х/ф "Апокалипто" Фильм у Гибсона получился, на мой взгляд, потрясающий. Наверное, это один из лучших фильмов, которые я видела. Захватывающее, атмосферное и безумно красивое, хотя и довольно жестокое зрелище. Отличная игра актеров, большинство из которых не являются профессионалами. Настоящие южноамериканские тропики. Аутентичный язык. Все это создает потрясающую атмосферу, позволяющую зрителю перенестись во времена заката таинственной цивилизации майя и прожить несколько страшных судьбоносных дней вместе с героем фильма.
Главный герой фильма - юноша по имени Лапа Ягуара.
Сюжет фильма строится на его истории и становлении его из простого охотника в героя, преодолевшего свой страх, совершившего массу волевых поступков во имя спасения того, что ему дорого. В начале фильма он муж, отец, человек неординарный и наделенный развитой интуицией, который живет в маленькой деревне и живет охотой, как и его односельчане.
В один миг его мир рушится. На деревню нападают городские, убивают и насилуют соплеменников, большинство берут в плен, не трогая только детей. Лапу Ягуара уводят в город майя.
Там его и его товарищей должны принести в жертву для улучшения аграрной обстановки в стране. Но Лапа не может умереть. В родной деревне в колодце он спрятал жену на сносях и сынишку. Он обязан вернуться до того как пойдет дождь. Он обязан победить свой страх.
«Главный злодей в фильме на самом деле не человек, а страх - говорит Гибсон. - Герой должен побороть свой страх, а борьба со страхом актуальна для каждого из нас».
Несмотря на внешнюю простоту, сюжет держит в безумном напряжении буквально до последней минуты. Потрясающая история человека, который за считанные дни становится героем, благодаря воле к жизни, силе любви к своим близким, победе над страхом. И не только он. Не меньшее восхищение вызывают и его соплеменники: женщина и малыш на дне колодца, не проронившие ни слезинки, верящие до последнего; дети, оставшиеся одни в лесу, успокаивающие угнанных в рабство родителей; маленькая девочка, пророчащая гибель цивилизации...
Фильм снимался в Веракрусе и Катемако, потому что это одно из последних мест в Мексике, где еще сохранилась участки тропического леса. При подготовке к работе над картиной Гибсон и сценарист Фарад Сафиния изучили массу мифов майя о творении и разрушении, включая священный пророческий текст «Пополь-Вух». Они ознакомились с теориями гибели цивилизации майя, совершили путешествие по местам майя. Консультантом фильма стал доктор Ричард Д. Хансен, археолог и эксперт по цивилизации майя.
Кастинг актеров проводился по всей Мексике, преимущественно на Юкатане, в Мехико, Оахаке, Веракрусе и Катемако. Подходящие типажи искали в Южной Калифорнии, Нью-Мексико, в Эдмонтоне, Калгари, Торонто и Ванкувере, а также по всей Центральной Америке. В итоге: трое актеров - канадцы, двое - жители США, остальные родом из Мексики и других стран Центральной Америки, в том числе более 700 человек массовки, которые воссоздают многообразное общество майя. Некоторые молодые актеры были найдены даже в изолированных индейских общинах.
На роль Лапы Ягуара был выбран Руди Янгблад - представитель коренного населения Америки, потомок племен команчей, яки и кри. Руди - участник индейских церемоний, танцор и певец, а также спортсмен (он занимается боксом и бегом по пересеченной местности). Благодаря своим физическим данным, множество трюков в картине он исполнил самостоятельно.
В роли гада-наемника, который травит Лапу Ягуара снялся Рауль Трухильо - индеец из штата Нью-Мексико, актера кино и телевидения («Черная мантия», «Новый мир»), танцор и хореограф. «Он симпатичный парень, поэтому нам пришлось немного его изуродовать, - говорит Гибсон. - В фильме он выглядит довольно жутковато». Ужасно мерзкая рожа получилась из Трухильо!
