May 19, 2020 00:20
Не знаю, сколько раз мне нужно пересмотреть сериал, чтобы выплеснуть в слова то, что накопилось в душе. Но что-то мне подсказывает, лучше изъясняться я все равно не стану, так что лучше сейчас. И да, здесь будут заметки Капитана Очевидность, заранее прошу простить меня за это.
История дружбы Азирафеля и Кроули возвращает изрядную долю доверия к этому миру миру (о чем-то похожем писала Лиза однажды, я с ней соглашусь). Ну просто эти двое... нет, вы только подумайте: шесть тысяч! лет дружбы. Существ, которые не связаны между собой никакими социальными условностями, обязательствами, которые друг от друга не то, что не зависят, а даже наоборот - обречены быть врагами друг другу, ненавидеть и строить всяческие козни. Это дружба не благодаря, а вопреки. Завязанная на общности интересов, определенной доли жизненных ценностей - и совершенно иррациональном доверии друг к другу. И да, это любовь (совершенно не обязательно в романтическом контексте, но и не обязательно вне этого контекста), очень сильная, но тоже вопреки. А самое интересное то, что часть эмоций они не осознают, а еще часть - не проговаривают вслух. И не только из-за страха перед начальством. Просто если позволить некоторым словам быть произнесенными, кое-кто останется не то, что без брони, но даже без кожи - а это очень больно, знаете.
И да, это история о той любви и той дружбе, где оба существа в паре абсолютно самодостаточны. Они нужны друг другу, но именно для близости (душевной, прежде всего) и полноты ощущений, полноты радости жизни, а не для того, чтобы затыкать друг другом какие угодно бреши. Они оба - взрослые, самостоятельно мыслящие личности, со своей индивидуальностью, увлечениями и вкусами, способные жить каждый сам по себе, не растворяясь в другом. Они дружат не потому, что каждый не может быть собой в отдельности от другого, а потому, что вместе веселее и лучше. Они не видятся порой десятилетиями (как минимум - в силу специфики своей работы) - но при этом не перестают быть важны друг для друга, не перестают любить и помнить, даже если не говорят об этом (и да, их пример должен приносить утешение и надежду всем, кто рискнул завести отношения на расстоянии, как мне кажется). Им не надо каждый день доказывать что бы то ни было друг другу, в их отношениях всегда остается константа, которая не зависит от длительности разлуки. Это очень красиво и трогательно, на самом деле.
Я обещала, что это будет пост про фанфики, поговорим теперь о них. В большинстве этих самых фанфиков есть одна штука, которая мне очень не нравится: я не вижу в них тех существ, которых мне показали в сериале. Вместо них я там обычно вижу двух подростков, одержимых первой влюбленностью на фоне полового созревания. Не то, чтобы в первой влюбленности было что-то плохое, я сама там была (просто фанфиков об этом не писала). Просто история немного не о том. И сексуальный аспект, даже если предположить его наличие, в каноне совсем не главный, ну то есть вообще. Но даже не это главное: в большинстве фанфиков не прослеживается вот эта цельность каждого из персонажей, их самодостаточность в отрыве друг от друга. Одержимость сама по себе не есть хорошо, а когда эту одержимость навязывают героям, которым она не свойственна - охота читать пропадает вовсе. А жаль, хочется все же что-нибудь почитать иногда. Англоязычные работы спасают мало, и дело тут не только в трудностях перевода: переводные фанфики мне так же трудно читать. Я могу ошибаться, но большинство зарубежных фанфиков страдает передозировкой пафоса и чрезмерной приторностью каждой строчки. И это касается не только фандома Оменсов, меня это ощущение преследует со времен "Хауса". А может, я просто мало изучила иностранные тексты, не знаю. Но вернемся к истории самих отношений Азирафеля и Кроули.
