Премьера пьесы “Самоубийство влюбленных в Сонэдзаки” состоялась в Осаке 7 мая 1703 года через месяц после трагической смерти прототипов главных героев. А сегодня мы сидели в третьем ряду театра имени Пушкина и смотрели эту пьесу японского театра Бунраку.
Автор пьесы Тикамацу Мондзаэмон, «японский Шекспир». В его время в Японии были популярны двойные самоубийства влюбленных. Если мужчина и женщина по каким-то причинам не могли жить вместе, они убивали себя, написав стихи и объяснив окружающим причины своего ухода из жизни. Зрители того времени верили, что души умерших вернулись на землю и воплотились в куклах на сцене.
Сюжет до безобразия прост.
Приказчик Токубей и куртизанка О-Хацу любят друг друга. Но мачеха Току хочет женить парня на племяннице его работодателя. Более того, женщина уже взяла заплаченные за это денежные средства. Еле выдрал Току эти деньги у мачехи, чтобы вернуть их работодателю и убраться из Осаки восвояси. И черт дернул Току дать в долг другу эти деньги. Друг этот оказался вовсе не друг, и даже не "так", а настоящий змей. Он отказался отдать деньги и обвинил Токубея в мошенничестве. Опозоренный добряк Току решает уйти из жизни, его верная подруга желает последовать в Нирвану вслед за возлюбленным. После долгих заламываний рук в последней части пьесы Токубей закалывает саблею свою О-Хацу, после чего убивает себя тем же холодным оружием. "В общем все умерли"(с)
Несмотря на незамысловатость сюжета, спектакль театра Бунраку смотреть было ужасно интересно! Во-первых, конечно потрясающие декорации. Во-вторых, очень красивые куклы, одетые в роскошные яркие костюмы. Куклы, каждой из которых управляют три кукловода, одетые в черные одежды, скрывающие даже лица, создают удивительное впечатление живых существ. Каждую куклу ведут три артиста. Один отвечает за движения головы и правой руки, другой - только за движения левой руки, а третий - ног. Все новички начинают с ног. "Два кукловода, ведущих левую руку и ноги, чувствуют тонкие движения головы и правого плеча, подхватывают их, работая как одно целое. От этого кукла движется так плавно, что порой кажется более реальной, чем живой человек. Мастер манипулирует головой и правой рукой, а два других кукловода через куклу ощущают себя его частью. Это такое чувство, благодаря которому многому можно научиться" - рассказывает Ёсида Тамасё, кукловод театра Бунраку.
В-третьих, спектакли театра Бунраку полностью "озвучиваются" специальным человеком - певчим сказителем ("таю"), поющим под аккомпанимент сямисэна.
В общем удивительное, экзотическое, очень красивое представление.