных советников. Всего же в эти годы там работало свыше 5 тыс. советских граждан, в том числе А. Власов и В.И. Чуйков, который оставил воспоминания, изданные позднее под названием «Миссия в Китае»[12]. Среди них были лётчики-добровольцы, преподаватели и инструкторы, рабочие по сборке самолетов и танков, авиационные специалисты, специалисты-дорожники и мостовики, транспортники, медики и, наконец, военные советники.

К началу 1939 года, благодаря усилиям военных специалистов из СССР, резко упали потери в китайской армии. Если в первые годы войны китайские потери убитыми и ранеными составляли 800 тыс. человек (5:1 к потерям японцев), то за второй год они сравнялись с японскими (300 тыс.)

1 сентября 1940 года в Урумчи был произведён пуск первой очереди нового авиасборочного завода, построенного советскими специалистами.

Всего за период 1937-1941 годов из СССР Китаю было поставлено: самолётов 1285 (из них - истребителей 777, бомбардировщиков - 408, учебных - 100), орудий разных калибров - 1600, танков  - 820, пулемётов станковых и ручных - 14 тыс., автомашин и тракторов - 1850.
(для сравнения. в 1936м году советская авиапромышленность выпустила 2688 самолетов всех типов).
еще для сравнения. летом 1937 г. в китайских ВВС насчитывалось около 600 боевых самолётов, из них 305 истребителей, но боеспособными были не более половины[5]), 70 танков, 1000 артиллерийских орудий.
Китайская авиация состояла из устаревших самолётов с малоопытными китайскими или наёмными иностранными экипажами. Обученные резервы отсутствовали.

Стоимость оружия и военных материалов поставленных СССР Китаю до сентября 1939 г.  составила 250 млн. долл.
в пересчете на нынешние доллары-это десятки миллиардов.
причем в кредит. В той обстановке это было считай что даром.

14 сентября 1937 года китайская делегация на приёме в Москве обратилась к Сталину с просьбой о посылке в Китай советских лётчиков. Просьба была удовлетворена. Непосредственным отбором и формированием группы советских лётчиков-добровольцев руководили начальник ВВС РККА А. Д. Локтионов и его заместитель комбриг Я. В. Смушкевич.

К 21 октября 1937 года для отправки в Китай были подготовлены 447 человек, включая наземный технический персонал, специалистов по аэродромному обслуживанию, инженеров и рабочих по сборке самолётов. По «воздушному мосту» из Алма-Аты в Ланьчжоу в октябре были переправлены две эскадрильи - бомбардировщиков СБ и истребителей И-16. В ноябре 1937 года в Китай была направлена вторая группа бомбардировщиков СБ под командованием капитана Ф. П. Полынина, с этой группой прибыло около 150 добровольцев. В конце 1937 - начале 1938 года тремя группами в Китай была направлена эскадрилья истребителей И-15 под командованием А. С. Благовещенского, а к июлю 1938 года - эскадрилья бомбардировщиков СБ в составе 66 человек во главе с полковником Г. И. Тхором. В итоге к середине февраля 1939 года в Китай на разные сроки прибыли 712 добровольцев - лётчиков и авиатехников.

Следует отметить что до 1941 года помощь Китаю кроме СССР не оказывал практически никто.  Только в октябре 1941года США предоставили Китаю кредит аж на целых на 50 млн. долл.
За это же время только США поставили в Японию военных материалов более чем на 500 млн. долл.

Были ли эти затраты оправданы?

да. каждый доллар потраченный нами на помощь Китаю окупился полностью.
Японская армия не смогла разгромить Китай и навязать ему свою волю. Скованная сопротивлением китайской армии она была вынуждена отказаться от эскалации спровоцированного ею же конфликта на Халхин-Голл.
И в 1941м ,в период наивысшего напряжения сил СССР Япония к расширению войны тоже не оказалась готова.и была вынуждена сначала перенести ее на 1942год , затем поставить в зависимость от успехов войны на Тихом океане.

Об этом следует помнить всем кто считает что помощь Сирии может обойтись нам слишком дорого.

история, китайская история, мое, ВОВ

Previous post Next post
Up