Анна Борисова "Креативщик" - второй роман автора, скрывающегося за псевдонимом Анны Борисовой. Первой была книга «Там», которая повествует о жизни после жизни с точки зрения разных религиозных верований. Отзывы читателей на дебютный роман Борисовой не были лестными. Но судя по второй книге, автором были учтены все предыдущие ошибки. Результатом стал роман, который если и нельзя назвать восхитительным, то уж увлекательным - как минимум.
Как и «Там», «Креативщик» касается темы Бога, Дьявола, тайны жизни и смерти. Идеи, что использует автор в книге, безусловно, не новы, и все это где-то уже было, но завернутые в яркую обертку повествования с аппетитом поглощаются пытливым читателем, словно яблоко с древа познания.
Итак, белоголовый старик просыпается в квартире с окнами на Санкт-Петербург. Он надевает элегантный льняной костюм поверх нательной рубахи, штиблеты с круглыми носами. «Последним штрихом стала чудесная трость с серебряным набалдашником в виде раздвоенного копытца. Она окончательно превратила старую развалину в пожилого джентльмена, даже денди», - так описывает Борисова впервые появившегося перед нашими глазами героя. И пока герой смотрит в окно на город, мы, конечно же, не можем не почувствовать запах серы в лучших традициях Булгакова.
К слову, к Булгакову Борисова будет неоднократно обращаться на страницах романа. Причем делает она это изящно, играючи, но без часто встречающихся в современной отечественной литературе потуг на подражание Мастеру.
На протяжении всей книги главный герой рассказывает разным людям всевозможные байки, представляясь им то креативщиком, то сценаристом, а то и вовсе гештальт-терапевтом. Сначала он застревает в лифте с девочкой, которую он развлечет рассказом о новом телевизионном реалити-шоу. У подъезда прочтет пьесу о женском счастье одинокой пожилой женщине. Водителю такси он вольно перескажет пушкинскую «Сказку о царе Салтане». Старичку в инвалидной коляске поведает интереснейшую теорию о природе жизни и феномене дежа вю. Будут на его пути и другие интересные встречи. Никого странный пешеход не оставит без интересной беседы. И для каждого, встретившего на своем
пути белоголового мужчину, эта встреча станет судьбоносной.
Любопытные метаморфозы будут происходить и с самим героем. Почему книга о старике, а на обложке книги изображен белоголовый малыш, почему главный герой обладает поразительной способностью влиять на жизни людей, кто он
вообще такой, этот удивительный герой - все это вы сможете узнать, прочитав роман.
Кульминацией книги является монолог Белоголового о сотворении мира, о месте Бога и Дьявола в небесной иерархии, о дуализме добра и зла. Если бы автор, скрывающийся под псевдонимом Анны Борисовой, хотя бы долю подобного озвучил в Средние века, гореть бы ему на кострах инквизиции. Впрочем, идеи, что использует Анна, как я уже сказала выше, не новы. Полагаю, Борисову вдохновили, среди прочих, гностики, альбигойцы, манихейцы, но особенно, как мне кажется, на создание этой книги повлияли идеи секты люциферитов. А может просто идея витала в воздухе, да так (по воздуху) и добралась до фантазии писательницы. Как написал в своем отзыве о книге писатель, сценарист и режиссер Павел Санаев, эта книга - «искушение для нетвердых». Пожалуй, я склонна с ним согласиться. Если не чувствуете в себе сил сопротивляться искушению - не берите в руки этой книги.
Книга, несмотря на серьезность поднимаемых в ней вопросов и спорность утверждений, читается очень легко. Практически «запоем». Причиной тому легкий язык Борисовой, увлекательная и ироничная болтовня главного героя, а также отличная эрудиция и чувство юмора автора книги.
(с) Суслова Екатерина для газеты "Русская мысль"