Уважаемая Сандра назвала операцию проводимую Россией в Сирии первой аэрократической операцией России.
http://sandra-nika.livejournal.com/1161322.html должен заметить что именуемые столь блестящим термином операции Россия проводит далеко не в первый раз.
Ранее подобные операции проводились. Еще до ВМВ. В Испании и Китае.
и если испанская война для России чисто аэрократической не была, там еще и танкисты воевали, то в Китае имевшем в отличие от испанских цэеуропейцев собственные , пусть и скромные, танковые войска война для россии носила чисто аэрократический характер.
Некоторые подробности.
В августе 1937 был подписан договор о ненападении между Китаем и СССР, а нанкинское правительство обратилось к последнему с просьбой о материальной помощи.
Почти полная утрата Китаем возможностей постоянных сношений с внешним миром отвели провинции
Синьцзян первостепенное значение как одной из важнейших сухопутных связей страны с СССР и Европой. Поэтому в 1937 году китайское правительство обратилось к СССР с просьбой оказать помощь в создании автомобильной трассы
Сары-Озек -
Урумчи -
Ланьчжоу для доставки в Китай из СССР оружия, самолетов, боеприпасов и т. д. Советское правительство ответило согласием.
С 1937 по 1941 год СССР регулярно осуществлял поставки вооружения, боеприпасов и пр. в Китай по морю и через провинцию Синьцзян, при этом второй путь являлся приоритетным из-за морской блокады китайского побережья. СССР заключил с Китаем несколько кредитных соглашений и контрактов на поставку советского вооружения. 16 июня 1939 года был подписан Советско-китайский торговый договор, касавшийся торговой деятельности обоих государств. В 1937-1940 годах в Китае работало свыше 300 советских военных советников. Всего же в эти годы там работало свыше 5 тыс. советских граждан, в том числе
А. Власов и
В.И. Чуйков, который оставил воспоминания, изданные позднее под названием «Миссия в Китае»
[12]. Среди них были лётчики-добровольцы, преподаватели и инструкторы, рабочие по сборке самолетов и танков, авиационные специалисты, специалисты-дорожники и мостовики, транспортники, медики и, наконец, военные советники.
К началу 1939 года, благодаря усилиям военных специалистов из СССР, резко упали потери в китайской армии. Если в первые годы войны китайские потери убитыми и ранеными составляли 800 тыс. человек (5:1 к потерям японцев), то за второй год они сравнялись с японскими (300 тыс.)
1 сентября 1940 года в Урумчи был произведён пуск первой очереди нового авиасборочного завода, построенного советскими специалистами.
Всего за период 1937-1941 годов из СССР Китаю было поставлено: самолётов 1285 (из них - истребителей 777, бомбардировщиков - 408, учебных - 100), орудий разных калибров - 1600, танков - 820, пулемётов станковых и ручных - 14 тыс., автомашин и тракторов - 1850.
(для сравнения. в 1936м году советская авиапромышленность выпустила 2688 самолетов всех типов).
еще для сравнения. летом 1937 г. в китайских ВВС насчитывалось около 600 боевых самолётов, из них 305 истребителей, но боеспособными были не более половины
[5]), 70 танков, 1000 артиллерийских орудий.
Китайская авиация состояла из устаревших самолётов с малоопытными китайскими или наёмными иностранными экипажами. Обученные резервы отсутствовали.
Стоимость оружия и военных материалов поставленных СССР Китаю до сентября 1939 г. составила 250 млн. долл.
в пересчете на нынешние доллары-это десятки миллиардов.
причем в кредит. В той обстановке это было считай что даром.
14 сентября 1937 года китайская делегация на приёме в Москве обратилась к Сталину с просьбой о посылке в Китай советских лётчиков. Просьба была удовлетворена. Непосредственным отбором и формированием группы советских лётчиков-добровольцев руководили начальник ВВС РККА
А. Д. Локтионов и его заместитель комбриг
Я. В. Смушкевич.
К 21 октября 1937 года для отправки в Китай были подготовлены 447 человек, включая наземный технический персонал, специалистов по аэродромному обслуживанию, инженеров и рабочих по сборке самолётов. По «воздушному мосту» из
Алма-Аты в
Ланьчжоу в октябре были переправлены две эскадрильи - бомбардировщиков
СБ и истребителей
И-16. В ноябре 1937 года в Китай была направлена вторая группа бомбардировщиков СБ под командованием капитана
Ф. П. Полынина, с этой группой прибыло около 150 добровольцев. В конце 1937 - начале 1938 года тремя группами в Китай была направлена эскадрилья истребителей
И-15 под командованием
А. С. Благовещенского, а к июлю 1938 года - эскадрилья бомбардировщиков СБ в составе 66 человек во главе с полковником
Г. И. Тхором. В итоге к середине февраля 1939 года в Китай на разные сроки прибыли 712 добровольцев - лётчиков и авиатехников.
Следует отметить что до 1941 года помощь Китаю кроме СССР не оказывал практически никто. Только в октябре 1941года США предоставили Китаю кредит аж на целых на 50 млн. долл.
За это же время только США поставили в Японию военных материалов более чем на 500 млн. долл.
Были ли эти затраты оправданы?
да. каждый доллар потраченный нами на помощь Китаю окупился полностью.
Японская армия не смогла разгромить Китай и навязать ему свою волю. Скованная сопротивлением китайской армии она была вынуждена отказаться от эскалации спровоцированного ею же конфликта на Халхин-Голл.
И в 1941м ,в период наивысшего напряжения сил СССР Япония к расширению войны тоже не оказалась готова.и была вынуждена сначала перенести ее на 1942год , затем поставить в зависимость от успехов войны на Тихом океане.
Об этом следует помнить всем кто считает что помощь Сирии может обойтись нам слишком дорого.