Во многих ролях фильма заняты непрофессиональные актеры. Например, одного из персонажей сыграл мексиканец Родольфо Паласиос. Ему пришлось каждый день выдерживать семичасовые сеансы нанесения сложной паутины татуировок, которыми покрывали все его лицо и тело, чтобы придать ему пугающий вид. А роль соплеменника Лапы Ягуара, обаятельного недотепы, сыграл канадец Джонатан Брюер, живущий в резервации, где он играет на сцене и учит детей основам культуры их предков.
В роли жреца снялся Фернандо Эрнандес - майя из мексиканского города Чапас, в настоящее время живущий в Канаде, где он проводит традиционные обряды исцеления.
В маленькой роли старого однорукого сказителя, который при свете костра рассказывает соплеменникам легенды, задействован настоящий сказитель майя, которого отыскали в крошечной юкатанской деревушке.
Остальные роли сыграли танцоры, мимы, акробаты, гимнасты, цирковые артисты, театральные и уличные актеры, музыканты, а также ассистент с телевидения и даже учитель начальных классов из Канкуна.
При этом Гибсон столкнулся с практически неподъемной задачей: ему нужно было научить всю эту разношерстную компанию говорить на юкатекском диалекте языка майя, который сохранился только на полуострове Юкатан. В течение пяти недель носители юкатекского диалекта учили актеров правильно произносить свои реплики. Кроме того, всем актерам раздали по MP3 плееру, чтобы они могли постоянно слушать диалоги из фильма. Тренеры по произношению постоянно присутствовали на съемочной площадке, при необходимости поправляя произношение персонажей и внося в их речь дополнительные коррективы.
Художник-постановщик фильма Том Сэндерс досконально исследовал архитектуру майя, приемы, применявшиеся при строительстве их городов, включая оборонительные сооружения, пирамиды, площади, памятники, здания, хижины, рыночную площадь и т.д. Тесно сотрудничая с консультантом картины, доктором Ричардом Хансеном, Сэндерс детально изучил инструменты майя, их оружие, утварь, ткани, и только потом приступил к строительству. «Практически все, что вы видите в фильме, включая реквизит, было сделано вручную в Мексике», - говорит Сэндерс. Пирамиды, построенный Сэндерсом и его помощниками были вдохновлены пирамидами древнего города Тикаля, некогда являвшегося одним из крупнейших городов майя.
Практически все предметы одежды были сшиты вручную сотнями мексиканских мастеров. А наряды в фильме просто потрясающие, и все же верх величия - это наряд из бирюзовых перьев у вождя майя и его женщины.
На то, чтобы загримировать некоторых персонажей фильма требовалось до четырех часов. Причем, глядя на массовку в сцене жертвоприношения, ясно, что второстепенным персонажам уделялось времени не меньше, чем главным героям.
Художники по гриму постарались передать некоторые специфические деформации тела и лица, которые символизировали у майя определенный статус. Все актеры и статисты должны были носить специальные ушные украшения: удлиненные мочки ушей, в которые вставлялись кости или камни, являлись характерной чертой древних майя, для этого пришлось прибегнуть к специальным силиконовым накладкам, которые разрисовывали вручную, чтобы они смотрелись естественно на фоне кожи актеров.
Распространенной среди майя практикой, была деформация черепа. Спустя несколько месяцев после рождения ребенка, ему зажимали голову дощечками, из-за которых лоб сплющивался, придавая черепу характерную майянскую форму. Чтобы сымитировать этот эффект, многим актерам подбрили головы, сделав лоб более высоким, и надели дополнительные накладки из волос.
Благодаря усилиям всей съемочной группы, и конечно, в первую очередь, Мэлу Гибсону, мы имеем возможность погрузиться в иную эпоху загадочной цивилизации майя. «Мы хотели, чтобы все было как можно более правдоподобным», - говорит Гибсон. И ему это удалось. Так про индейцев еще никто не снимал.