Мне нравится то, как они познакомились. Нравится то, как Кроули говорит это свое "шутка не удалась", Азирафель не слышит и переспрашивает - а Кроули повторяет сказанное. Давая понять, что разговаривал не сам с собой, а именно с ним, с ангелом. Нравится этот искренний восторг в глазах демона, когда ангел говорит про меч. Восторг от того, что у этого ангела есть и собственное мнение, и способность действовать самостоятельно, пусть даже и завернутые в бесконечные метания между тем, как правильно и как должно. Нравится вот эта искренняя улыбка, которую он позволяет увидеть ангелу, и тот улыбается в ответ, и не менее искренняя (но не злая) подначка, которую ангел принимает за чистую монету. Ничего еще нет: ни Соглашения, ни общих воспоминаний, и даже мир был сотворен только вчера. Но доверие уже есть - ничем не объяснимое и неправильное для кого-то, но очень правильное для них - и вот уже демон укрывается под крылом ангела от Ее гнева (мне нравится эта версия, да) и начинающейся грозы.
И да, я очень люблю Азирафеля, очень ценю все хорошее, что в нем есть (а хорошего действительно много). Мне очень нравится то, как он сыгран (в кои-то веки Теннанту достался партнер по площадке, чей уровень мастерства примерно равен его собственному). Но я уже говорила и скажу еще раз: Кроули я люблю чуточку больше, по ряду причин. Он гораздо больше травмирован по сравнению с ангелом, преисполненным ощущения благодати и святости. Парадоксальным образом, он в гораздо большей степени принимает ангела таким, как есть, чем Азирафель - его самого. Именно Азирафель постоянно напоминает другу о разнице между ними, о том, что им положено быть врагами. Однажды эта разница станет для ангела принципиальной - в тот момент, когда у Кроули включится программа "хватаем все свое и бежим". Свое, в понимании Кроули - это ангел, остальное не так уж важно. И именно Кроули шесть тысяч лет методично, слой за слоем, будет ковырять стенку между ними (Азирафель тоже, но в меньшей степени). Раз за разом выслушивая тирады про "мы не друзья", "это твои происки", "демону положено так поступать". Слушает и ковыряет, ковыряет и слушает... Приходит на выручку, когда не просят и не ждут. Заботится, когда ангел и сам способен о себе позаботиться, но хочется сделать ему приятное. Чуть ли не прямым текстом признается в любви там, в церкви. Спасти от расстрела - это еще куда ни шло, можно списать на обычную дружескую заботу. Книжки - это уже гораздо более интимный момент. И дело даже не в том, что он отдельно позаботился о спасении книг. Дело в том, что он заранее понял, угадал, что ангел, защищая их обоих от взрыва, не вспомнит о книгах. Это очень-очень личное, для этого нужно знать человека (или ангела) очень хорошо. Но главное то, что Азирафель прекрасно все понял... не прошло и шесть тысяч лет, ага. А эпизод с просьбой достать сввятую воду - еще один момент истины для ангела. Внезапно выясняется, что это больно, думать о возможном самоубийстве Кроули. Больно до такой степени, что легче его оттолкнуть, чем признать эту боль и попробовать что-нибудь с этим сделать. Легче снова сказать, что нет, мы не друзья...
Ты правда в это веришь? - говорит Кроули, а за этим читается: ты веришь в ерунду, но я принимаю тебя таким, какой ты есть.
Я помню, как ты пахнешь. Я никогда тебя не обману. Я приду к тебе, где бы ты ни был. Я буду кричать, что никогда о тебе не вспомню, но какой смысл лететь к звездам без тебя?
И когда конец все же приблизится, я обязательно что-нибудь придумаю, чтобы его отменить - просто потому, что об этом просишь меня ты. А иначе ты никогда больше не будешь со мной разговаривать. Я остановлю время, чтобы не дать этому случиться.
И даже если у тебя не будет ни твоей стороны, ни собственного дома... я буду рядом. Я отвезу тебя к себе. Отвезу домой, что бы это ни значило.
Если это не любовь, тогда я не знаю, что это. Ладно, ушла, простите.
good omens