Про усыновление. Продолжение 1.

Jun 30, 2016 20:00

Самый нудный пост, но он нужен для объяснения многих нюансов, - бюрократических, правовых,  психологических,  - с которыми нам пришлось встретиться. Немного в рассказе надо вернуться к тому времени, когда мы с мужем решили, что начнем делать шаги к усыновлению ребенка.

Первым делом надо было выянить, сможем ли мы усыновить или лучше оформить опеку. Сможем ли мы взять ребенка маленького - младше двух лет.  И есть ли в принципе у нас шанс, учитывая скромные параметры квартиры, в которой мы живем.

Чтобы проконсультироваться с юристом, который "в теме", я позвонила в Национальный центр усыновления.Подняла трубку директор центра, словоохотливая доброжелательная женщина. Она минут сорок рассказывала о существующих вариантах, разбирала нашу ситуацию, приводила примеры из жизни, где вопрос решался позитивно, несмотря на кажущиеся непреодолимыми барьеры.

Итак, трудности нашей ситуации:
1. Правильнее всего с психологической точки зрения усыновлять ребенка "младше младшего". Нашему младшему сыну было на то время чуть больше двух с половиной лет. Да и нам самим хотелось бы маленького ребенка. Не обязательно новорожденного, не обязательно "до годика". Но хорошо бы  - на год младше сына.
Но!!!
В Беларуси есть закон, что разница в возрасте между усыновителем и усыновляемым должна быть не более 45 лет.  А мужу уже на тот момент было 51. То есть по закону ему можно взять ребенка только шести лет и старше. Однако, как позже объяснила директор НЦУ, все решается в суде. И, так как все же "главный воспитатель" и тот, кто больше всего занимается детьми  - мама, а мне было 40 лет, то шансы на положительное решение есть, и немалые.
На форуме еще приводили пример усыновления женой, а муж потом доусыновлял, но в нашей ситуации это сложно сделать, так как даже если я вышла бы на полную ставку на работу, у меня была бы зарплата недостаточная для содержания хотя бы двух человек (я + ребенок). Воспитатели  и психологи в системе образования получают просто нищенские деньги. Я довольно долгое время практически занималась "благотворительностью", проводя развивающих кружок при садике, и получая за месяц сумму, равную одной ночной смене на заводе мужа.

2. Квартира.
Мы живем в квартире у моей мамы. В общем-то, я тут неотлучно живу с пяти лет, с самого переезда.
К сожалению, у нас всего две комнаты на пятерых: в одной размещается мама, в другой - мы вчетвером. У нас сейчас комната побольше. Если бы родился ребенок, то без проблем было бы разместить его с нами. Место для кроватки есть. Другой вопрос - как посмотрят на это органы опеки.  Квадратных метров у нас тоже не хватает, мы стоим на очереди и исполкоме.
Прочитала на форуме и сайте НЦУ, что было много положительных решений по поводу усыновления в семьи, у которых вообще своего угла нет. Они усыновляли на съемные квартиры.
Забегу чуть вперед и сразу напишу, что из-за параметров квартиры в отделе опеки нам сразу сказали, что оформить опеку не разрешат ("обращайтесь в Отдел опеки по месту нахождения ребенка, пусть они сами решают"). Поэтому остался вариант только с усыновлением  (чуть позже, после личной консультации в центре усыновления: "если НЦУ дает добро в вашей ситуации, то мы не против, мы боимся только НЦУ").

Итак, что было после звонка в НЦУ.
На сайте НЦУ я посмотрела график обязательных курсов для усыновителей. Оказалось, что летом они проводиться не будут. И, если и есть возможность попасть на курсы в одном из районов Минска, то надо поспешить со сбором документов.
Поэтому первым делом я пошла в Отдел охраны детства нашего  района, чтобы показаться и сообщить, что мы собираемся усыновить ребенка. Мне дали список необходимых документов и бланки медосмотра.

В тот самый первый раз специалист по усыновлению была занята, и меня принимала другая женщина, сидящая за соседним столиком с ней. Она, услышав о нашем намерении, смерила меня взглядом и спросила: "А зачем вам это нужно?" И по ее взгляду я поняла: что бы я ни сказала, она в этот ответ заведомо не верит.
Я что-то ответила, она задавала другие вопросы, доказывала мне, что у нас бредовая идея: имея двоих детей, имея возможность самим родить еще - брать чужого ребенка в семью. Говорила резко, может, проверяла "на вшивость", не знаю. Но помню, что я расплакалась. После каких конкретно слов - уже не вспомню, но я попыталась ей рассказать про того самого мальчика из Борисовского дома ребенка, который как-то вот притянул мое внимание. И помню ее резкое замечание на мое: "Почему же тогда он так долго в базе данных, и его никто до сих пор не забрал?" - "Значит, у него такая болезнь, что никто связываться не хочет".

Но ведь мы-то готовы! Хотим!
Понимаю, что сначала надо пройти курсы и психологическое собеседование, отстоять свое право на судебном заседании. Что важно каждую семью "просеять" через сито, чтобы ребенок не оказался в опасной для развития и жизни среде. Но не с первых же шагов "отшивать" потенциальных усыновителей. Я тогда не читала еще блог Петрановской, поэтому меня очень расстроило такое вот изначально грубое и бездушное отношение человека, который может способствовать устройству ребенка в семью.

Далее. Мы начали проходить медосмотр, собирать документы. Оказалось, что в списке есть такие, которые там и не должны быть. Например, характеристика с места работы.

Чтобы не писать долго, в двух предложениях: после одного из очередных посещений Отдела охраны детства, мне сказали, что квартира нереально маленькая и муж слишком "старенький". "У нас в районном суде такое не проходит!"

Я в расстройстве отправилась с этими вопросами на личную консультацию к директору НЦУ. Она меня успокоила, что все может решиться положительно. Надо продолжать двигаться к цели. А специалисты нашей опеки просто бояться после недавнего неудачного суда с отрицательным решением в случае, когда один родитель был старше положенного возраста. Но ситуация той семьи была совершенно противоположной нашей: там мама была старше пятидесяти, а папа - молодой "мачо", который на вопрос: "А как вы общаетесь с вашим сыном от первого брака?",  ответил что-то типа: "Ну, он же далеко от меня (в другой стране), уже большой, зачем мне с ним общаться..."

На последние перед летом курсы записаться мы не успели - курсы в том районе начались раньше графика. И оказалось, что ближайшие начнутся только в конце августа в НЦУ или осенью в нашем районе. Районные раз в неделю вечером, т.е. в удобное время для работающих. В НЦУ  - тоже раз в неделю, но начало в 14.00,. Но в НЦУ лучше с точки зрения информативности...
Посовещавшись с мужем, решили. что он договорится на работе и запишемся в Центр усыновления, как сказала мне одна из приемных мам на Фестивале усыновителей - "самое правильное место для прохождения курсов".

Продолжение следует...

приемный ребенок, усыновление

Previous post Next post
Up